Смартфоны в школах. Зло или благо?

О том, что всевозможные гаджеты, с которыми школьники не хотят расставаться ни на минуту, мешают учебному процессу, всем хорошо известно. Но как только речь заходит о том, чтобы запретить ученикам пользоваться мобильными телефонами в стенах школы, люди делятся на два лагеря: «за» и «против».

Недавно в общественном транспорте в Тюмени я стала свидетелем бурного обсуждения поведения современных школьников. А началось все вот с чего. В автобус зашла школьница. Она была очень увлечена своим телефоном и не замечала стоящего перед ней кондуктора до тех пор, пока тот не потребовал оплатить проезд.

Расплатившись, девочка надела наушники. Так как свободных сидячих мест в автобусе не было, школьница не придумала ничего лучше, чем сесть на невысокие поручни, где сидеть, конечно же, запрещено. Кондуктору пришлось значительно повысить голос, чтобы докричаться до девочки и попросить ее встать с поручней. Девочка послушалась, и затем, не снимая наушников и не убирая телефона из рук, вышла на ближайшей остановке. А бабушки, которые тоже стали свидетелями этой ситуации, принялись активно обсуждать современных учеников.

- Ничего больше не знают, кроме как в телефон играть. Возьмут свои телефоны, наденут свои наушники и не слышат ничего вокруг, - такова была основная мысль их долгой беседы.

И уже перед тем, как выйти на своей остановке, я услышала фразу: «Ну и хорошо, что сейчас хотят телефоны в школах запретить».

Что? Запретить телефоны? Но я ничего об этом не слышала и поэтому решила разобраться в этом вопросе.

Правда или все же вымысел?

Оказывается, запрет мобильных телефонов в школе – не новая практика и не выдумка. Телефоны действительно либо уже запрещены, либо это произойдет совсем скоро. Однако делается это не в России, а в ряде других стран. Например, во Франции, Германии и Японии.

С 1 сентября этого года французское правительство запретило учащимся младших и средних классов, то есть всем детям от 6 до 15 лет, пользоваться в школах мобильными телефонами и планшетами. А в Италии есть школы, в которых ученики перед входом в класс складывают телефоны в специальные карманы, в которых все сигналы автоматически подавляются и блокируются.

Пока законопроекта, аналогичного французскому, у нас в Госдуму не поступало и «карманов» в наших школах тоже нет. Но накануне нового учебного года идею запрета использования мобильных телефонов в школе частично поддержала министр просвещения Ольга Васильева. В августе на общероссийском родительском собрании она выступила против полного запрета, но отметила, что на уроках смартфонами пользоваться не нужно. Радикальные же меры, по ее мнению, может повлечь за собой противоположную реакцию, совершенно неожиданную и неприятную. Она также добавила, что сейчас каждая школа может сама выработать рекомендации относительно мобильных телефонов.

Рано или поздно мы дойдем до такого же, как и наши французские коллеги. У нас уже есть школы, где дети складывают телефоны перед уроком в специальные контейнеры. При этом есть контрольный телефон у учителя для связи с родителями.

После такого неоднозначного заявления министра Всероссийский центр изучения общественного мнения в начале нынешнего сентября решил провести опрос россиян, чтобы выяснить, как же они относятся к запрету мобильных телефонов в школах.

Народ против!

Против телефонов или запрета? Телефонов, однозначно. Большинство россиян (73%) высказались за запрет мобильников и других гаджетов во время школьных уроков. 83% убеждены, что телефоны и смартфоны мешают школьникам учиться. При этом 17% респондентов полагают, что никаких изменений от принятия подобных мер не произойдет. Но исследования 2015 года, проведенные в Великобритании, где сотовые запрещены в абсолютном большинстве школ, показало, что запрет улучшил успеваемость учеников на 6,4%. Значит, работает!

И чтобы узнать отношение тавдинцев к этому вопросу, мы провели собственный опрос в социальных сетях. За два дня удалось собрать 37 мнений. Выяснилось, что большинство тавдинцев (54%) поддерживают такой запрет. А 60% респондентов считают, что это значительно повысит успеваемость учеников, ведь они будут сосредоточены на уроках и не станут отвлекаться на смартфоны и приходящие на них уведомления.

Самыми активными участниками опроса стали тавдинцы в возрасте от 19 до 40 лет. В основном, это люди, которые сами не так давно окончили школу, и те, чьи дети сейчас являются учениками. Недавние выпускники по своему опыту могут судить о вреде и пользе использования телефонов во время занятий. А родители могут оценить ситуацию со стороны, посмотрев на своих детей. И, наверное, именно поэтому большинство из них проголосовало за полный запрет телефонов как на уроках, так и на переменах. На уроках нельзя, и это понятно.

А почему же нельзя провести время в виртуальном пространстве на перемене? Можно, конечно, но как же живое человеческое общение? Дождавшись конца урока, ученик возьмет в руки телефон. Всю недолгую перемену займет любимый гаджет. Ученик пообщается с десятью виртуальными друзьями, но ни с одним – реальным, до которого рукой подать. Вот и выступают люди за полное ограничение.

Те респонденты, которые были против полного запрета, выбрали более мягкие меры. 23% опрошенных лишь частично поддержали идею и согласились с запретом гаджетов на уроках, но не на перемене, ведь это время отдыха, и ученики вправе самостоятельно выбирать, как его провести. Некоторые тавдинцы (19%) предлагают просто установить в школах устройства, которые будут глушить сотовый сигнал. Таким образом ребенок не будет отвлекаться от занятий и пытаться взять в руки телефон, так как знает, что ни звонки, ни смс ему не придут, пока он не выйдет из школы. 11% считают, что настоящим решением проблемы является простой кнопочный телефон, который стоит недорого и служит средством связи, не отвлекая ребенка от учебного процесса.

Примечательно, что большинство тавдинских подростков до 18 лет, которые в настоящее время сами являются школьниками и пользователями смартфонов, против этого запрета (78% от общего числа этой возрастной категории). Однако они не против отказаться от телефонов на время урока и готовы принять глушилки.

Запретить гаджеты на переменах – однозначно нет.

Очевидно, что в этом запрете есть как плюсы, так и минусы. Например, каждый раз, когда дети берут телефон, чтобы просто посмотреть время, они не могут не поддаться соблазнам и не зайти в социальные сети. Таким образом, они на время выпадают из учебного процесса. С другой стороны, телефон у ученика – это возможность родителей связываться с ним в любое время и меньше беспокоиться об их безопасности.

Сами себе закон?

Законопроекта не поступало. Строжайшего запрета телефонов в школах нет. Но многие учителя стараются ввести запрет самостоятельно, изъяв мобильные у школьников. Но стоит отметить, что подобных историй от тавдинских учеников на слуху не имеется. И это радует. А вот те нередкие случаи, когда учителя отбирают телефон у учеников, незаконны. Иногда они не отдают смартфоны до тех пор, пока в школу не придут родители и не заберут их лично. Но, внимание! Российские законы гарантируют собственникам право владения, пользования и распоряжения своим имуществом до тех пор, пока он не начнет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. А телефоны принадлежат школьникам на праве собственности. Как правило, телефон – это подарок родителей. Значит, его подарили и таким образом телефон принадлежит исключительно школьнику. Преподаватель может попросить ученика убрать телефон на время урока, но не имеет права самостоятельно отбирать его у ребенка.

Ограничить право использования может устав школы, если таковой имеется, о чем говорится в законе «Об образовании в Российской Федерации». Поступая в школу, в уставе которой содержится оговорка о запрете использования сотового, ученики и их родители автоматически соглашаются с его положениями и обязуются их соблюдать. В этом случае ученикам запрещено использовать телефон во время занятия, а учителям запрещено забирать у них телефон. Таким образом, максимальная мера, которую учитель вправе применить к ученику, – это дисциплинарное воздействие: замечание, вызов родителей, беседа с директором и так далее. Возможен и компромисс: учитель может предложить школьнику добровольно передать ему гаджет на хранение до конца урока. И это наиболее выгодный для всех исход ситуации.

Ну что же, теперь вы можете не беспокоиться, если вам доведется услышать что-то о запрете телефонов в школах. Такая информация действительно есть, но на уровне слухов. Однако это не значит, что телефонами во время занятий пользоваться можно и нужно. Дорогие школьники, давайте уважать труд учителей и стремиться к получению знаний!