Трое в одной воронке

И каждый из этих троих мог сказать о себе строчкой из бессмертного стихотворения Александра Твардовского: «Я убит подо Ржевом»… А вот в каком году? В страшном сорок первом, грозном сорок втором, как у поэта, в переломном сорок третьем? С поздней осени 1941 года до ранней весны 1943-го здесь сложили головы сотни, тысячи, миллионы советских солдат. Чьих-то сыновей, братьев, отцов, мужей… Это был последний рубеж на подступах к столице, к самому сердцу страны. Краеугольный камень Восточного фронта. Здесь начинала свой боевой путь 375 Уральская стрелковая дивизия. Именно сюда, в Зубцовский район Тверской (Калининской) области, в августе нынешнего года в очередную экспедицию отправился невьянский поисковый отряд «Держава».

В полевой поисковой экспедиции «Вахта Памяти» (летний этап), организованной Межрегиональной молодежной общественной организацией «Поисковое объединение «Тризна» (г.Москва), наряду с нашим отрядом принимали участие поисковые отряды из состава объединения «Тризна», «Омега», «Ориентир», «Атом», а также «Сороть» (поселок Пушкинские Горы Псковской области) и еще один свердловский отряд «Поиск» (г.Ревда). Полевая поисковая экспедиция проходила на территории Зубцовского района Тверской области.

С 10 августа в течение двух недель составом около 80 человек (а в выходные к раскопкам присоединялись еще до 20-30 поисковиков) участники экспедиции вели раскопки на местах боевых сражений в районе Ржевско-Вяземского выступа 1942-1943 годов.

В 1942 году траншеи переходили из рук в руки. И не удивительно, что одни солдаты лежат почти вплотную друг к другу: это была «мясорубка», «прорва» - так вспоминали прошедшие Ржевский рубеж ветераны, выстоявшие, выжившие… «Мы наступали на Ржев по трупным полям» – описывал летние бои ветеран и историк Петр Михин в своей книге воспоминаний. «Впереди – «долина смерти». Ни миновать, ни обойти ее нет возможности: по ней проложен телефонный кабель — он перебит, и его во что бы то ни стало надо быстро соединить. Ползешь по трупам, а они навалены в три слоя, распухли, кишат червями, испускают тошнотворный сладковатый запах разложения человеческих тел. Разрыв снаряда загоняет тебя под трупы, почва содрогается, трупы сваливаются на тебя, осыпая червями, в лицо бьет фонтан тлетворной вони…»

Их здесь и сегодня еще сотни тысяч - убитых, непогребенных… Земля точно выталкивает их из своих недр. Наверно, для того, чтоб мы, сегодняшние, смогли соразмерить цену, которую заплатил советский народ за победу в Великой Отечественной войне, почувствовать всю масштабность потерь и воочию увидеть, что значит стоять за каждую пядь земли. Их здесь десятки павших. И на местах вчерашних раскопок ведутся новые. И вновь находятся останки безымянных солдат, каждый из которых может сказать: «Я убит подо Ржевом»…  

Итогом работы участников «Вахты Памяти» стало обнаружение останков 40 советских военнослужащих и одного солдата вермахта. При шести погибших воинах были обнаружены солдатские медальоны, документы, подписанные личные вещи. Родственники двух солдат найдены. Всего же за нынешний экспедиционный сезон (май-август) всеми поисковыми отрядами (это помимо той экспедиции, участниками которой стали наши ребята), работавшими на территории Зубцовского района, было поднято 310 бойцов и командиров Красной Армии. Личности 14 из них установлены. Останки всех бойцов были торжественно, с воинскими почестями захоронены в последний день экспедиции, 23 августа, в братской могиле д.Веригино, где уже покоится 11 тысяч солдат (а сколько еще поблизости подобных могил!). Навсегда в памяти наших поисковиков останется этот день: и ружейные залпы у обелиска, и то, как сыпалась на могильный холм уральская земля, привезенная из Невьянска в память о наших земляках, быть может, покоящихся тут же, и то, как родственникам вручали «солдатские судьбы», и как дочь одного из поднятых в эту экспедицию солдат (имя было установлено) в пояс, до земли кланялась отцу и его безвестным однополчанам, ценой собственной жизни отстоявшим мирное небо над ее детской тогда головой…

Ольга СЕВРЮГИНА