Чем «Арбуз» удивит в Год театра?

С появлением кинематографа многие критики от искусства стали поговаривать о смерти и неактуальности театра. Затем появились телевидение и интернет, но нет, театр остается жив и продолжает нести радость людям.

Сегодняшней публикацией «Тавдинка» начинает цикл материалов о людях, коллективах, чья деятельность непосредственно связана с театральным творчеством. И хотя Тавда не имеет своей профессиональной театральной сцены и театральной труппы, слово «театр» в нашем городе не просто набор определенных букв.
Не первый год у нас проходит муниципальный конкурс театральных миниатюр «Сюжет», в котором ежегодно участвуют почти пятнадцать коллективов, представляя на импровизированных подмостках спектакли и театральные миниатюры на суд взыскательных тавдинских зрителей. Большое число номинаций, среди которых – экспериментальный, детский, молодежный театры и множество других подтверждает, что, мы, тавдинцы, не обделены разножанровостью этого вида искусства, и если в нынешнем году все это получит толчок к еще более активному развитию, полагаем, зритель не будет против. Выиграют все.

Наш первый материал – об уникальном в своем роде комнатном кукольном театре деревянных марионеток «Арбуз», созданном семейной парой Павлом и Ольгой САРЫЧЕВЫМИ. В чем его уникальность? Да в том, что сегодня в нашей области нет кукольного театра с такой технологией изготовления кукол. Свердловский областной театр кукол? Нет, там технологии и попроще, и подешевле. Но обо всем – по порядку.
Еще в стародавние времена в культурах многих народов мира многогранную деятельность человека изображала марионетка, которую дергают за ниточки. Театр кукол издавна волновал людей и своей странной похожестью на живых существ, и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком очевиден был пример, управляющий и управляемый. После революции марионетки почти совсем ушли из практики советских кукольников: они предпочитали играть с перчаточными куклами, а позднее, с 30-х годов, в советские кукольные театры прочно вошла, вытеснив все остальные, тростевая кукла (кукла, которая управляется снизу, из-за ширмы, но, в отличие от перчаточной, не пальцами актера, а тросточками, создающими жесты ее рук). Однако в наши дни интерес к марионетке возник снова, и кукольники пытаются овладеть искусством управления самой сложной, но такой завораживающе чудесной, в умелых руках, куклой.

- Павел Юрьевич, спасибо, что уделили нам время. Расскажите, как возникла идея создания кукольного театра?

- Знаете, я не могу сидеть без дела, всегда чем-то занимаюсь. Когда вышел на пенсию, задумался, что же дальше? И как-то в интернете увидел ролик о куклах и кукольном театре, и меня это заинтересовало. По специальности я механик, а в кукле-марионетке механики достаточно. В общем, зацепило. Человек я творческий, рисую, занимаюсь лепкой. Вот и начал изучать процесс изготовления кукол более серьезно. К тому же, в нашей семье родился внук, и его нужно было как-то развлекать.

Вначале я изготовил двух кукол, девочку и дедушку. Параллельно смастерил модные сейчас модели развивающих досок-бизибордов, только в виде детских домиков.

- Павел Юрьевич, наверное, для изготовления ваших кукол нужны какие-то специальные инструменты для работы с деревом?

- Разумеется. Все оборудование (станочки) я изготовил кустарным способом собственноручно, из бывшей в употреблении бытовой техники – разного рода комбайнов, их деталей. А по дереву работаю обычным сапожным ножом. На изготовление одной деревянной куклы-марионетки уходит более шести месяцев.

Почему занялся деревянными куклами, сейчас уже и не вспомню. Может быть, вспомнил навыки работы с деревом в детстве. В наше время игрушек было мало, и мы в основном мастерили их своими руками, например, ружья. Кроме дерева пробовал я работать и с гипсом, изготавливая из него отдельные детали кукол, ручки-ножки, но так как это очень хрупкий материал, отказался.

Когда был в Екатеринбурге в театре кукол, полюбопытствовал, как там устроено производство кукол, показал им своих. Там и восхитились моими куклами, и удивились, ведь у них куклы делают из папье-маше, и недорого, и сроки изготовления меньше, чем деревянных. Деревянных кукол-марионеток в театральной среде сейчас почти нет, поэтому они уже достаточно эксклюзивны и оригинальны. И не каждый театр может себе позволить их производство. Пообщавшись со специалистами, посмотрел, как мастерят кукол из папье-маше, и хочу попытаться их изготовить.

- Павел Юрьевич, а что в репертуаре вашего театра?

- Активно мы начали работать с мая прошлого года. За это время показали более пятнадцати спектаклей, около 400 зрителей посмотрели наши постановки. Наш первый спектакль «Как Дед Мороз солнышко спрятал» мы показывали на городских мероприятиях в День защиты детей и на Дне города в городском музее леса. А поскольку мы частный театр, надо ставить его деятельность на коммерческую основу, чтобы творчески развиваться и дальше.

Сейчас мы готовим новую постановку «Стрекоза и муравей». Сценарий написан, спектакль рассчитан на детей пяти-восьми лет. Премьеру планируем представить в марте. По секрету скажу, что и для взрослых мы готовим спектакль «Му-му».

Постоянно бывая на Ирбитской ярмарке, последние два года мы являемся ее активными участниками: в 2018 году наш комнатный театр «Арбуз» был награжден дипломом I степени как победитель конкурса «Город мастеров» в номинации инструментального творчества, нам вручили Благодарность главы администрации города Ирбита за участие в десятом юбилейном фестивале «Город мастеров».

- Сценарии вы пишете сами?

- Стараемся. За основу берется какой-нибудь сюжет, потом я дорабатываю текст, записываю аудиодорожку, меняю голос через специальную программу, накладываю музыку и – готово. Во время спектакля я молчу. В доработке материала нам очень помогает внук: он – первый наш зритель, мы учитываем его замечания и пожелания, регулируем время выступления, в среднем это около 12-13 минут.

Летом, чтобы соответствовать полноте сценического образа, сшили народные костюмы. Почему сами? Вы удивитесь, найти мастеров у нас не просто.

- Павел Юрьевич, поделитесь планами на будущее?

- Сейчас нам, в первую очередь, нужно определиться с помещением, где мы могли бы выступать постоянно. В кафе или дома не всегда удобно. Еще мы планируем интерактивный формат наших спектаклей – переместить действие со сцены в зал для более активного участия, с полным погружением, зрителя в происходящее. Это повысит и интерес к спектаклю, и привлечет зрителя. А для удобства они будут располагаться в креслах-мешках и станут полноправными участниками представления.

- Спасибо, Павел Юрьевич, за интересный разговор. Желаем вашему уникальному кукольному театру интересных проектов, которые будут реализованы на разных площадках. Надеюсь, немаловажную роль в этом театральном нон-стопе сыграет и «Тавдинская правда». Ведь именно нам по долгу службы придется наблюдать за всем, что произойдет на сценических площадках города в течение всего 2019 года. Праздник никак не обойдется без наших корреспонденций. С появлением кинематографа многие критики от искусства стали поговаривать о смерти и неактуальности театра. Затем появились телевидение и интернет, но нет, театр остается жив и продолжает нести радость людям.