Труженица тыла всю жизнь работала добросовестно и ответственно

С Марией Даниловной Никифоровой, труженицей тыла, я встретилась  в её  невысоком  аккуратном доме по улице Карла Маркса, в с.Таборы.  

9 марта текущего года она отметила 92-ой год своего рождения. Родом Мария Даниловна из д.Орлы, Орловского сельского совета, Таборинского района.

Узнав о цели моего прихода, хозяйка дома приветливо пригласила меня пройти в комнату и рассказала о своей семье и военном детстве:

«О начале войны в сельском совете сказали. Работать начала с 1942 года. Очень тяжело было: лет с тринадцати косить стала, отец косу отобьёт, на ноги лапти сплетёт, а иначе сильно колко было. В колхозе мы траву пололи и в турнепсе, и в хлебных полях. Старшие женщины пахали на быках, а нам надо было рано утром выпасти их, чтоб они сытые были, а потом мы водили быков при пахоте, а иначе встанут или в сторону пойдут. Старики во время войны из севалок вручную поля засевали, следом пацаны да девчонки шли с палочками, помечали, где зерно закончилось, чтобы знать, где следующий ряд начать. Отец мой тоже сеял, севалку из лыка сплетёт, на шею наденет и сеет, а сзади пацаны идёт с палочками. А вот дома огород нечем было вспахать.На всю жизнь запомнилась такая картина: мама привела к нам на огород баб, впряглись они в плуг и пахали друг другу огороды.Когда я постарше стала, колхозных коров доила. Мужиков да парней на фронт забрали. Все остальные, кто мог, работали. Травы в войну наелись всякой, но выжили. У моих родителей, Данила Григорьевича и Христины Степановны Степуковых, было 9 детей, из них только 2 девочки. Бабушка с нами жила — 12 человек семья была. Одна я осталась из нашей большой семьи, отец в Пальмино похоронен, мама здесь. Брат Яков Данилович погиб в войну. Ни братьев, ни сестры — никого уже нет.Школу, 4 класса, закончила в своей деревне». Рассказывает Мария Даниловна о жизни в прежние годы, я слушаю её, задаю вопросы, вместе с ней рассматриваем фотографии. Сразу же привлекает внимание фотография 1946 года. На ней девушка и взрослая женщина, они очень похожи, видимо, мать с дочерью. Девушка, на первый взгляд, одета в военную форму: гимнастёрка, юбка, на ногах сапоги, но ремень на поясе не военный. С левой стороны груди на гимнастёрке медаль. Причёска простая: волосы, расчёсанные на прямой ряд, заплетены в тугие косички. - Кто эта девушка? - задаюсь я вопросом к моей собеседнице. Мария Даниловна некоторое время смотрит на меня с улыбкой и молчит, затем произносит:

- Это я.- А рядом с Вами кто?- Моя мама Христина Степановна.- Почему у Вас военная форма?- Сшила. Медалью за труд в войну наградили, вот и решила носить её на гимнастёрке.- Кто сшил?- Здесь в Таборах в пошивочной Таисья Василевская работала, она и сшила. После войны, как исполнилось 18 лет, в 1946 году счетоводом в колхозе меня назначили, каждый месяц с отчётом в Таборы ходила, вот там и заказала костюм в пошивочной. Жила я в деревне Орлы, а колхоз наш назывался «Красные Орлы». В колхозе всему учёт вела: сколько приплоду, сколько молока на килограмм масла идёт - всё знала. А ещё была секретарём комсомольской организации — Николай Корниенко меня назначил на эту общественную работу. - Чем занималась комсомольская организация в деревне?

- Многое уже забыла, помню, что к праздникам готовились, я лозунги писала, с концертами выступали в своей и соседних деревнях.е только в сельхозуправление я отчитывалась, но и в комсомол. А в Таборы пешком ходила. - Пешком из деревни Орлы?

- Пешком, а как иначе? Иду бывало из Орлов через деревни Александровск, Ново-Ермаково, Пальмино, до Иксы дохожу, а там эвакуированные немцы работали в лесу, разговаривают по-своему, прохожу мимо, боюсь, а они мне говорят: «Не бойся, иди. Мы здесь работаем». Так и ходила за 90 километров, с ночевой, конечно. Приду в Таборы, отчитаюсь, всегда все отчёты хорошо сдавала. Зерна выпишу в конторе по 500 граммов на трудодень, контора была в 2-х этажном доме по улице Октябрьской напротив больницы, этот дом и сейчас, наверное, там стоит. Потом брат мой Николай на быках приезжал за зерном в «Заготзерно», по 5-6 центнеров привозил. - Денег за работу нисколько не давали? - Не давали нисколько. Зерно раздавали на трудодни, мололи на жерновах, в каждой хате они были. - Расскажите о своей личной жизни. - В соседней деревне Александровск, в 4-х километрах от нас, перед 1950 годом с армии на побывку пришёл Осип Никифоров, а забирали его в армию семнадцатилетним в сентябре 1944 года. Во Владивостоке служил сначала младшим сигнальщиком на флоте, а с 1950-го уже старшим сигнальщиком. Бочков Григорий Сергеевич, муж сестры Осипа, работал председателем колхоза у нас, он и нахвалил меня Осипу, а потом и сватать пришёл. Погуляли месяц, 7 января свадьба была. а в феврале снова на службу Осип уехал, но прежде хату купил в нашей деревне, мать свою Аксинью Никифоровну перевёз, корову они привели, овечку и поросёнка. Отмыли мы со свекровью хату, жернова там стояли. На окна сверху шторки, вырезанные из газеты, повесила, нижние из марли пошила. Рассказываю это, хочу, чтоб знали молодые, как мы жить начинали и чтоб ценили теперешнюю жизнь. А то им сейчас сразу всё подавай. От Осипа в 1951-ом году письмо пришло, написал, что дают ему квартиру и хотят оставить на службе, собирался за мной и матерью приехать. Свекровь отказалась переезжать, поэтому он в конце апреля уже окончательно вернулся домой, семь лет отслужил вместо положенных пяти. Молодых надо было учить и после войны не хватало призывников. Осип избачом устроился работать. В 1952-ом году родился у нас первенец Серёжа. С Орлов в Шевью переехали жить в 1956 году, Шевья за речкой рядом была. Сначала Осип там учился, чтоб на железной дороге работать, а меня из колхоза никак не отпускали. В Шевье мы прожили 9 лет, потом в Таборы переехали с четверыми сыновьями: Серёжей, Витей, Валерой и Толей. Устроилась в бухгалтерию в стардом, когда его закрыли, взяли меня на работу в больницу в бухгалтерию. В 1975 году потеряли мы семнадцатилетнего сына Виктора, заболел, увезли в Свердловск, поехали мы туда с Осипом, врачи сказали, что неизлечимая болезнь». Рассказывая об умершем сыне, Мария Даниловна не может сдержать слёз. «Пролетела жизнь незаметно: дети, хозяйство, работа, сынам: Серёже 66 лет, Валере 60, Толе 56 — не верится, кажется, давно ли были маленькими. Одно радует, что сыновья не пьют, не треплют мне нервы, помогают во всём, снохи хорошие, тоже, если нужно что, помогают, а так я ещё и сама справляюсь с домашней работой.

Осипа не стало в 2004 году, хорошо мы с ним прожили, дружно.И с детьми дружно живём, как соберёмся, 2 стола поставим — 25 человек, 5 внуков, 9 правнуков у меня. Внучка Света вот уехали с семьёй недавно в Тугулым, правнучка Надя в Шадринске, а остальные все здесь», — рассказала мать о детях. Последние 18 лет перед выходом на пенсию Мария Даниловна работала главным бухгалтером в райисполкоме и культуре. Никогда никаких замечаний по работе не было, не находили ошибок и проверяющие из области. Мария Даниловна вспомнила ныне уже покойного Виктора Никитича Рыжова: «Он у меня спрашивал, где ты всему научилась с четырьмя классами, всё знаешь».Валентина Александровна Владимирова, начинавшая свой трудовой путь кассиром в бухгалтерии райисполкома под началом Марии Даниловны, отзывается о своей первой наставнице с большим уважением: «Мария Даниловна была настоящим специалистом бухгалтерского дела и меня учила работе ненавязчиво, доброжелательно. И человек она замечательный, многому от неё научилась. Люблю её и уважаю». Труженица тыла Мария Даниловна Никифорова и в мирное время работала добросовестно и ответственно, она ветеран труда, сохранились Почётные грамоты за добросовестный труд, дипломы «Лучший по профессии». Дети, внуки и правнуки могут по праву гордиться своей мамой и бабушкой и брать с неё пример жизнестойкости, трудолюбия, любви к родным, уважения к окружающим. Уважаемая Мария Даниловна, Вы яркий пример своего поколения, прошедшего трудный жизненный путь, пережившего все тяготы войны и при этом не растерявшего лучшие человеческие качества. Крепкого Вам здоровья и долгих лет жизни

Татьяна КОЗЛОВА