Шалинские «три минуты по Америке»

40 лет назад в райценре появился первый километр дороги с асфальтовым покрытием

Многие шалинцы ещё помнят те времена, когда по дорогам районного центра с трудом можно было пройти в туфлях, а уж в распутицу, дожди – только в сапогах. Вот и на старых снимках видно, как некомфортно было участникам майских или октябрьских демонстраций шествовать по улицам поселка – по грунтовому-то полотну дороги ещё ничего, а вот по обочине…

Первый километр

Cорок лет назад, был положен первый шалинский асфальт.

Все, с кем мне удалось переговорить по этой теме, считают, что асфальтирование центральной дороги по улице Орджоникидзе связано со строительством нового дома культуры, а строил дорогу Шалинский дорожный участок 940. Закладка фундамента ДК на месте старого кинотеатра началась в 1972 году, основное строительство велось с 1973 года. В январе 1978-го была завершена кирпичная кладка здания, а в конце года здание было сдано в эксплуатацию. Кстати, ДК был объявлен комсомольской стройкой, здесь работал отряд молодежи из различных населенных пунктов района.

Вот что рассказывают участники тех событий.

Иван Пехташев, водитель ДУ-940, стаж работы в организации 22 года, кавалер ордена «Знак почета», награжден за трудовые успехи в 1981 году.

Его имя значится в «Списке знатных работников», что «составляют гордость и славу Свердловскавтодора» (из книги «Свердловскавтодору – 75 лет»):

- Я пришел в дорожный участок в 1966 году. Работал бульдозеристом, шофёром. Помню, как летом 1978 года приехали в Шалю студенты-строители, которые и стали асфальтировать улицу Орджоникидзе – первый километр дороги от моста до пруда. На плотине сначала сделали насыпь грунтовую, по ней и ездили, а трубу через дорогу позднее уложили.

Отряд приехал со своей техникой: асфальтоукладчик, два катка, грейдер. Подготовили дорогу: срыли землю до плотного грунта, а затем сделали своеобразное корыто, в которое засыпали песок, затем его прикатывали, потом – щебёнку, снова прикатывали, и наконец холодный асфальт (кстати, все строительные материалы приходили в Шалю вагонами), который долго укатывали – с утра до вечера. Студенты работали очень хорошо, добросовестно, свою работу выполняли качественно. Вот почему этот участок дороги по улице Орджоникидзе и простоял без ремонта так долго.

Василий Ефимов:

- Я учился в те годы в автодорожном техникуме, поэтому с некоторыми строителями, приехавшими к нам в составе отряда, был знаком, нередко приходил к ним, мы тепло общались. Ребята действительно работали на совесть, есть за что их вспомнить добрым словом.

50 тысяч рублей. Советских.

А вот как писала о тех событиях газета «Путь к коммунизму». В номере за 12 августа 1978 года есть материал Н. Лаврова «Под контролем шалинцев» - о дорожном строительстве, и в частности, об этом строительном отряде.
«…вместе со своей дорожной техникой в районный центр прибыла группа преподавателей и инструкторов Свердловского автодорожного техникума, которая как субподрядчик ДУ-940 обязалась до 25 августа полностью заасфальтировать улицы Орджоникидзе и Ленина, а также площади возле памятника Солдату и Привокзальную.

Наверное, нет ни одного жителя посёлка от мала до велика, который бы не остановился и не понаблюдал, как работают асфальтоукладчик, мощные катки, как словно челноки снуют самосвалы, подвозя на дорогу песок, крупный гравий и асфальт. Что ж, действительно интересно посмотреть на работу дорожников, которая спорится. Начали они свое дело 31 июля, и теперь уже можно сказать, что улица Орджоникидзе приобрела совершенно новый облик.

Но жители Шали, держащие это строительство под своим контролем, уже переживают о том, что на новую асфальтированную дорогу при распутице будет завозиться автомашинами грязь.

Мы должны их успокоить. Не волнуйтесь, товарищи! Все входящие в новую трассу улицы и переулки тоже будут заасфальтированы на протяжении 75-100 метров от главной дороги. Так что грязи не будет. Кстати, и строители заверяют, что нареканий в их адрес тоже не будет.

Говорят в народе, «лиха беда начало». Поэтому все жители райцентра живут надеждой, что в последующие годы все улицы Шали примут самый современный вид.

Но при этом есть одно условие. Мы должны беречь дороги сами, помнить, что в нынешнем году на их асфальтирование затрачено в общей сложности около 50 тысяч рублей».

Лучшие дорожники

А вот ещё одно свидетельство - Николая Попова:

- В дорожный участок я устроился после армии, в мае 1976 года, шофером. Помню, как летом 1978 года мы помогали строительному отряду – было в нем человек 7-8. Я работал тогда на самосвале ММЗ-555, потом дали МАЗ-503, вот на них и возил от вагонов песок, щебень, асфальт. Дорожное полотно делали основательно, в несколько слоев: песок, щебень, затем расклинцовка мелким щебнем, чтоб дорога «не играла», затем асфальтобетонное покрытие, и все это ребята тщательно укатывали. Первый километр асфальта по улице Орджоникидзе шел от моста до пруда. А от памятника Солдату до вокзала – это уже была вторая очередь.

Николай на данном предприятии проработал 28 лет, и был одним из лучших шоферов. В 1996 году он был награждён знаком «Почётный дорожник». В семейном архиве хранится свидетельство о занесении его фамилии на областную Доску почета «Свердловскавтодора» - «за успехи по досрочному выполнению государственного плана и принятых соцобязательств».

О лучших дорожниках писала и газета «Путь к коммунизму». В заметке «Слово с делом не расходится», номер за 9 февраля 1978 года, Л. Воронцова, техник, секретарь комсомольской организации ДУ-940 сообщала: «Комсомольцы своим трудом доказывают, что у них слово не расходится с делом. За январь шофером Валерием Ширшевым вывезено 183 кубометра дорожно-строительных материалов, Виктором Луканиным – 150, Николаем Поповым – 255. Это значительно больше планового задания.

Получено приятное известие в адрес Николая Попова. По итогам работы за второе полугодие 1977 года он признан лучшим мастером Свердловскавтодора. Николай награждён Почётной грамотой. Успешно справляются со своими социалистическими обязательствами комсомольцы дорожные мастера Владимир Орлов, Анатолий Попов. Они соревнуются между собой за звание лучшего мастера».

Второй километр

Районная газета, продолжая следить за ходом дорожных работ, писала («Благоустройство продолжается», «Путь к коммунизму», 26 сентября 1978 года):

«Шалинский дорожный участок № 940 продолжает заниматься благоустройством центральных улиц в районном центре. В минувшем месяце было завершено асфальтирование улицы Орджоникидзе от пруда до перекидного железнодорожного моста и въездов на неё, а в настоящее время дорожная техника направлена на улицу Ленина.

Правда, покрытие асфальтом проезжей её части от памятника Солдату до привокзальной площади, как намечалось ранее, в этом году не будет произведено, так как в зимних условиях это делать значительно труднее и дороже. Но дорога уже прогрейдирована и на неё сейчас вывозятся сотни кубометров крупного гравия

Эта подготовка создаст благоприятные условия для эксплуатации дороги в зимнее время и в период распутицы, а также для покрытия её асфальтом весной будущего года».

Как вспоминает В.Н. Власов, бывший в тот период начальником ДУ-940, прежде чем заняться асфальтированием, была проведена большая подготовительная работа: обсуждения, согласования, принятие решения на уровне местной власти и «Свердловскавтодора», в том числе по финансированию, составлению конкретного плана работ. Большую роль в этом деле, заинтересованность проявил председатель райисполкома Иван Александрович Сажин, который был в курсе всех дел, много помогал, договаривался о поставках стройматериалов, привлечении техники и т.д. Активно подталкивал строителей и первый секретарь райкома партии Василий Демидович Сюкасев.

Поэтому проблем со стройматериалами, техникой почти не было. Первые километры центральной дороги, имеющей областное значение, удалось заасфальтировать сравнительно быстро. Летом 1978 года первый участок - от моста до пруда, на следующий год, предварительно подготовив фронт работ, создав запас стройматериалов – от памятника до вокзала.

- Чтобы вести работы по асфальтированию второго участка, - продолжает Владимир Николаевич, - пришлось сделать объездную дорогу, по которой пустили весь транспорт. Конечно, народу, техники было привлечено много: пять самосвалов, экскаватор, два бульдозера, каток. Своих специалистов по асфальтоукладке не было, поэтому привлекали опять же из города. Работали все очень хорошо. И этот участок дороги был сделан качественно, сдан в срок.

Активно занимался асфальтированием дорожный участок в 80-е годы и при руководителях Г.С. Битюцких, А.М. Колмогорове: от пруда до Половинки, потом - до сылвинской башни и далее. Так постепенно преображались шалинские дороги.

В асфальте меньше половины дорог

Интересно, а сколько на сегодня в Шале асфальтированных дорог? – поинтересовалась я у главы поселка Шаля Дмитрия Машенькина.

- К сожалению, от того, что было сделано в 80-е годы, мы недалеко ушли, - говорит Дмитрий Алексеевич. - Асфальтировали мало, лишь в последние годы несколько активизировались. Например, в 2003 году к 100-летию поселка Шаля была заасфальтирована улица Энгельса. В 2011-2012 годах – улица Кирова. В последнее время «идем» небольшими участками. Так, за период с 2015-го по 2018 год заасфальтировано почти 3,5 км дорог: по улицам Марата, Строителей, парковку (720 квадратных метров) возле рынка сделали, а также от центральной дороги до спортивной базы, улицам Бажова, Октябрьская, Калинина, тротуары по улице Энгельса и с улицы Ленина до Свердлова. Сейчас асфальтируем улицу Ясная (385 метров). Ведет дорожное строительство коллектив Шалинского СУ. Конечно, надо бы делать больше, но сдерживают финансы.

В поселке Шаля 33 улицы, заасфальтировано, по нашим подсчетам, всего 27 километров 836 метров дорог. А их общая протяженность – 66 километров 974 метра, дороги с асфальтовым покрытием составляют лишь 36,85 процента.

Стоит отметить, что поводом обращения к теме стал звонок в редакцию нашего читателя Александра Горячева. Шалинец не только обратил наше внимание на юбилей первого шалинского асфальта, но и вспомнил, что в народе его называли «три минуты по Америке». Видимо, хорошие дороги уже тогда у наших людей ассоциировались с заокеанскими хайвеями, а «три минуты» - именно столько времени хватало, чтобы, шурша шинами, проехать весь первый шалинский асфальт.

Валентина КАЗАНЦЕВА.
Фото Леонида ЛОГИНОВА и из семейного архива Поповых.