Если родится сын, назови его Михаилом

С Михаилом Михайловичем Петровым я познакомилась прошлым летом, когда его дочь Елена Михайловна Горлачёва пригласила меня приехать к отцу в д.Торомка. Я занималась поиском экспонатов, разговаривала со многими людьми, поясняла, чтобы хотелось найти для музея. И вот звонок Елены Михайловны. Подъезжаем вместе с ней к небольшому дому, у ворот нас ждёт хозяин: невысокого роста, крепкого телосложения, сразу же привлекают к себе внимание его натруженные руки. Взгляд у него открытый, приветливый, с лёгкой искринкой веселья. Он приглашает нас во двор, где расположены надворные постройки: банька, хлевы, амбар. Знакомимся, рассказываю, с какой целью я приехала. Михаил Михайлович начинает выносить из построек различные предметы быта и изделия: большую глиняную корчагу, маслобойку лопастную необычной формы, два мотовила с намотанными на них нитками для ткачества половиков, трепак для выбивания льна, гребень для его вычёсывания, мотки льняных ниток, куделю льняную. Из амбара вынес седло, чересседельник и прочую упряжь для лошади. Спрашиваю, нет ли керосиновой лампы? Михаил Михайлович тут же мгновенно взбирается по лесенке под крышу одного из надворных строений и оттуда спускается с новенькой керосиновой лампой в руках, ставит её на лавку, сам через минуту выносит из амбара два стекла для лампы.

Я мысленно задаюсь вопросом: сколько же ему лет? Глядя на всё это музейное богатство, радуюсь, когда ехала сюда, даже не предполагала, что получу здесь столько интересных экспонатов. А Михаил Михайлович тем временем выносит отшлифованное до блеска топорище в дар музею: в деревне работает пилорама, из берёзовых отходов переработки он изготавливает топорища разных размеров. «Не люблю без дела сидеть, заказов от предпринимателей по лесу много на такие изделия, из Тавды, Тюмени приезжают. Мётлы делаю. По железу люблю работать: паяю, клепаю. Всё железо в деревне посдавали, а я всё собирал, сейчас обращаются ко мне, как что надо, болтик какой», - рассказал хозяин дома. «Когда поспевают ягоды в лесу: брусника, клюква, папу дома не найдёшь, за брусникой за 18 километров уходит, сколько прошу его, чтобы не ходил так далеко», - рассказывает Елена. Выслушав с улыбкой дочь, Михаил Михайлович приглашает нас в дом. Здесь, как и во дворе, чистота и порядок, в первой половине стоит русская печь красавица без единой трещинки.

Собеседником хозяин дома оказался интереснейшим, рассказывая о своём детстве, о жизни, о курьёзных каких-то случаях, он подшучивает над собой. А детство было такое нелёгкое, как у всех детей, живших в период Великой Отечественной войны: отца своего не видел, только слышал от матери и деда Афанасия, что отец был награждён орденом Красного Знамени за мужество и отвагу, проявленные в войне с Финляндией. И подтверждением этого является сохранившееся в семье удостоверение:

С левой стороны штамп:СССР. Штаб 112 Армейского Запасного Стрелкового Полка от 11. 07. 1940 г. № 407-40 «Чёрная река»

Выдано мл. ком. взвода тов. Петрову Михаилу Афанасьевичу в том, что он действительно находится на службе в 112 Зап. Стр. Полку в Должности пом. ком. взвода.

Дано для предъявления при получении денежного вознаграждения за орден Красное Знамя.

Ком. батальона капитан Грошев.

Удостоверение было выдано 11 июля 1940 года, отец будущего ребёнка находился на службе, Миша родился 10 августа 1940 года. Как же хотелось, как мечталось молодому отцу увидеть новорожденного сына. До конца службы оставался год.

Но в июне 1941 года пришла всеобщая беда на нашу Землю, заполыхали города и сёла, заголосили матери, жёны, сёстры, провожая своих родных мужчин на фронт. А Екатерине Алексеевне и не пришлось проводить своего мужа на войну: он ушёл туда со службы. Ушёл и не вернулся. Погиб в октябре 1941 года, как скупо свидетельствует казённое извещение: «пропал без вести». Но свидетель его гибели Захаров Степан Михайлович, вернувшись с войны в деревню Добрино, рассказал: «Шли в бой, на моих глазах подорвался Михаил на мине». Не одно горькое известие пришло в семью Петровых: из ушедших на войну трёх сыновей никто не вернулся живым, погибли все трое: Иван, Николай, Михаил.

К сожалению, фотографий Ивана не сохранилось и никакой информации о нём нет. Елена Михайловна передала в музей последнее письмо Николая Михайловича Петрова, погибшего в 1942-ом году. Оно было написано 02.12.1942г. Екатерине Алексеевне Петровой, матери Михаила Михайловича. По содержанию письма видно, что автор его был малограмотен, но сколько души и тепла в нём, как уважительно он обращался к жене брата, погибшего на войне:

«Доброй день весёлой час. Здрвствуй Много уважаимая Екатерина Алексеевна и племянник Михаил михайлович. Хочу вам передать свой Пламеной привет ваш деверь Петров Николай. Желаю вам счесливой жизне. Тыловой вашего колхоза. Работать лучше и увереней. Это тоже помощь фронту, хотя я в настоящия время живу хорошо того вам желаю. Уничтожит Немецкую банду которая навезала нам войну надо расплотится за свою кров и за смерть брата мишу хотя одно вас прошу беречь племяника Мишу. Это хотя будеть память возможно катя мне и самому свами не придётся повидатся. Это ещё знаиш впереди. И находивши ежедневно под токим ударами и страхом . Катя сопщи пожалоста что нового делается в колхози и какое ваше положение. А таже отношения Моих родных квам. И где вы живете и кто с вами живёт Катя сообши. Что сейчас положение очень осложнилась обстановка сичас знаиш в такое время за его проделки нужно дратся до конца. Вы знайте что врага гоним назад.

Так как следует Катя заживём. Досвидания Катя сопщай все новости. А я кончаю ваш известной девер сержант Петров.

2-12-42 года.Жду ответа с нетерпением».

(Стиль письма, орфография, пунктуация сохранены с оригинала полностью).

Тяжело даются эти воспоминания Михаилу Михайловичу. Помолчав, он рассказывает, как матери, работавшей дояркой на ферме, уходя на работу, приходилось привязывать его за ногу к столу, чтобы никуда не уполз, ничего не натворил. «Как добрался до бутылочки с нашатырным спиртом, хлебнул, такой пеной всё взялось во рту, так было плохо, до сих пор помню это», - смеётся рассказчик. « Хотя и корову мать держала, а было очень голодно, сенокосов на своих коров не выделяли, мать с серпом по кочкам ходила, отожнёт и на кочку траву положит. Много ли с коровы молока надоишь при такой кормёжке? А масло надо было сдать. Подрос немного и со старшими ребятами, как только снег сойдёт, бежим в поле на подножный корм: ели шишечки гигели, крапиву, речной лук -всё, что можно было съесть. Осенью уборка зерна и дети в работе, помню, сошьют длинные полотняные рубашонки, сумку полотняную, дед Афанасий мой лапоточков нам наплетёт и в поле бежим колоски собирать. И я вместе с ребятишками, хоть маленький совсем был, мать отпускала, всё-таки под присмотром был. Постарше стал, к рыбалке пристрастился, из конских хвостов навыдёргиваем волос, леску сплетём, а где крючки взять? Помню, мать только связала мне новенькие носки, а тут в деревню приехал какой-то мужик с сундуком, крючки, булавки у него — всё выменивал на тряпки, я ему носки отдал, он мне два крючка дал. Вот было радости.

Помню, в колхозе поля засевали льном, а выдёргивать его надо было руками, расстелют по всему полю, а потом собирали и куда-то его увозили. Для себя не разрешали сеять, а одевать-то было нечего. В лесу разрабатывали землю и сеяли лён украдкой, если найдут, всё равно в колхоз заберут. Вот так и жили. Такое наше детство было. Тринадцать лет исполнилось, уже вовсю в колхозе работал. На Веселогривку отправят боронить, а паут страшенный, комары, лошадь не стоит, вот мука была», - продолжил свой рассказ Михаил Михайлович.

Когда Михаилу исполнилось тринадцать лет, родился брат Володя, в 1952 году мать вышла замуж за фронтовика Маслюкова Филиппа Ивановича. «Хороший был человек, не обижал меня, многому от него научился, он кузнецом работал в колхозе и по дереву много чего умел»,- вспомнил он добром отчима.

Пишу эту статью и читаю красноармейскую книжку Маслюкова Филиппа Ивановича: «Маслюков Филипп Иванович, красноармеец , лин. Надсмотрщик, 1908 г. р., неграмотный 13 рота, 299 обпс НКВД СССР по мобилизации 15.05. 1942 г., призван Таборинским Рвк. Емельяшевский С/с, военную присягу принял 09.06. 1942 года., демобилизован 17.04 1946 г.

участие в походах и награждениях: 1281 о.р. 2 ст. Воронежский Фронт-7.06. 1942г.украинский фронт 03.02.1943г. 299 обмс.».

«Хороший был дедушка, хоть и не родной, я любила к нему на кузню в детстве бегать. Награды у деда Филиппа были, сын дядя Володя забрал всё», - пояснила Елена Михайловна.

Спрашиваю Михаила Михайловича рассказать о его взрослой трудовой жизни. Три года он служил в армии в Забайкалье, после возвращения в родную деревню работал помощником тракториста, лесником, очень хотелось ему получить права на вождение машины, поехал учиться в г. Туринск, но тяжело заболела мать, пришлось ехать домой, не окончив курсы водителя. Работал лесником, в госпромхозе, но большая часть его трудового пути — это работа в должности почтальона. Обслуживал несколько деревень: Торомку, Емельяшевку, Веселогривку, Мальчуки, Ржавец. «Папа приедет с почтой на мотоцикле, его из-за посылок не видно. А сколько газет, журналов в каждый дом выписывали. Мама помогала ему почту разбирать», - рассказала о работе отца дочь. «С Валентиной Григорьевной полтора месяца не дожили мы до пятидесяти лет совместной жизни. Последние семь с половиной лет тяжело болела она, парализовало её. Ухаживал сам и дочка помогала, каждую неделю и сейчас ко мне ездит, сын в п.Белоярский живёт с семьёй. У меня две внучки, два внука, два правнука», - рассказал Михаил Михайлович о своей семье.

Жизненные трудности с раннего детства закалили Михаила Михайловича, но никак не ожесточили. Дети войны, сколько им пришлось пережить, и большинство из них, как Михаил Михайлович, выросли настоящими людьми и живут достойной жизнью.

А я от всей души хочу сказать Михаилу Михайловичу огромное спасибо за экспонаты, переданные им в дар музею, за теплый приём. И желаю Михаилу Михайловичу доброго здоровья на долгие годы.

Светлая память Ивану Афанасьевичу, Михаилу Афанасьевичу, Николаю Афанасьевичу, погибшим в годы Великой Отечественной войны на полях сражений.

Татьяна КОЗЛОВА