Павел МАМОНЧИКОВ: «Надо просто любить свою работу»

Надежное тепло- и электроснабжение Среднеуральска во многом зависит от проведения ремонтных работ на Среднеуральской ГРЭС. О том, почему интересно разбирать турбины, и как помогает в работе энергетика спортзал, рассказал начальник службы Среднеуральской ГРЭС Павел МАМОНЧИКОВ.

Ремонтными работами на СУГРЭС занимается служба по ремонту тепломеханического и общестанционного оборудования. Задача подразделения – поддержание работоспособного состояния оборудования электростанции, проведение профилактических ремонтов.

Сегодня наш собеседник - руководитель службы ремонта Павел МАМОНЧИКОВ.

— Павел Леонидович, чем занимается подразделение, которым вы руководите?

— Наша служба занимается ремонтом основного и вспомогательного оборудования на Среднеуральской ГРЭС. Также мы обслуживаем резервуары мазута – резервного топлива электростанции, береговые насосные станции и газотурбинную расширительную станцию, эти объекты находятся за территорией СУГРЭС. Зона ответственности службы постоянно растет. Раньше у нас были только технические ассистенты, которые отвечали за основное и вспомогательное оборудование. Потом в подразделение перевели машинистов крана, то есть мы отвечаем еще и за все работы, связанные с подъемом грузов, подъемными механизмами. Помимо этого, сейчас мы несем ответственность за все здания и сооружения электростанции, а с 2020 года также отвечаем за ремонт парогазовой установки.

— Как выглядит рабочий день службы?

— У нас есть программный комплекс, куда специалисты службы эксплуатации заносят информацию об оборудовании, нуждающемся в ремонте. Например, где-то вылетел сальник, сломалось арматура, появился свищ и так далее. Приходя утром на работу, мы проверяем информацию, накопившуюся за ночь или за выходные. Я распределяю задачи по ремонту между техническими ассистентами, они, в свою очередь, отправляются к оборудованию, требующему ремонта, оценивают ситуацию, определяют материалы, необходимые для проведения работ и ставят задачу подрядной организации. Далее мы контролируем проведение ремонтных работ, и после их окончания вносим соответствующую информацию в систему.

— Сколько человек работает в службе, какие это специалисты?

— На данный момент у меня в подразделении 30 человек, из них 7 – машинисты кранов, остальные – технические ассистенты, которые ответственны за ремонт оборудования. Технический ассистент – это инженер по ремонту, в его обязанности входит определить необходимый объем работ, подать заявку на наряд, произвести допуск вместе с эксплуатацией, контролировать работы, которые выполняет подрядная организация.

— Какое образование нужно иметь, чтобы работать в службе?

— Практически все сотрудники службы – с высшим теплотехническим образованием. У меня самого два образования. Я окончил Екатеринбургский энергетический техникум по специальности «Тепловые и электрические станции» и теплофак Уральского федерального университета по специальности «Турбины и двигатели».

— Как вы пришли работать на Среднеуральскую ГРЭС?

— Это было в ноябре 2009 года. До этого я работал машинистом-обходчиком и машинистом турбин на ТЭЦ-19. На СУГРЭС меня взяли машинистом-обходчиком блоков 300 МВт по турбинному оборудованию, также я работал машинистом-обходчиком по котельному отделению, подменным машинистом блока. В 2013 году перешел в службу ремонта тепломеханического оборудования инженером по ремонту первой категории. Первый мой опыт в этой службе – ремонт арматуры, мы с коллегой вдвоем отвечали за всю арматуру, которая имеется на СУГРЭС. После этого я стал ведущим инженером, занимался проточными частями турбин по системе регулирования, по подогревателям высокого давления. В 2017 году меня назначили начальником службы ремонта тепломеханического оборудования.

— То есть, сейчас основное время на работе вы проводите в офисе?

— Хоть я и являюсь начальником службы, но около 40% своего рабочего времени провожу в цехе. В офисе проходят оперативки, работа с почтой, совещания с подрядчиками. Но в основном моя работа заключается в том, чтобы контролировать процесс ремонта в цехах, технических ассистентов, подрядчиков, сообщать им о замечаниях, которые у меня возникают.

Работа службы ремонта не заканчивается в 17.00. Электростанция – предприятие непрерывного цикла, которое должно круглосуточно вырабатывать электроэнергию и тепло. Мы всегда должны быть на связи, без праздников и выходных дней. Если выявляется дефект оборудования, который может привести к серьезным последствиям, мы должны немедленно организовать работы, вызвать подрядчика, сами явиться на станцию и устранить его в кратчайшие сроки.

— Ответственность давит на вас?

— Конечно давит, к тому же, с каждым годом она растет. Стрессы всегда есть, и от них не уйти, потому что наша работа не заканчивается никогда. В выходные я стараюсь по возможности отдохнуть, побольше быть с детьми. Еще очень помогает спортзал. Зарядишься на работе, идешь весь взъерошенный, и буквально через полтора-два часа ты набегался, напрыгался, потягал штангу, и домой приходишь уже более спокойным.

— Какие периоды самые напряженные в вашей работе?

— В основном, все ремонты происходят в летний период, с мая по октябрь, потому что в зимнее время мы не можем останавливать ни электрическое оборудование, ни тепловое. Летом происходит полный останов теплосети, во время которого мы должны определить все дефекты и заменить трубопроводы, запланированные годом или двумя ранее, отремонтировать все насосы плюс произвести ремонт основного оборудования – такого как турбины, котлы, подогреватели высокого и низкого давления.

Я очень люблю, когда проходят капитальные ремонты именно больших агрегатов – таких, как турбины, питательные турбонасосы. Самое интересное происходит, когда вскрывают турбину. Турбина – это 39 ступеней, 38 диафрагм, на каждой ступени от 30 до 80 лопаток, каждую лопатку осматриваешь. Интересно, когда разбираешь оборудование, дефектуешь, решаешь, как устранять дефекты, с которыми раньше не сталкивался. В этом случае открываешь учебную литературу, советуешься с коллегами с других станций. Вот это больше всего меня привлекает в моей работе.

— Как вы считаете, какие черты характера помогают успешно работать в энергетике?

— Я думаю, особенных «энергетических» черт нет, надо просто любить свою работу, и тогда будешь отдаваться ей полностью. Если есть желание, то научиться можно всему. Тепловые и электрические станции, рабочий процесс – это очень интересно. Когда ты увлекаешься этим, начинаешь читать, понимать, как одно зависит от другого, и если ты не сделал первую операцию, то третьей не дождешься. А еще для работы на электростанции важна реакция – то есть способность своевременно реагировать и делать ту работу, за которую отвечаешь, понимать последствия действий. Два года назад меня отправили в отпуск на месяц. Через две-три недели я так соскучился по своей работе! С тех пор стараюсь брать отпуск на две недели, потому что нуждаюсь в этом рабочем ритме, темпе жизни. Через две недели отпуска становится скучно, находятся причины позвонить на работу, спросить, как идут дела, проконтролировать.

— Как ваша семья относится к такому напряженному графику работы?

— Семье сначала не нравилось, что я хожу в отпуск только ранней весной или поздней осенью, но потом они привыкли, такая ситуация у всех сотрудников служб ремонта. Мои родные гордятся моей работой, благодаря которой в домах многих людей светло и тепло. Недавно ко мне пришел младший сын и сказал: «Папа, ты же работаешь на электростанции? Нам в садике рассказывали, что именно вы даете тепло и свет. Спасибо, папа!». Наверное, ради таких моментов мы и работаем.

Пресс-служба ПАО «Энел Россия», фото из архива станции, газета "Среднеуральская волна"