Хобби является одной из главных составляющих нашей жизни. Развитие общества обусловило и изменение потребностей, вкусов, увлечений молодежи. Однако интерес к мотоциклам и всему, что с ними связано, никуда не делся, преобразившись и увеличив выбор для современной молодежи в ассортименте и применении от скоростного катания по асфальту до рысканья по грязи и бездорожью.
На днях я встретился и пообщался с мотолюбителями из Невьянска и других соседних городов, а также взял интервью у одного из организаторов Невьянского сообщества мотоциклистов Дмитрия Козилова.
По предварительной договоренности с Дмитрием местом встречи стал автодром за АЗС, куда и приехали мотоциклисты. Шесть мощных спортивных и кроссовых байков выстроились в ряд с седоками за рулем. Колорита добавил тот факт, что одним из водителей двухколесного коня оказалась девушка Юлия с шестилетним стажем вождения мотоцикла, а вскоре подъехала и еще одна представительница прекрасного пола — Анастасия, также являющаяся владелицей мотоцикла, с четырехлетним стажем (на фото, к сожалению, не попали).
Стоит отметить, что все приехавшие молодые люди и девушки знакомы довольно давно, около 5–8 лет, кто-то и намного больше. Объединяющим звеном для подобных встреч и общения, конечно, стали мотоциклы. Возраст для них также не помеха: среди приехавших возрастная планка колеблется от 20 с небольшим до 45 лет, и всех объединяют они, мотоциклы.
«Самое главное то, что интерес к мотоциклам объединяет людей из разных городов, разного возраста или профессий. Мотоцикл, как общий знаменатель, который всех нас объединил», — отметил Д.Козилов.
Прошел почти час нашего общения, и ребята потихоньку разъехались, а мы с Дмитрием отправились на тренировочную площадку, где он продемонстрировал мне несколько трюковых элементов на движущемся мотоцикле и ответил на мои вопросы.
— Дмитрий, какое было твое первое знакомство с мотоциклом?
— Я был еще совсем маленьким, когда мы вместе катались с отцом; он садил меня за руль заведенного мотоцикла, давая порулить и погазовать. А первый опыт самостоятельного вождения я приобрел в семь лет, когда у меня появился мопед. Когда мне исполнилось девять лет, я сел за руль своего первого кроссового «Минска».
— То есть твой стаж вождения можно отсчитать с этого момента?
— Да, с 2000 года я езжу на мотоцикле. Вместе с отцом занимался мотокроссом и ремонтом мотоциклов, а четыре года назад решил сменить дисциплину мотокросс на стантрайдинг. Это один из видов экстремального мотоспорта, на русский переводится как «трюковая езда». Основные элементы в стантрайдинге — это езда с отрывом от земли заднего или переднего колеса и отжиг резины. Все это усложняется изменением положения тела на мотоцикле и элементами акробатики.
— Как называется твой нынешний мотоцикл?
— Это мотоцикл «Dakar 250 Motard» фирмы «Baltmotors» (г.Калининград). Езжу я на нем третий год и уже внес в конструкцию несколько серьезных изменений, предназначенных для стантрайдинга.
— Как относятся близкие к твоему увлечению?
— Близкие меня поддерживают. Отец у меня сам эту дисциплину не освоил, но смотрит на то, чем я занимаюсь, положительно.
— Вопрос по твоим тренировкам. Как часто приезжаешь тренироваться?
— Практически каждый день. После работы или вечером в выходные дни. Четыре раза в неделю по 2-3 часа уделяю тренировкам. Пропускать нельзя, так как каждый элемент нужно тщательно отрабатывать и оттачивать.
— Травмы тоже случались?
— Ну как же без них. Травматизм присутствует в любом виде спорта, не говоря уже о связанном с мотоциклами.
— Далеко не многие знают про стантрайдинг, а многие и вовсе прочитают о нем впервые; много ли таких, как ты, в Невьянске или в том же Екатеринбурге?
— В Екатеринбурге со стантрайдингом дела обстоят, конечно, лучше, чем у нас в городе. Хотя и там назвать это массовым явлением сложно, а в Невьянске им занимаюсь я один. Есть, конечно, ребята, которые проявляли интерес к данной дисциплине, но, как правило, на этом все заканчивалось. К сожалению, чтобы целенаправленно участвовать в соревнованиях или показательных выступлениях, больше желающих пока не нашлось.
— Видел твои фотографии с мероприятий по стантрайдингу, проходивших в Екатеринбурге; расскажи о них.
— Последнее из моих выступлений было 2 июня этого года, на Дне мотоциклист, совместно со свердловскими стантрайдерами. С ними я познакомился около года назад. Когда позволяет время, проводим совместные тренировки в «мотоакадемии», делимся опытом и принимаем участие в показательных выступлениях на мероприятиях и праздниках.
— Дмитрий, расскажи об основных нюансах стантрайдинга. Ведь встать на заднее колесо — это половина дела, все остальное кажется выполнить сложнее...
— Да, это действительно так. Езда на заднем колесе, на переднем колесе и отжиг резины— это фундамент данной дисциплины. К примеру, изменение положения руки или ноги совершенно меняет балансировку. С первого взгляда кажется: научился ездить на заднем колесе или зависать на переднем, значит, все остальное получится. Но только начинаешь экспериментировать, убирая руку или ногу, оказывается, что ездить ты еще не научился, и приходится отрабатывать каждый элемент по нескольку дней, а то и месяцев.
— Ты состоишь в каком-нибудь мотоклубе?
— Точнее будет сказать — не клуб, а сообщество, до клуба мы еще «не доросли», не хватает организованности (группа VKontakte: Мотосообщество «Невьянск, Кировград, В. Тагил»). В нем состоят любители и владельцы мотоциклов из Невьянска, Кировграда, Верхнего Тагила. Ежегодно с приобретением мотоциклов увеличивается и количество участников сообщества. Также существует группа в соц.сети VKontakte, посвященная именно мотодисциплине стантрайдинг, которой я занимаюсь (Free Riders | мото невьянск).
— Что можешь посоветовать тем, кто планирует приобрести мотоцикл?
— Главное — это желание, чтобы человек сам хотел и никто его к мысли о покупке мотоцикла не подталкивал. Далее уже смотреть, для каких целей приобретается, обратить внимание на класс мотоцикла. Если для езды по асфальту, то подойдут классические мотоциклы или чопперы. Для молодого поколения, к примеру, важна скорость, тогда стоит рассматривать спортбайки, а кому интересно кататься по бездорожью, тогда для них подойдет кроссовый мотоцикл.
— И в завершение скажи, что все-таки для тебя мотоцикл?
— Мотоцикл для меня практически образ жизни и одно из самых главных увлечений, в котором я себя реализую.
Михаил Лежнин