В Карпинске определились победители муниципального этапа конкурса "Живая классика"

Признаюсь, что очень трудно быть членом жюри какого-либо творческого конкурса. Как тут принимать решение, кто из участников лучше, если каждый из них запомнился чем-то своим? Вот и в этот раз очень нелегко было ставить какие-то баллы, если сначала приходится переживать за хулиганистого щенка в исполнении Лазаря Чернецова, за первую неудачную любовь героини в зажигательной интерпретации Софьи Шороховой, а потом выходят другие участники конкурса и читают о войне. И слёзы наворачиваются на глаза…

Муниципальный этап конкурса «Живая классика» состоялся 4 марта в ДООЦ. Проводится конкурс с целью повышения интереса к литературным произведениям писателей-классиков. Участники (ученики 5-11 классов) читают наизусть отрывок повести, романа или рассказа в прозе. За время проведения конкурса в нём приняли участие более 10 миллионов ребят. «Живая классика» – самый масштабный детский литературный конкурс в стране, а победа в нём – отличная рекомендация при поступлении в высшие учебные заведения соответствующей направленности. Об этом собравшимся в зале Центра рассказала Надежда Пестова, заместитель директора ДООЦ по учебно-воспитательной работе.

– Сегодня мы видим здесь знакомые лица и приветствуем новых участников. Конкурс «Живая классика» – непростой. Необходимо найти отрывок из произведения, не входящего в школьную программу, усердно готовиться и вложить много сил, чтобы достойно представить автора произведения. Желаю вам всем вдохновения и удачи! – приветствовала конкурсантов директор ДООЦ Раиса Чуркина.

Членам жюри предстояло оценивать выступления по нескольким критериям: 10 баллов начисляется участнику за выбор произведения, не входящего в список часто исполняемых, также оценивались способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей, грамотность речи и выразительность дикции. Были и дополнительные критерии, которые могли снизить баллы участнику. Забегая вперёд, скажу, что как раз один из таковых – соответствие выбранного произведения возрастной категории рассказчика – и подвёл одного из претендентов на попадание в тройку лидеров.

В этом году выступали 9 участников. К сожалению, не заявились на конкурс школы Сосновки и Кытлыма, а единственная представительница школы №2 не смогла принять участие в конкурсе. Выбор произведений – достаточно широк и разнообразен. Положившись в оценке за «технику» на своих более опытных коллег по жюри Нину Васильевну Тетерину и Марину Георгиевну Еремееву, сосредоточилась на том, чтобы поставить баллы за «артистизм».

Ребята подготовились хорошо. Очень эмоционально описал раскаяние щенка Лазарь Чернецов (Константин Паустовский «Резиновая лодка»), постаралась раскрыть очень сложную тему Мария Рудий (Елена Ильина «Четвёртая высота»), Дарья Валеева обратилась к философскому вопросу и выбрала рассказ «Свобода» Николая Яшина, очень трогательно прозвучал «Монолог слепой девушки» Татьяны Седых в исполнении Дины Кудрявцевой, а Иван Владимиров так проникся отрывком из «Детей капитана Гранта» Жюля Верна, что наверняка некоторым из слушателей захотелось, опережая лорда Гленарвана, уже самим снарядить лодку для Роберта и Мэри, чтобы они поспешили к отцу.

Замечательно попала в образ Софья Шорохова. Она выбрала для прочтения юмористический отрывок из «Манюни» Наринэ Абгарян. Помните тот момент, когда героиня написала анонимно поэму (указав при этом фамилию, имя, школу и класс) мальчику Алику и стала ждать, когда тот полюбит её? Когда Софья достала голубой листок, о котором шла речь в рассказе, а потом принялась «умирать» от неразменной любви, сдавшись, правда, искушению отведать принесённых мамой кекса и козинака, члены жюри, не сговариваясь, выставили высшие баллы.

Неимоверно трудная задача стояла перед теми участниками, которые выбрали произведения о войне. Потому что такие вещи нельзя читать без души. Нельзя просто пытаться изобразить эмоции в тот момент, когда читаешь отрывок из такого произведения. Эти эмоции надо суметь испытать на самом деле. Иначе – всё зря, потому что слушатели ждут этих чувств, этой искренности. А если не получается пока – лучше выбирать для конкурса что-то другое.

Спасибо вам, Иван Сафронов (Серо Ханзадян «Три года», глава «Восплачьте горе моё»), Иван Митрофанов (Татьяна Кудрявцева «Детский дом. Лёка») и Полина Куренкова (Светлана Алексиевич «У войны не женское лицо»), за выступления. Очень сильно, ребята!
Жаль, что город на областном этапе должны представлять только трое участников. Вот и нам, жюри, пришлось выбирать победителей, хотя и другие рассказчики могли бы вполне достойно выступить. Ими стали Софья Шорохова, Иван Владимиров и Иван Сафронов. Поздравляем и желаем успеха!

Поддержка и выявление одарённых детей и молодёжи – это один из приоритетов, заданных Губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. В регионе ведётся серьёзная работа в данном направлении. Так, Свердловская область стала первым регионом России, в котором в рамках соглашения о сотрудничестве с федеральным центром «Сириус» создан региональный образовательный центр для обучения талантливых детей.

В Свердловской области создана и успешно работает развитая сеть учреждений культуры и образовательных учреждений в сфере искусства, что позволяет находить и обеспечивать поддержку одарённых детей. А в сентябре 2020 года в Свердловской области начнётся работа Центра по выявлению и поддержке одарённых детей, созданного в рамках реализации национального проекта «Образование». Напомним, в 2019 году Дворец молодёжи выиграл грант на создание Центра, 15 января состоялось подписание соответствующего соглашения между Дворцом молодёжи и фондом поддержки талантливых детей и молодёжи «Золотое сечение». Планируется, что центр в Свердловской области будет создан по примеру образовательного центра «Сириус» в Сочи. По данным Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области, из федерального бюджета на реализацию проекта планируется выделить 300 миллионов рублей. Кроме того, запланировано финансирование за счёт регионального бюджета.

Ольга ТИХОМИРОВА, Елена ШКОДА.