Три солнца чувашского национального костюма

«У вышивки есть свой тайный язык», – уверяют чуваши. По национальному костюму можно узнать о владельце, его роде, возрасте, материальном положении и даже о том, на какое мероприятие он отправляется. Секретами «считывания информации» поделились уральские чуваши, которые бережно хранят традиции своего народа, в том числе, и по созданию национального костюма.

«Понять символику чувашской вышивки равносильно разгадыванию древних письмен, поскольку материала об этом творчестве с более чем 300-летней историей практически не сохранилось. Современная чувашская вышивка, ее техника, цветовая гамма генетически связаны с историей художественной культуры чувашского народа. Кстати, согласно заключению этнографов, к которому они пришли путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений, чуваши лучше всех сохранили древний стиль», – рассказывает заместитель председателя Чувашского культурного центра Свердловской области Вероника Филиппова.

Характерные черты

Раньше девочек мастерству вышивки обучали с 4-5 лет. К 10-12 годам они начинали самостоятельно придумывать и вышивать узоры и уже готовили себе приданое. Сегодня искусству создания национального костюма не учат с детства, но мастерицы все равно передают знания из поколения в поколение.

Богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма – вот характерные черты чувашской вышивки. Она выделяется изумительной филигранностью, поскольку выполняется по счету ниток. В чувашской вышивке насчитывается более 30 видов швов, при этом она может быть односторонней или двусторонней.

Легенда о трех солнцах

Важное место в жизни, становлении чувашского народа и, конечно, в создании национального костюма занимает легенда о трех солнцах:

«…Когда-то было не одно, а три солнца. Все светила находились так близко от земли и горели столь ярко, что люди не знали, что такое холод, зима, снег и лед. Не было нужды заботиться о теплой одежде. Кругом росли удивительные деревья, которые кормили людей своими плодами. Но нашлись недовольные люди и стали говорить: «Жарко. Хотим, чтобы было не три, а одно солнце». Чуваши пригласили лучшего охотника, и тот из лука убил одно, а потом и второе солнце. Третье солнце испугалось и убежало далеко-далеко на небо, где его не могла достать стрела. И тогда стало холодно, замерзли деревья и травы. От холода и голода стали умирать дети. Чувашские мудрецы-шурсукалы сказали: «Убитые светила не оживить, а чтобы оставшееся поверило нам и вернулось, надо на домах, на одежде рисовать три солнца, песнями и плясками завлекать светило».

«Паха тěрě» - чудесная вышивка

С 1923 года фабрика «Паха тěрě»сохраняет и развивает народные промыслы, отражающие вековые традиции чувашского народа. За долгую историю ее изделия приобрели свой стиль, который бережно сохраняют на современном промышленном уровне. Участие в конкурсах и выставках, фестивалях и многих других мероприятиях позволяют достойно представлять национальное достояние — чувашскую вышивку.

Познакомить с национальным костюмом представители «Паха тěрě» решили и свердловчан: в Екатеринбурге в 2018 году открылась выставка «Чувашия. Творцы и хранители», которая объединила произведения народных мастеров, образцы вышивки «Паха тере», работы заслуженного скульптора Чувашской республики, Члена Союза художников СССР Петра Пупина, а также работы заслуженного работника культуры Чувашской республики, мастера национальных украшений и головных уборов Зинаиды Вороновой. Дополнила экспозицию литература из Свердловской областной межнациональной библиотеки.

«Мы хотели показать изделия именно с ручной вышивкой, они славятся по всему миру. Наши изделия были представлены на 120 выставках в 67 странах мира и всегда и везде вызывали огромный интерес, потому что вышивка славится своей филигранностью. Она обычно двухсторонняя, то есть невозможно не отличить изнаночную и лицевую сторону – она льется, как ручеек. И самое главное, что в этих изделиях можно проследить этногенез народа, народа с многовековой культурой, уникального чувашского народа», – сказала заместитель генерального директора фирмы художественных промыслов «Паха тěрě» Маргарита Павлова.

Цветовые сочетания

В вышивке используются сдержанные, скромные тона. Считается, что такими же качествами обладают и сами мастерицы. Чёрным цветом – цветом Земли и добра – окаймлялся только узор вышивки. Этот цвет заключает в себе двойственную трактовку: он может символизировать земледелие или связь жизни и смерти. Заполняются же узоры красным и мареновым цветом, ассоциирующимся с самой жизнью – источником торжества и счастья. Белое поле холста воспринимается как благополучие планеты, чистый воздух, здоровье. Желтым цветом вышивают солнце, звезды, другие светила. Зеленый – признак жизни, роста, развития – используют при закрашивании растений, деревьев, цветов. Синий цвет встречается при заполнении узоров, символизирующих сияние, радугу, небосвод.

Символика чувашских орнаментов

В своей работе мастерицы по созданию чувашского орнамента используют около 30 видов швов, которые выполняются на белом и окрашенном сукне или на домотканом холсте. Для особых случаев, чаще всего в украшении головных уборов, используются серебряные и золотые нити. Мотивы вышивки похожи на узоры других народов Поволжья, но чуваши выделяются филигранностью исполнения, сочетанием «плотных» и «редких» швов. 

Каждый рисунок нитью в народном костюме несёт в себе зашифрованное послание. Чтобы понять его, нужно уметь трактовать отдельные знаки и понимать их значение. Символика чувашского орнамента может многое рассказать о статусе человека, поведать о его родовой принадлежности. Она также различается в зависимости от пола, возраста и несет в себе защитные свойства.

Например, прямая черта символизирует жизненный путь, треугольник — жилище, спираль — мысли. Особые знаки существуют для понятий «забота о ближнем», «братство», «честь и отвага», «равенство».

В прошлом чуваши поклонялись огню, воде, земле. Поэтому в орнаментах старинных вышивок большое место занимают символизирующие их знаки. Одним из любимых знаков мастериц является космический огонь, которая выполняется маренговым цветом. Таким же цветом выполняется узор сурбана – символ материнства, который носит замужняя женщина.

Кстати, костюмы девушки и замужней дамы заметно отличаются: первые выглядят значительно проще, не так нарядно и богато. По костюму замужней дамы можно даже узнать, сколько у нее детей: на это укажет количество цветов на грудной части.

Важно, что с древних времен практически не изменились и сохранили большую часть символических узоров праздничный костюм, ритуальная одежда и предметы быта: свадебные рубашки и пояса, покрывала невесты, подушки. Они выполняются на белом холсте и вышиваются чаще всего красными или бордовыми нитями.

Головные уборы должны звучать

Для украшения головных уборов мастерицы выбирают монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Монеты, пришиваемые к остову, прикрепляются плотно, а свисающие с краев – свободно, и между ними остаются промежутки, чтобы во время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки

Своеобразной формой отличаются женские головные уборы хушпу. Они бывают двух видов: конусообразные и шлемовидные, имеют «хвост» – деталь, спускающаяся на спину. Двух видов бывают и девичьи головные уборы тухья – островерхие и без острия, наспинной части у них тоже нет.

Свердловская область – плодотворная почва для развития чувашской культуры

Заслуженный работник культуры Чувашской Республики, мастер народных художественных промыслов Зинаида Воронова уже не первое десятилетие занимается развитием национальной культуры. Кажется, о костюмах и головных уборах она может говорить бесконечно и уж точно наизусть знает значение каждой монеты, пришитой на изделия. В Екатеринбурге она не только презентовала свои работы, но и провела мастер-классы.

«Я вижу живой интерес жителей Свердловской области. Это значит, что развитие культуры здесь идет по правильному пути. И то, как это будет продолжаться дальше, зависит от нас самих: от уральских чувашей, от тех, кто может их поддержать, от жителей региона. Чувашский культурный центр Свердловской области еще молодой, образован недавно и будет развиваться, сохраняя наши традиции. На территории Свердловской области проходит множество мероприятий, которые находят отклик у жителей», – говорит Зинаида Воронова.