Общественники требуют ответа

13 марта начальник управления по взаимодействию с общественными организациями департамента внутренней политики Свердловской области Дмитрий Числов встретился на «круглом столе» с представителями общественных палат северных городов.

Обсуждались предложения по реализации на территориях мусорной реформы. От Североуральска на встрече присутствовал представитель Общественной палаты Михаил Шушарин.

– На прошлой неделе Министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Н.Смирнов предложил переименовать мусорную реформу в экологическую. Сегодня всех без исключения граждан беспокоит происходящее в этой сфере деятельности, – рассуждает Дмитрий Анатольевич. – Человек производит внушительное количество твердых бытовых и коммунальных отходов, которые должны перерабатываться. Пришло время, серьёзно заняться вопросом и строить мусороперерабатывающие заводы. Предстоит работа по устранению несанкционированных свалок. Сейчас перед нами больше вопросов, чем ответов. Напомню, что представители институтов гражданского общества, в том числе и общественные палаты муниципалитетов, могут возбуждать процедуру общественного контроля. Во все администрации Свердловской области были направлены методички, как правильно и грамотно организовать эту работу.

Перед собравшимися выступил представитель Краснотурьинского отделения ООО «Компания «Рифей» Михаил Колздорф. Он рассказал о цепочке движения обычного мешка мусора до полигона: бесконтейнерном способе, когда он сразу попадает в мусоровоз и втором – если он сначала оказывается на контейнерной площадке, а после его везут на мусоросортировочный комплекс, где отходы рассортируют и выберут полезные: стекло, бумагу, пластик. Позже их переработают, и они получат вторую жизнь. Оставшийся ненужный мусор спрессуют и вывезут на лицензированный полигон, который не представляет опасности для окружающей среды. Все бывшие свалки рекультивируют. За всю цепочку движения мусорного пакета будет отвечать региональный оператор. А с января текущего года в квитанциях по оплате за ЖКУ появилась новая строка: «За оказание услуги по обращению с ТКО». После чего общественники просто засыпали его вопросами.

Практически все присутствующие высказывали недовольство тем, как формируется стоимость услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами: инвестиции, транспортные услуги, плата за среду, прибыль. Все считают, что предложенный населению тариф превышен в разы.

М.Колздорф пояснил, что стоимость услуги по ТКО утверждена РЭК области.

Представитель Общественной палаты из Качканара поинтересовался: почему новый мусороперерабатывающий завод должен строиться за счёт жителей, и кто потом будет получать прибыль от его работы? Как экологическая реформа состыкуется с 89-ФЗ, в рамках которого предприятия выплачивают сборы на ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду? Он высчитал, сколько мусора должен вынести каждый житель Свердловской области, оплачивая стоимость услуги по нормативу 0,69 кубометра – это 169 литров. А переводя в мусорные вёдра, получается, что каждый человек в месяц образует чуть больше 14 вёдер мусора.

Следовательно, семья из четырёх человек должна по предложенному нормативу вынести почти 57 вёдер, а это в среднем по два в день. Выносит ли кто-то столько отходов?

Михаил Колздорф пояснил, что для строительства завода нужны огромные средства – около двух миллиардов рублей. Компания берёт кредит, но этих средств недостаточно, поэтому в стоимость для потребителей услуг включена и инвестиционная составляющая, всё законно. После того, как завод начнёт работать, эту составляющую исключат из стоимости услуги.

Представители Лесного и Краснотурьинска возмутились: почему жители их городских округов должны оплачивать транспортную составляющую норматива в том же размере, как например, ивдельчане. Лесной возит мусор на свой полигон, а Ивдель – на полигон Краснотурьинска. Ведь из Краснотурьинска до их полигона – 5 км, а из Ивделя – более 100 км.

Дмитрий Числов ответил, что вопросы по транспортным расходам уже взяты на контроль в правительстве.
Представители Гари высказали свои претензии. Оказывается, что они уже несколько месяцев безуспешно пытаются встретиться со специалистами «Рифея». Были запланированы встречи, но представители не приехали. С нового года мусор вывезен всего один раз и то машиной Карпинска, которая сломалась на середине пути и неизвестно, где этот мусор был складирован. Гаринцы до сих пор возят своей машиной, а «Рифей» при этом выставляет счета по заключённому договору. По норме, которую посчитала компания, в январе посельчане должны были собрать 800 кубов мусора, а по факту собрали - 254. В марте приехала машина-длинномер, которая смогла забрать мусор только на широких улицах, в закоулки так и не заглянула. Работа до сих пор не организована. Чистый некогда посёлок превращается в помойку.

Наш земляк Михаил Шушарин попросил дать ответы на вопросы: почему за каждого ребёнка должны платить несколько раз (например, за квартиру, детский сад или школу, спортивную секцию, музыкальную школу и т.д.)? Почему не организован вывоз мусора из отдалённых поселков? Кто получит льготы? Почему не убирают площадки при погрузке мусора, как это было раньше? Как вести себя людям, которые с начала года ещё не получали квитанций?

Представитель «Рифея» Михаил Александрович ответил, что на прошедшей неделе они уже встречались с главой В.Матюшенко и все эти вопросы он уже знает.

Вывоз мусора из посёлков вопрос взят на контроль, нужно строить контейнерные площадки, а это ляжет на плечи городского бюджета. Можно организовать бесконтейнерный вывоз, то есть транспорт будет приезжать в определённое время, когда сами жители смогут подносить мусор к мусоровозу.

Льготы смогут получать все категории граждан, для этого необходимо заявиться и представить соответствующие документы.

Что касается уборки мусора во время погрузки, то оператор только очищает контейнеры. Уборка площадок относится к полномочиям управляющих компаний. «Рифей» обязан заключить договор на уборку площадок с ними.

Вопрос по утверждению тарифов и оплате за одного человека несколькими учреждениями рассчитан по нормативу Региональной энергетической комиссией и на школу, и на многоквартирный дом. Сейчас уже разработан проект областного постановления, в котором утвердят методику нормативов накопления мусора и оплаты учреждениями. Проект документа проходит согласование.

Карпинская общественница, которая возглавляет местный Дом культуры, рассказала, что теперь её учреждение обязано оплачивать услугу по ТКО, которая выросла в 17 раз. Это огромная нагрузка на бюджет города. Она попросила изыскать возможность пересмотреть методику расчётов накоплений мусора для учреждений.
Михаил Александрович предложил рассмотреть иной вариант: установить собственные мусорные баки. Как оказалось, это также не выгодно для учреждений, потому что количество контейнеров будет рассчитываться также от количества занимающихся и работающих в учреждении.

Представитель из Красноуральска задал вопрос, почему разнятся тарифы у жителей многоквартирных и частных домов, хотя в собственном жилом доме многое сжигается и утилизируется на земельном участке.
Общественник Верхотурского округа полюбопытствовала, когда «Рифей» заключит договор о взаимодействии с администрацией, поскольку полномочия по предоставлению коммунальных услуг переданы муниципальным образованиям. Льготники не смогут получить субсидии, если в течение трёх месяцев по каким-либо услугам не будет поступать оплата.

Михаил Александрович уверил всех, что процесс запущен. Компания новая, поэтому где-то уже провели соответствующую работу, а в каких-то муниципалитетах вопрос на согласовании.

Практически всех интересовали данные, которые указаны в информационных извещениях (квитанциях): количество прописанных, площадь квартиры, суммы к оплате.

Несколько раз прозвучала претензия, что люди не могут дозвониться по телефону горячей линии, обозначенному в квитанциях. Кто-то рассказал, что по этому номеру удалось дозвониться только ночью. Дмитрий Анатольевич Числов провёл эксперимент, набрав всем знакомые цифры 8-800-234-02-43. На этот раз ему повезло, ему ответили, правда ожидать и слушать «Вы позвонили на горячую линию Регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Ваш звонок важен для нас. Оставайтесь на линии» пришлось почти четыре минуты. После непродолжительной беседы и нескольких вопросов диспетчер предложила все вопросы задать директору в письменном виде.

Дмитрий Числов пообещал передать все озвученные вопросы на предстоящей встрече заместителю губернатора Свердловской области Сергею Бидонько и проработать схему предоставления ответов через сайт Общественной палаты Свердловской области. Он познакомил общественных деятелей с председателем рабочей группы по взаимодействию с субъектами общественного контроля в Северном управленческом округе Общественной палаты Свердловской области Александра Ямщикова.

– Александр Владимирович, несмотря на свой молодой возраст, зарекомендовал себя как ответственный и грамотный деятель, к которому прислушиваются, – сказал Дмитрий Анатольевич, – поэтому предлагаю обменяться с ним контактами и держать в курсе всех трудностей по реформе на территориях.

Также он посоветовал довести до населения, что на сайте Общественной палаты Свердловской области закреплен отдельный баннер «Реформа ТКО», куда все могут отправлять свои вопросы, фотографии некачественной работы по вывозу мусора и несанкционированных свалок с указанием мест складирования отходов. Все замечания собираются и передаются на рассмотрение в соответствующие службы и органы.

Светлана Батраева.