Экспедиция на север Ивделя (3)

Окончание.

Начало Часть 1 https://xn--b1ag8a.xn--p1ai/news/munnews/12124

Часть 2 https://xn--b1ag8a.xn--p1ai/news/munnews/12205

            

К подножию Тумп-Капая

На горе Тумп-Капай

Спать легли по команде, в двенадцать часов, так как наутро надо было рано вставать. Дорога к подножию Тумп-Капая не близкая, трудная, и путники боялись не успеть вовремя, необходимо еще было взойти на гору, что являлось одной из целей экспедиции. Также ожидали, что к участникам присоединится и Валерий Анямов, но у него появились дела, и пойти со всеми он не смог.

Утром, подкрепившись и умывшись, экспедиция начала дорогу к горе. Как уже говорилось, дорога была ужасной, а если быть точнее – дороги не было совсем. Ехали по так называемому Баженовскому профилю: широкой полосе вырубленного леса. Хотя лес и был вырублен, дороги, как и следовало ожидать, никто не прокладывал. Это был все тот же лес. Машине пришлось даже в одно время восемь километров ехать по реке, и возможно это была наиболее «гладкая» часть пути.

По дороге много раз останавливались, чтобы расчистить завалы леса, нанесенные течением или свалившиеся от ветров. Делать это приходилось настолько часто, что в итоге путники сильно припозднились, и приехали на место только часам к пяти вечера. Один раз по дороге, когда мужчины вышли расчистить дорогу, на глаза экспедиторам попалась медведица с медвежонком, которые быстро скрылись в лесу, оставили только следы, которые сфотографировала Татьяна.

Михаил брал с собой охотничье ружье, но во время пути, конечно, не охотился, он уже заранее собирался остаться в лесу.

Поскольку времени было мало, на красоты никто не заглядывался, хотя, конечно, их было очень много. Лишь раз, на одной из рек, участники остановились, чтобы перекусить, и было это уже в два часа дня. Там Миша рассказал, что уже недалеко находится другая гора, которая по-мансийски называется Коеква, или Гора Женщина. Почему она женщина он объяснять не стал. Он вообще не хотел особо вдаваться в названия мансийских мест.

Например, о горе Тумп-Капай он умолчал. Известно, что слово «тумп» означает «возвышенность, остров», а вот что такое Капай? Как правило, манси не охотно делятся своими секретами, особенно если тема касается чего-то сакрального, священного, и когда рядом находятся женщины, которых не посвящают в подобного рода вопросы. Но вопрос этот был исследован уже давно.

В интернете эту гору можно найти под названием Гумпкапай, что является ошибкой русских топономистов, и ошибкой довольно старой. Сами манси говорят, конечно, Тумп. Переводится это название как «Гора-великан», или, иначе – «Остров-великан». Находится она на Северо-Западе Ивдельского городского округа, на самой границе с Вишерским заповедником, и в высоту она достигает 1140 метров. К ней-то и повернули свои стопы, а лучше сказать – колеса, участники экспедиции, и прибыли довольно поздно.

Полянка, на которой мы остановились, была совсем небольшой и очень холмистой. Внизу бежала небольшая река, горная, холодная и очень прозрачная. Чуть выше реки, но ниже остановившейся машины расположилась охотничья избушка, совсем маленькая, старая и ушедшая в землю. Миша сказал, что построили ее еще в девяностом году сами манси.

Очень низкий и узкий вход, внутри достаточно просторно, чтобы сидеть, не пригибаясь на широких деревянных лежаках, и железная печка. Стены внутри были расписаны фамилиями и именами, скорее инициалами. «А. Евгений Ю. 16.08.14», гласила одна надпись. «Курикову Василию П.» – гласила другая. «Д. Андрей И. 14.0[].17» – говорила третья. Миша сказал, что подписываются тут сами манси, а не туристы. В целом, вся избушка была исписана датами, даже снаружи.

От этой избушки, даже без короткого перекуса, так как время было позднее, вооружившись посохами, взяв все теплые вещи, которые только могли, участники экспедиции пересекли вброд реку-ручей, что текла мимо их лагеря и начали восхождение.

Миша бежал впереди всех. Привыкший к подобным прогулкам, он, на вид отнюдь не гигант, очень легко поднимался по склону, который становился все круче и круче. Пройдя пару километров вверх, несколько участников экспедиции решили не продолжать дорогу. Вспомнились слова Валеры Анямова, который накануне в Ушме вспоминал подобное восхождение с несколькими туристами, часть из которых остановилась по дороге и дальше не пошла, и Валерий предположил, что так же будет и в этот раз. Остальные продолжили путь вверх.

Чем дальше, тем подъем становился круче, ветер усиливался, количество одежд на путниках увеличивалось. Однако из-за позднего времени задержаться подольше и наглядеться на красоту не получалось, а гора и на самом деле оказалась великаном. Часам к одиннадцати все вернулись назад к стоянке, где их уже ждал ужин, приготовленный отставшими участниками.

Последнюю ночь встречали песнями у костра, но все настолько были утомлены дорогой и восхождением, что без всякой команды разошлись по своим палаткам и избушкам. Завернулись в спальные мешки и окунулись в сон.

Наутро Миша со всеми попрощался, сказал, что останется, а домой вернется сам, пешком, когда придет время.

Павел Николаевич, директор заповедника, расспросил Мишу и аккуратно внес информацию в свои заметки.

Миша передал в дар заповеднику люльку своего погибшего малыша Антона, по-мансийски она называется «апа». Сделана она из березы, с наклоном для спины.

Дорога домой

Назад ехали почти без остановок, поэтому к Ушме прибыли, примерно через пять часов. Там прошло еще одно чаепитие, в котором участвовал еще один местный житель, манси Степан Анямов. Наиболее разговорчивый из всех местных. К сожалению, пока с ним не удалось подробно обсудить все, что хотелось, отложили на потом. Здесь заповедник получил еще один подарок – небольшое берестяное ведерко совт (манс.) - набирушку.

В Ивдельском округе манси живет уже мало человек, и с каждым разом их становится все меньше. Вместе в Ушме и Тресколье наберется человек двадцать, да и у них молодежь разъезжается, не желая жить лесной жизнью, уезжают, учатся, поступают учиться дальше. Многие давно обрусели, и живут обычной городской жизнью. Хорошо это или плохо? Наверное, дать этому оценку нельзя, живут так, как хотят жить, и это не остановить. Одна проблема, что цивилизация не очень хорошо сказалась на некоторых представителях этого малого народа, навредила им, из-за чего случается много смертей.

В Ивдель, уставшие, но довольные, путники вернулись к семи часам вечера, но отдыхать не пошли, да и работники музея с начальником Управления по культуре Галиной Викторовной Комляковой уже дожидались путников. Все собрались в музее, чтобы обсудить итоги экспедиции, и сделать выводы.

Цель всего мероприятия, которую преследовали гости из Красновишерска, заключалась в том, чтобы выяснить браконьерские пути через нашу территорию в Вишерский заповедник. И такой путь был найден – через гору Тумп-Капай к истокам Вишеры. Путь хоть и был непроходной и непролазный, но следы квадроциклов и пребывания людей попадались часто – в виде мусора, консервных банок, пачек сигарет и прочего, что любит оставлять «царь природы» на своем туристическом пути. Поэтому сейчас заповедник предпримет меры для сохранения своих границ, и вновь его сотрудники приедут на следующий год, чтобы проверить, существуют ли еще дороги к ним на Вишеру.

Заместитель директора по науке Сергей Зимин представил в небольшом докладе свою деятельность по установке фотоловушек в лесах заповедника. Участники уви-

дели интересные кадры, на которых животные, не зная о присутствии наблюдателя, спокойно прохаживались среди белого дня. Например, считалось, что лось – это животное активное больше ночью, но видео показало, что если человека рядом нет, лось не против найти себе пищу и днем, потому что ему днем тоже легче искать еду, чем среди ночи.

Ну и конечно, заглянули в блог Татьяны Хейворт, где прочитали восторженные возгласы об Ивделе, который, как известно, всегда вызывает у туристов восхищение. Помимо того, что сами гости по-доброму позавидовали, что у нас такой красивый город, еще и комментаторы в соцсетях были искренне впечатлены его видом, некоторые даже потребовали себе того градоначальника, который им управляет.

Уже поздно вечером собрание разошлось. Наутро гостям из Красновишерска предстояло вернуться домой, а сотрудникам музея вновь приступить к работе. Однако на этом история этой маленькой экспедиции не заканчивается, она продолжится новыми походами в следующем году, а также дальнейшим сотрудничеством с замечательным заповедником – «Вишерский».

В музее после окончания экспедиции

 Автор: Илья ТРЕМБОВЕЦКИЙ, лектор (экскурсовод) Ивдельского историко-этнографического музея им. И. Е. Уварова.