Экспедиция на север Ивделя (2)

Продолжение. Начало. Часть 1 https://xn--b1ag8a.xn--p1ai/news/munnews/12124

Тресколье

Если до Ушмы дорога была просто плохая, то до Тресколья пришлось добираться через такие ямы и колдобины, что все, кто находился в кузове машины, не раз падали на пол, при этом ехали медленно. Все были довольны тем, что поездка не заняла много времени – в начале семи часов вечера экспедиция прибыла на место.

В Тресколье живет мама Валерия - Александра Васильевна Анямова. Воспользовавшись транспортом, Валерий погрузил в кузов продукты, чтобы привезти их матери. Здесь гости познакомились с его сестрой Анной, и ее дочерьми - Настей и Надей, которые сочетают в себе и мансийскую скупость на слова, и природную скромность, отчего казались еще менее многословными. Однако, если внимательно приглядеться, можно было увидеть, что, как и все дети, они не лишены веселости и задорности.

Грустно было смотреть на опустевший поселок. Кроме Анямовых никто в нем больше не живет. В отдалении – две избы, жители которых переехали кто в Ушму, кто еще куда-то, и мансийские избы стоят без присмотра и медленно умирают. В избах – голо, темно, холодно. Предметы быта, те, что не разобраны, стоят на своих местах, будто кто-то только-только их оставил, и сейчас придет. Кровати – сетчатые, которые раньше ставили в общежитиях. На одной из стен до сих пор висят часы…

Еще более щемящее чувство возникает, когда видишь вокруг дивной красоты пейзажи и среди высоких трав ржавеющие куски техники. Пустота поглотила мансийские поселения, цивилизация пришла, показала им свои блага, сделала их зависимыми и провалилась в никуда с распадом Советского Союза, а манси остались. И только некоторые из них продолжают жить, смешивая старый и новый уклады, но как долго это будет продолжаться? Сколько еще они продержатся?..

 Здесь еще есть возможность увидеть «избушки на курьих ножках». Одна такая стоит на пригорке, низко, так что создается впечатление, будто до крыши заросла травой. Это лабазы, или амбары, в которых манси хранят зерно и прочие продукты. Они представляют собой маленькие домики на четырех, подточенных кверху, столбах. Делается это для того, чтобы не забрался какой-нибудь зверь или зверек. Дверца такого амбара запирается на замок, а если замка нет - по старинке камнем.

Девочки с мамой очень скоро переоделись в мансийские платья. Было приятно видеть их среди лесов и полей в родной традиционной одежде. Вообще, как можно было судить, манси, живущие в Ивдельском городском округе, еще сохраняют некоторые элементы традиционности. Например, миски для собак они делают из бересты - чуманы, рюкзаки носят на крошнях - специальных носилках для груза на спину, а вот в пермском крае уже многое утеряли.

Кстати, собак тут много, и ночью, или в отсутствие хозяев их запирают в специальные клетки, чтобы не утащили дикие звери.

У этих поселков есть одна приятная особенность – по специальной федеральной программе здесь стоят таксофоны, с которых можно звонить на любой номер по всей России совершенно бесплатно. Это большие будки с большими антеннами и телефонным аппаратом, которые работают от солнечных батарей. Для экспедиции это было подарком, так как другой связи здесь нет, поэтому у таксофона в Тресколье выстроилась очередь тех, кто хотел позвонить своим близким или по каким-либо делам.

Понятное дело, что и для самих манси таксофон – вещь очень удобная. Если в городе можно спокойно пойти в гости к другому человеку и выяснить, как у того идет жизнь, то здесь пришлось бы бежать по лесу, и не один час. Конечно, манси в лесу чувствуют себя, как городские жители в Ивделе или в Екатеринбурге, но все же путь долгий и для простой беседы не оправданный. А с помощью таксофона можно связаться не только с городами, но и с соседними поселками, где эти аппараты стоят.

Интернет местные дети видят редко, находят себе игры и развлечения сами, что на самом деле не так уж и необычно для многих даже городских жителей, которые тоже росли без этого нового изобретения, без которого современная молодежь не может представить себе жизни.

Михаил Пеликов и Татьяна ТатариноваПока шли разговоры, пока участники экспедиции, у которых были с собой фотоаппараты, запечатлели все, на что можно было навести объектив, вскипел чайник и Анна позвала всех на чай. Девочки специально для гостей вынесли печенье-хворост, который делали сами.

 К трапезе и разговорам присоединился еще один местный житель - Михаил Пеликов. Его трагичная история известна многим ивдельчанам. В прошлом году, в конце июля, в Лозьве утонула вся его семья - жена Света, тринадцатилетняя дочка Ксюша, десятилетний Василий и младенец (шести месяцев) Антон. Они плыли после обследования из больницы, а вез их по реке их друг и родственник Паша Бахтияров. Когда Миша не дождался возвращения родных, отправился сам на поиски и вскоре обнаружил перевернутую лодку. Утонули все, а тела находили еще долго. Пашу Бахтиярова, про которого думали, что он, испугавшись мести Миши, сбежал, нашли через несколько месяцев, а маленького Антона не нашли до сих пор.

Миша Пеликов согласился стать проводником в дороге на гору Тумп-Капай, куда направлялась экспедиция, поэтому ближе к вечеру, уже в восьмом часу, ГАЗ-66 повернул обратно к Ушме.

Спустя минут десять пути, машина остановилась. В лес уходила едва видимая тропка, ведущая к мансийскому кладбищу. Миша согласился показать участникам экспедиции могилу своей семьи. Идя по этой тропинке в лес, экспедиция натолкнулась, сперва, на могилу отца МишиТимофея. И уже чуть в стороне, ниже по холму, находилась большая могила утонувших.

Мансийские кладбища имеют совсем иной вид, нежели кладбища русские. Во-первых, они находятся в лесу, во-вторых, место захоронения закрывается бревнами, видимо закапывают они своих умерших не слишком глубоко, что связано, скорее всего, с часто мерзлой или каменистой землей, в которой не всегда легко выкопать достаточно глубокую яму. Могила родных Миши была широкой и большой, сверху бревен был постелен рубероид, а по краям аккуратно поставлены пустые баночки из-под йогуртов, перевернутые или лежащие на боку стаканы, фантики от конфет.

 Н. ОстапенкоМиша сел напротив, закурил. Было видно, как ему грустно, потому расспрашивать его ни о чем никто не решился. Через несколько минут, оставив в свою очередь несколько конфет на могиле, экспедиция снова тронулась в путь.

Заночевали на другом берегу Лозьвы, не с той стороны, где жил Валера, а в избе, которую предоставил сам Миша. Кто-то ночевал в палатке, кто-то в избушке. Изба снаружи выглядела современно – с сайдингом, но внутри было примерно так же, как и в избах, что стояли на Тресколье: множество кроватей, один стол, печка, которую Миша заботливо натопил для гостей.

Автор: Илья ТРЕМБОВЕЦКИЙ, лектор (экскурсовод) Ивдельского историко-этнографического музея им. И. Е. Уварова.

Окончание. Часть 3 https://xn--b1ag8a.xn--p1ai/news/munnews/12276