Новое русло Угрюм-реки

Шалинцы оказались причастны к самой главной телевизионной премьере года

В марте на Первом канале состоялся отложенный на год показ первых серий ремейка знаменитой советской киноэпопеи об истории промышленного освоения Сибири. Попытки авторов «осовременить» тему саги Вячеслава Шишкова, сделать сериал интересным современному зрителю оценивают по-разному. Определённо можно лишь сказать, что старались. В том числе и наши земляки, приложившие руку к процессу: кто в прямом смысле – сделал лодки для фильма, кто в переносном – мелькнул в эпизоде.

Натуру ничем не испортишь

В одном из своих поздравлений кинематографистам, работникам киновидеопроката Свердловской области и всем уральцам с Днём российского кино глава региона Евгений Куйвашев отмечал:

– Наш край подарил России немало известных кинорежиссёров и звёзд экрана. Свердловская киностудия, ежегодный фестиваль неигрового кино «Россия», международный фестиваль-практикум молодых талантов «Кинопроба», проходящие в нашем регионе, – все это неотъемлемые черты российского кинематографа.

Всё так. Но тем уральцам, кому памятен «золотой век» Свердловской киностудии, одной из крупнейших в СССР, явившей миру многих талантливых кинематографистов, включая и режиссёра «Угрюм-реки» Ярополка Лапшина, хотелось бы видеть более содержательным положение дел в региональном кинематографе. Поэтому-то каждый кинопроект, так или иначе связанный со Средним Уралом, вызывает определённые надежды на своего рода ренессанс. К сожалению, эти попытки столь же редки, сколь и малоуспешны. Так, в 2012 году вышел снятый – в том числе и в Шалинском ГО – фильм «Золото». Провалился по всем статьям: не спас даже звёздный состав во главе с Сергеем Безруковым.

С «Угрюм-рекой», конечно, другая история, да и Свердловская киностудия здесь не при делах, но такое ощущение, что звёзды тоже не спасают… Зато к чему ни у кого нет вопросов, так это к натурным съёмкам. Природа, в том числе и нашего края, представлена в сериале в самом лучшем виде: в Свердловской области было три локации – на реках Исеть, Реж и Чусовая.

Шитик Силиных для Прохора Громова

Но, как выяснилось, нам стоило присмотреться не только к их красотам, но и тому, что по ним сплавлялось… Речь о лодках. Они фигурировали в первой и второй сериях. На одной из них Прохор Громов и Ибрагим сплавлялись по таящей неожиданности Угрюм-реке. А чтобы достичь её, им даже пришлось перетаскивать свою лодку по волоку.

Так вот, её, как и ещё четыре плоскодонки, для киношников изготовили шалинцы: уже известный, не смотря на свою молодость, лодочных дел мастер Дмитрий и его отец Виктор Силины.

Об этом сам Дмитрий рассказал, побывав в редакции «ШВ».

По его словам самому заказу, поступившему от художника картины, они не удивились. Оно и понятно, заказы на продукцию шалинских столяров (не только лодкок, но и различных декоративных стилизаций под них, а так же якорей и штурвалов) поступают со всей России. География весьма обширна: Самара, Оренбург, Краснодар, Уфа, Красноярск, Дмитровград, Новороссийск и даже заполярный Нарьян-Мар, а ещё Казахстан.

Среди заказчиков – базы отдыха, ландшафтные парки, свадебные агентства (фотосессии в лодках пользуются небывалой популярностью!), театры. Так, в мюзикле «Дон Жуан – нерассказанная история», который идёт на подмостках Москвы и Санкт-Петербурга, среди декораций можно видеть лодки Силиных. Таких попробуй, удиви.

«Обычный заказ, обычный заказчик», – пожимает плечами мастер. Работу он с отцом выполнил за полтора месяца: «Никаких особых сложностей не было: нас попросили изготовить три плоскодонки: две по пять метров (одна из них являлась дублёром), и одну семь метров, называется “шитик”*». Для понимания, что это такое, мастерам дали фотографии лодок конца 19 века.
Чертежи разработали быстро, с постройкой тоже не возникло проблем – еловые доски закупили у местного предпринимателя. Большая часть времени из этих полутора месяцев ушла на согласование деталей: высота бортов, форма носа и даже уключин. Зато получился один из символов фильма.

Так что когда будете пересматривать сериал, приглядитесь повнимательней к делам рук земляков. Оно того стоит!

Шашни в стиле «Санта-Брабары»

Главред «ШВ» Дмитрий Сивков тоже оказался причастен к телепремьере (на снимке 3 в центре). Напомним, в материале «Пока Громовы не грянули» от 1 августа 2019 года Дмитрий Сергеевич уже делился своими впечатлениями от участия в съёмочном процессе. Тогда ему даже удалось взять интервью у Александра Балуева, играющего Петра Громова.

Теперь интересно было услышать его мнение об увиденном.

– Если коротко – разочарован, – говорит журналист. – Я понимаю, что в одну реку нельзя войти дважды, даже если это «Угрюм-река», но у меня были надежды, что ремейк встанет в один ряд с фильмом Лапшина. Для этого были основания. Во-первых, меня подкупил масштаб. Одна география съемок 16-серийной киноэпопеи чего стоила: Минск, Москва, Суздаль, Кинешма… Большой съемочный блок связан и с нашим регионом: натурные съёмки прошли в Каменск-Уральском, Алапаевском и Первоуральском городских округах, а также в Полевском на территории Северского трубного завода.

Во-вторых, к отношение к процессу. Вот мой тёзка уже говорил, что у них целых полтора месяца ушло на согласование деталей лодки. Мне доводилось общаться с главным художником уральских локаций, он мне только шесть разных эскизов одного мостика через речку Каменка показывал. Хотя, казалось бы, какая разница, для зрителя, какой мосток мелькнёт в кадре? Опять же команда плотников, возводившая резиденцию Громова в Каменке, это не каких-то гастарбайтеры, как было на «Варваре», скажем, а прибыла из Ялты, настоящие профессионалы, работающие не только в России, но и во Франции, Америке…

Ну и в-третьих, актёрский ансамбль, всех перечислять не стоит, но даже в эпизодах мелькают вполне узнаваемые лица, да тот же Балуев…

– И считаете, всё это не сработало?

– Может, по отдельности и местами, но в целом нет такого ощущения. Не буду сейчас на всём останавливаться. Про туже прическу нынешней Анфисы – Юлии Пересильд, как будто она только что из модного салона, а не из сибиркой деревни конца 19-го века, только ленивый не высказался. Меня, например, ещё в первой серии неприятно удивило эпизод, когда Пётр Громов отрыл клад отца. Он извлекает из большой, как могила, ямы какой-то огромный причудливый ларец, больше подходящий для декораций «Пиратов Карибского моря»! Это, видимо, чтобы зритель проникся. Но правды жизни в этом нет. Вот у Лапшина, это прирытый неглубоко чугунок – так ведь разбойники и обустраивались схроны. А тут хотелось сказать: «Не верю!» Впрочем, уподобиться Станиславскому хотелось, то и дело.

– А в чём причина, как думаете?

– Опять же кратко. Юрий Мороз в самом начале говорил, что в основе и романа, и прежней картины лежит тема классовой борьбы, которая сегодня неактуальна, и он намерен акцентировать мелодраматическую и мистическую линии. Но у Шишкова (да и Лапшина) именно этот аспект и был основным – что обратной стороной деловитости и богатства становится то, что они в корне меняют характер человека: Прохор из идеалиста, мечтающего построить «город Солнца», превращается в монстра. Вынули этот стержень, ничего не вставив взамен, вот всё и закачалось. Никой метаморфозы главного героя нет – в самом начале он в драке пырнул ножом человека и, убегая от полиции, заводит шуры-муры… Всё свелось к шашням в стиле «Санта-Брабары».

«Звёздный час»: 8-я серия, 20-я минута

– Кому-то игра актёров кажется малоубедительной…

– В этом, опять же, думаю, больше виноват именно сценарий, чем сами актёры. Тот же уважаемый мною Александр Балуев играет какого-то жалкого рефлексующего алкаша, в оригинале же там был вполне волевой и сильный человек, которого сын боялся даже тогда, тот готовился отойти в мир иной. Балуеву по силам такая роль, но прописали изначально иную.

Мне вспомнился эпизод, не вошедший в интервью с артистом. Тогда Александр Николаевич, сказал: «Я думаю, что у Юры (Мороз) сценарий ещё в работе, не готов окончательно. Финал не знаешь, что с этим Петром делать, как его судьбу завершить?» Тогда я не придал этим словам большого значения, теперь, как зритель, понимаю, о чём шла речь.

– Ну, а как актёр массовки?

– Тут претензий никаких! Это мне ещё повезло, что попал в кадр. Могло вообще не случиться. На первую часть фильма – 1896 год, набирали в массовку бородатых мужчин. Меня же с усами, помрежа планировал на городового, но форма оказалась маловата. Переодеть-то в мужика переодели, но на площадку не вызывали целый день. Но потом понадобилась рабсила тащить Балуева, которого в роковую ночь хватил удар у дома Анфисы.
«Ну чего стоите, рты разинули?! – прикрикивает Сохатых. – Забирайте, давайте, Петра Данилыча…» После это мы, «ротозеи», выходим на первый план.
Этот эпизод на 20 минуте 8 серии. Мой звездный час.

Думается, всё же, не смотря на разные оценки, у «Угрюм-реки», образца 2021 года будет свой зритель. И среди шалинцев тоже. Во всяком случае, посмотреть стоит, хотя бы для того, чтобы иметь своё представление.

*Шитик – небольшое плоскодонное парусно-гребное судно. Удобно для передвижения по мелководным речкам и протокам, а также в тех случаях, когда требовалось перетаскивать суда через необорудованный волок. Активно использовалось новгородцами в военных походах. Похожие лодки до сих пор встречаются на севере России.

Полина СЫЧЁВА, Дмитрий ЗОЕВ.
Фото Леонида ЛОГИНОВА.