О будущем, клопах и ностальгии

В новоуральском театре кукол «Сказ» состоялся предварительный показ спектакля для взрослого зрителя по пьесе В. Маяковского «Клоп».

Спектакль ждали, поскольку не для детей наши артисты практически ничего не играли за все годы существования театра кукол. Тем более что к работе был подключен обладатель национальной театральной премии «Золотая маска», режиссер из Челябинска Александр Борок с не менее титулованной командой. Из предварительных бесед с ним уже было известно, что процесс идет весьма увлекательно: авторский материал активно перерабатывается, при создании кукол используются уникальные технологии, которые наши артисты осваивают прямо на репетициях. В общем, была интрига.

Что ж, действие спектакля началось весьма неожиданно и смело: в фойе прямо в толпу зрителей выскочили из зала тетки в пестрых нарядах и устроили настоящий рэп-баттл. В этом довольно эмоциональном потоке речи порой можно было распознать текст самого Маяковского. Например, ключевую для нового спектакля фразу о том, что «театр не отображающее зеркало, а увеличительное стекло».

Стекла на сцене действительно хватало - лупа, очки, бутылка со стаканом. Сквозь них зрители наблюдали за тем, как разворачивается драма жизни в пролетарском общежитии. Главных героев этой «феерической комедии», впрочем, никто так и не увидел. Все они - Иван Присыпкин, Зоя Березкина, Олег Боян, Эльзевира Ренессанс - лишь клопы, копошащиеся за стеклом. Иногда в этот микромир заглядывали большие люди с мельтешащего черно-белой хроникой экрана, роняли пару фраз... Мещанство, столь зло высмеиваемое Маяковским, здесь получило еще и свой видимый неприглядный облик.

Финал первой части спектакля с пожаром (на табло зажглись алые буквы «Просим покинуть зрительный зал», а потом еще и люди в облачении огнеборцев пожаловали!) стал одновременно и продолжением действа: в фойе на большом экране появились цифры 2079 - это, стало быть, мы перенеслись еще дальше во времени, чем предполагал автор!

Итак - будущее! Представители разных континентов живо обсуждают новость - при строительстве здания найдено замороженное тело. Решено - воскресить далекого предка современного человека! Зрительный зал превращается в зал воскрешений, и там в холодной туманной полутьме из саркофага извлекается... Ну, скажем так, человек, похожий на Ленина, что ли...

По всей видимости, мы наконец-то видим Ивана Присыпкина. Посетовав, что у него «за столько лет за профсоюзы не плачено!», он начинает сыпать рублеными стихами Маяковского в духе «Окон РОСТа». Клоп, вылезший из пиджака гостя из прошлого, кусает людей будущего, а Присыпкин активно «достает» их революционными агитками. Появляются первые жертвы, носятся по залу с криками типа «мы вам покажем 37-й год!». В целом на свет из прошлого извлекается герой скорее не Маяковского, а Булгакова - Полиграф Полиграфович Шариков.

Мысль режиссера, как мне кажется, вполне ясна: его тревожит ностальгия части общества по недостроенному в отдельно взятой стране коммунизму. Такие настроения сегодня не новость - когда не видишь вокруг перспектив, взгляд невольно обращается в прошлое (причем идеализированное). И Александр Борок пытается нам напомнить, что в прошлом, настоящем и даже в далеком туманном будущем главное - не быть клопом. Вот, собственно, и все.

Я не буду пророчить спектаклю долгую счастливую жизнь в репертуаре театра. Наверняка жюри крупных фестивалей оценит авторский эксперимент и многочисленные находки в сценографии. А вот сможет ли новоуральский зритель заинтересоваться всем этим, дорос ли он до понимания глубинных смыслов и красоты режиссерского замысла - покажет время. Очень бы этого хотелось!

Евгений СЕРЕБРЯКОВ