Чтобы было, за что себя уважать

В ноябре прошлого года городской архив Нижней Туры, информационно-методический центр управления образования округа и краеведческий музей объявили среди старшеклассников школ округа конкурс на тему «История моей семьи в истории родного края». В двух его номинациях – «Моя родословная» и «Личность в истории» – победил одиннадцатиклассник школы № 1 Никита Чащин, завоевав соответственно первое и второе места.

Увлечение историей у Никиты – от отца, Андрея Леонидовича Чащина, известного в городе и в области коллекционера – геральдиста и нумизмата. А что такое обширная, красочная коллекция тех же городских и волостных, областных и столичных гербов? Это целая поэма создания самого герба и история места, которое он украшает. Вот Никита и приобщился. А конкурс, что называется, был «в руку».

Решив воспроизвести историю своей семьи, он пришел к выводу, что сначала надо познакомиться со всеми терминами, бытующими в народе и обозначающими ту или иную степень родства людей.

От стрыечки до дщерши и ятровки


Выяснил, что такое кровное родство (отец, мать – сын, дочь), внебрачные дети (в народе называемые безбатешными, байстрюками, безотцовщиной и даже ублюдками), сколотные дети (рожденные добрачно). Усвоил, что в русской генеалогии прямым считается лишь родство исключительно по мужской линии: «от отца к сыну нисходящее». Не случайно существует выражение: «род пресекся», что подразумевает, прежде всего, отсутствие сыновей.

Пришел к объяснению кровного, а также непрямого родства. Полнородные и не полнородные – значит, братья и сестры от одних родителей (или одного родителя). Есть привенчанные (рожденные до брака), единокровные, единоутробные братья и сестры, есть сводные, двоюродные (кузены от франц. сousin), есть стрыйчичи и стрыечки – сыновья и дочери дяди, уйчичи и уйчички – сыновья и дочери тети, есть дщеричи – дети двоюродного брата или сестры, а есть еще троюродная, четвероюродная, пятиюродная родня… А дальше – родство через брак: свекр, свекровь, тесть, теща, сват, сватья, девери, золовки, шурины, ятровки (другими словами – сношенницы, невестки, чьи мужья являются братьями).

Есть и приемные дети, и их корни. А таковых в православных семьях Чащиных оказалось немало. Существуют также духовные отношения (крестные отец и мать – кумовья), которые хоть и не вписываются в кровные, родственные, но так переплетаются в семьях людей, что очень трудно разделить эти годами спрессовавшиеся взаимоотношения.

Понял: работа предстоит большая.

Родовые древа

И начал Никита телефонный обзвон и переписку. А с теми, кто, как оказалось, живет рядом, пошел встречаться, беседовать, возвращать людей в их прошлое, их детство, вспоминать родню, прожитую жизнь, просить старые, пожелтевшие от времени фотографии, письма, фотографировать.

Выстраивались схемы. Потихоньку материал набирался. Конечно, во многом помогали отец, а также Жанна Александровна Коротаева, учитель истории и обществознания. Благо, костяк родни Чащиных оказался в большинстве своем уральским.

И вот появились первые ответвления его семейного древа: семья Чащиных по отцовской линии (а там – линии прадедушки и прабабушки Никиты как по отцовской, так и по материнской линии – Глухих, двоюродных дедушек и бабушек – Койновых, отдельно – линия деда – Чащина Леонида, линия матери – Дягилевой Тамары и всей ее семьи до линии прабабушки и двоюродных ответвлений…)

Мелькали такие знакомые на Урале фамилии: Панины, Черепановы, Винокуровы, Богдановы, Пряхины…

Потихоньку рождался целый альбом, в который вошли фотографии 1816-1920 и дальнейших годов, советских времен, современные.

Чащины. Откуда есть, будут?

Вряд ли «виной» рождения этой фамилии является только география – мол, от названия деревни или соседства густого леса. Чащин – от «частить, учащать», что в словаре В.И. Даля истолковывается как «делать что-то весьма часто, т.е. повторять и делать скоро, спешно». Исходя из этого, можно предположить, что наименование Чаща могло прикрепиться к человеку, который делал свою работу гораздо быстрее своих товарищей.

Что же касательно встретившихся в большом роду Чащиных фамилий, то все они частенько прямо указывали на род занятий их носителей или свойств характера, а также – принадлежности к тому или иному сословию. Телегин – мастер по изготовлению телег, тележник; Черепанов – от «черепана» – гончара, горшечника; Глазунов – от «глазасто-любопытных, все углядывающих»; Дягилевы – от названия лекарственного растения дягиль, «дяглый» – крепкий, здоровый, сильный; Карскановы (видоизменилась от Кирсановых) – из дворян, стоящих в одном ряду с Вяземскими, Волконскими, Мещерскими; как, впрочем, и фамилия Маликовы (в переводе с тюркского – «Малик – обладающий богатством хозяин») и так далее.

С позиций сегодняшнего дня, род Чащиных – большая палитра не просто красивых, крепкий людей, а еще и множества профессий, ими представляемых. Здесь мастера заводских дел железных и сплавщики, работники верфи на реке Туре в демидовские времена и кузнецы, крестьяне Верхотурской волости и солдаты, строители и дорожных дел мастера, сапожники и гончары, хлебопеки и энергетики, педагоги и врачи… Большой род. Трудовой.

Те, за кого гордость особая


В историю Великой Отечественной его род тоже внес свой вклад. Родственник Никиты Геннадий Терентьевич Чернов, красноармеец 62 гвардии стрелкового полка 22 гвардии стрелковой дивизии погиб в декабре 1941 года, защищая жителей деревни Волково Старинского района Калининской области (ныне – Тверской).
После освобождения Калинина фронту была поставлена задача продолжить энергичное преследование противника в направлении Старицы, окружить врага и уничтожить. Эта операция была одной из первых фронтовых наступательных операций советских войск. И проводилась она в исключительно сложной обстановке. А одержанная под Калинином победа явилась крупным оперативным успехом, частью которого явились жизни и подвиги множества рядовых советских солдат, в том числе и Геннадия Чернова.

Второе священное для всей родни Чащиных имя – Василий Андреевич Дягилев. Командир стрелковой роты 872 стрелкового полка 282 стрелковой дивизии. Член ВКП (б) с 1942 года. С декабря 1941 по март 1945 года воевал на Калининском и Западном фронтах. Был трижды ранен, скончался от тяжелого ранения в голову в марте 1945 года. А годом раньше за добросовестное выполнение заданий командования представлен к награде Орденом «Красной звезды». Захоронен на братском кладбище в Дейге-Лапе (Силезия, ныне территория Польши).
В альбоме – фотография с мемориала у братской могилы села Высокое Старинского района с именем Геннадия Терентьевича Чернова и наградной лист на имя Василия Андреевича Дягилева. Память. Благодарность. Особая дань уважения.

«Личность в истории»

Это еще одна номинация конкурса, работа над которой принесла Никите не меньшее удовольствие. Хоть материал здесь был более статичный и, казалось бы, скучный – постановления, назначения, решения бюро, тем не менее, именно из этих сухих исторических документов и хотелось высветить лица людей, так много сделавших для наших мест, ведь параллельно шли сведения о новостройках, достижениях предприятий, победах молодежи в конкурсах, выпуске новой продукции и строительстве храма.

Никита с увлечением начал вчитываться в личные дела первых секретарей горкома КПСС – в послевоенные годы первых руководителей города и района. А коль годы послевоенные – начиная с конца сороковых и далее – то и биографии фронтовые.

Александр Федорович Кокшаров. Бывший забойщик управления изумрудных копей в Асбестовском районе Свердловской области, участник финской войны (был командиром пулеметного взвода). На войну ушел в 1941 году, в составе 18 дивизии войск МВД выполнял особые задания командования в Крыму на Северном Кавказе. Награжден орденом «Красной звезды», медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

Иван Васильевич Филин. Заводчанин из Николаева, эвакуированный в войну в Сталинград, политрук роты рабочих отрядов. После войны был Нижний Тагил, завод им. Сталина, учеба в партшколе, первые шаги в партработе, Нижнетуринский горком партии, кураторство промышлености, транспорта, связи, строительства и в частности – строительства Нижнетуринской ГРЭС.

Бывшие учителя, фронтовики… И далее – имена, насыщенные событиями биографии, судьбы как первых секретарей горкома, так и в дальнейшем председателей горисполкома: Анатолий Иванович Мельник, Станислав Александрович Забродин, Валентин Иванович Воронков.

А теперь – главы: Олег Иванович Чечетко, Владимир Дмитриевич Шерстобитов, Федор Петрович Телепаев, Лариса Вадимовна Тюкина, Алексей Викторович Стасёнок … История продолжается.

«Наш человек»

– Мне было не только интересно работать над этими обеими темами, – говорит Никита. – Собирая материал, я все больше убеждался в том, что мы просто обязаны знать историю своей страны, которая начинается с историй таких, как моя, семей. Неужели, правда, хотим, чтобы наше поколение называли «Иванами, родства не помнящими»? Не скрою, в первом проекте было трудно докопаться до самых далеких родственных глубин. Уставал, хотелось все бросить, особенно когда заходил в тупик. Но уж очень мне хотелось дойти до конца, чтобы было, за что себя уважать.

Член жюри конкурса, директор городского краеведческого музея Ирина Матвеева пришла к выводу: «Никита – наш человек. Именно с таким глубоким увлечением, таким упорством и пытливым умом, с таким терпением, целеустремленностью и приходят в краеведение и историческую научную деятельность. Я желаю ему успехов в поисках интересных тем и фактов. И мы ждем у себя таких ребят!».

На 150 листах работа над альбомом не остановилась. Переписка с родственниками активно продолжается, поступают все новые сведения и уточнения. А главное: Никита послал запросы в Министерство обороны РФ в отношении пропавшего без вести в годы Великой Отечественной войны прадеда Никиты – Петра Чащина, двоюродных братьев деда – Масловых, а также Константина Дягилева, родственника по материнской линии.