«Пение» коклюшек можно услышать и в Туринске

Кружевная дорожка Виктории Бабашкиной
 Виктория Александровна Бабашкина занимается плетением на коклюшках всего лишь 4 года. «Бывая на выставках мастеров, я стала замечать, что всё меньше становится участников по кружевоплетению, - говорит она. - Пропадает этот вид плетения у нас в городе, а жаль! Ведь техника очень интересная, учит терпению, внимательности, аккуратности, чувству красоты, уважению к чужому труду, чего так не хватает сейчас современным детям. А удивительный звон коклюшек просто завораживает, хочется слушать их "пение" снова и снова».
Знакомясь с «плетешком», одним из базовых элементов, мы можем подумать, что это не очень сложно: перевить, сплести, подтянуть, перевить, сплести, подтянуть... Петелька за петелькой - и уже видна кружевная дорожка. Но это, конечно, лишь начало. Учиться такому ремеслу нужно долго и усердно.


Валик, коклюшки, кОзлы и не только
По словам Виктории Александровны, для того чтобы начать заниматься техникой плетения кружева, потребуется не так уж много, но стоит это всё, увы, недёшево.  В первую очередь это специальная подушка-валик, набитая сеном или опилками. Эти подушки кладут на специальные козлы (наподобие тех, что используют для пилки бревен).
Во-вторых, никак не обойтись без коклюшек. Чтобы начать обучение, достаточно двух пар, но более крупные изделия потребуют большего количества палочек (24 пары - стандартный набор). К сожалению, купить их просто так в магазине не получится - не продают. Обычно их заказывают у тех, кто работает с деревом. У Виктории Александровны уже есть свой мастер из Вологды, который знает, что, как и из чего нужно делать, поскольку работает с кружевницами. Коклюшки изготавливают из разных пород деревьев (кстати, они и «поют» по-разному - клен, например, более звонко, а береза поглуше) и разной длины (14-17 см), но строение у них всегда стандартное: головка, шейка (на нее наматывается нитка) и ручка. Приобретение одной коклюшки обойдётся примерно в 38 рублей – цена как раз зависит от породы дерева.
В-третьих, для плетения кружева необходим сколок - технический рисунок, нанесенный на плотную бумагу. Кроме основных линий будущего кружева, на сколке отмечены и точки, куда потом при работе вертикально втыкаются булавки. Сколок закрепляют на подушечке-валике, но так, чтобы он «жил» подольше, ведь достать его не так просто (а в прежние времена сколки вообще ценились на вес золота и тщательно прятались), под него подкладывают газетку, кальку или тонкую ткань.
Перебрасывая коклюшки из одной руки в другую, кружевница обвивает нитками булавки, переставляя их с одних точек на другие, по мере выполнения рисунка. Так что булавок (речь идет о швейных булавках-гвоздиках) потребуется очень много, где-то штук 200. Нитки для работы можно брать разные (хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные и капроновые), однако учиться - рекомендует наша мастерица – лучше все-таки на хлопчатобумажных №10 мулине в три сложения.
«Чтобы плести кружево на коклюшках, - отмечает Виктория, - нужно освоить два базовых движения: сплести две коклюшки и перевить их. Все узоры – вариации этих двух движений».  Но с их помощью, хочется дополнить, можно создать уникальные вещи, подобно тому, как в музыке с помощью семи нот рождаются ноктюрн, соната или симфония...


Филигранная работа – только для усердных мастериц
На взгляд любого дилетанта, плетение необычайно нежного, воздушного, ажурного, изящного кружева – это одно сплошное удовольствие, но на самом деле это очень трудоёмкий процесс. На один кружевной воротник уходит порой до 15 дней! А если взяться за плетение панно, в работе над которым используется 120 коклюшек? Становится понятно, что только единицы готовы сидеть неделями над такой филигранной работой.
В.А. Бабашкина изумляет не только своим терпением и трудолюбием, но и, в первую очередь, многранностью таланта: она не только плетёт кружево, но и занимается золотным шитьём (наша газета уже рассказывала об этом и показывала настоящие шедевры этой искусной рукодельницы), занимается ткачеством, изучением народной вышивки, пошивом русской национальной одежды и головных уборов, изготовлением народных календарных, игровых и обрядовых кукол, прядением.  Поистине поражает, как иногда Бог щедро наделяет одного человека прекрасными способностями. Впрочем, талант даётся многим, но не каждый умеет его применить, как Виктория Александровна.
Говорят, что кружевоплетение зародилось в Европе, однако именно русские кружевницы сделали его таким популярным, потому что привнесли в это занятие много своего, уникального. Это и неудивительно: сама русская природа окутывает нас кружевом снежинок, рисует морозные узоры на стёклах, посыпает веточки инеем, а летом и осенью можно наблюдать ещё за одним «кружевом» - полётом лёгких паутинок. Всё это окружает нас с детства и вдохновляет истинных рукодельниц на создание красоты, волнующей и глаз, и душу совершенством.
Проходят годы, века, но чудесное кружево, я уверена, никогда не выйдет из моды, ведь кружевные элементы и детали на платьях, головных уборах всегда входят в топ самых модных трендов.

Ирина Давыдова.