Владыка Евгений: «Расстрел царской семьи — грех общий, покаяние личное»

В пятницу, 13 июля, в Екатеринбург прибывает Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Начинается череда мероприятий, посвященных столетней годовщине расстрела царской семьи...

Накануне журналисты «Нейвы» встретились с епископом Нижнетагильским и Невьянским Евгением (в миру — Алексей Кульберг). Владыка ответил на вопросы, связанные с кровавыми событиями 1918 года.

— Владыка, Николай II и вся его семья причислены к лику святых, но споры в обществе не утихают: кто-то поклоняется царю как мученику, а кто-то называет его кровавым и безвольным. Что думает по этому поводу православная церковь?

— Мы очень мало знаем о царе, мы судим о нем лишь по художественным фильмам, фразам политиков, советским учебникам истории. Учебники в то время писались обдуманно, серьезными идеологами, которые каждое слово сверяли с курсом партии... Чтобы власть могла в глазах общества оправдать свои злодеяния, ей необходимо было очернить все, что связано с Российской империей, растоптать самодержавие. Если подойти к этому вопросу по-честному, то мы увидим, что большинство достижений советской власти основывалось на ресурсах империи. Крепкая валюта, экономика, выстроенная система власти... Как в 1914 году писал один из американских политиков: «Если Россия будет развиваться так же стремительно, то к середине XX века на мировой арене она станет недосягаема...» Сильная Россия пугала заграницу, она ей была не нужна и тогда, и сейчас.

— А что вы думаете по поводу личности самого Николая II?

— Царь нес свой тяжелый крест достойно. Каждый шаг сверяя со словом Божьим, а это непросто. Категория святости не измеряется формулами, ее трудно почувствовать сегодняшним днем. Но давайте посмотрим на себя. Человек меряет события как выгодно—не выгодно. Что я с этого буду иметь? Император жил судьбой страны, это была жизнь и смерть во Христе. Посмотрите, как он воспитывал своих детей. Кто из сегодняшних начальников отправил бы свое дитя трудиться в гнойную хирургию? Кто способен принять решение в смертный час остаться верным своему народу? Мы все видели недавно, как глава одного близкого нам государства, почувствовав угрозу жизни, покинул свою страну... Возможность побега была и у Романовых и до, и после ареста, но царь принял тяжелое решение быть с Россией до конца. Он, безусловно, понимал и предвидел последствия этого шага. В дневнике императора 15 марта 1918 года оставлена запись: «Вокруг предательство, трусость и обман...» Его близкое окружение, генералы, которых он вел с младших чинов, которым он дал все, предали его. Это Иудин грех. Позже оставшиеся в живых говорили: «Мы были глупцы, мы хотели власти и свободы, но не смогли удержать это бремя, оно раздавило нас».

— Как вы считаете, мог ли Николай II предвидеть и предотвратить события 1917 года?

— Он не мог личное благополучие, безопасность ставить выше общественного. У каждого человека свои приоритеты, которые побуждают совершать определенные поступки. Вот мы все любим и смотрим фильм «Летят журавли». Жил человек спокойно и размеренно, началась война, и долг позвал его взять оружие и пойти Родину защищать. Настигла его смерть от шальной случайной пули. Вроде и смерть не героическая, и вклад в Победу невелик, но это подвиг. И таких героев в нашей армии было не сто и не тысячи — миллионы... Из таких героев соткана Великая Победа. Предательств и обмана тоже может быть слишком много, настолько, что противостоять им невозможно. Последний император не мог не попасть в воронку времени, масштабы ее были разрушительными.

Безусловно, он мог влиять на отдельные личности. Был такой деятель — ставленник крайне либеральных сил Александр Протопопов. Когда в 1916 году его назначали министром внутренних дел Российской империи, ему необходима была для утверждения на пост аудиенция с первым лицом государства. В кабинете царя он провел, как пишут историки, не более 40 минут, а вышел от него другим человеком. В дневнике он позже напишет: «Я видел глаза мудрого человека, любящего свой народ превыше всего...» Этот деятель из ярого противника самодержавия превратился в убежденного монархиста и был предан царю до последних дней.

— Вместе с семьей Романовых хочется поговорить и о сотнях новомучеников российских. Можно ли этот кровавый период назвать возрождением (перезагрузкой) русской православной церкви?

— Если сделать некий срез, то наибольшее количество святых — Георгий Победоносец, целитель Пантелеймон, Вера, Надежда, Любовь — прославились во 2-3 веках. Почему так? В то время шла кровавая война римской империи против зарождающегося православия... Когда все тихо, спокойно и мухи не кусают, подвиги не видны. Лишь во время испытаний обнажается сердцевина человека, его естество... Стержень веры в русском народе, как мы теперь видим по подвигам новомучеников, оказался сильнее, чем можно было представить. Ни ГУЛАГ, ни расстрелы, ни репрессии не сломили его. Святые растут и формируются всегда, во все времена, но являет их нам Господь в минуты испытаний, это правда. Можно ли считать это время обновлением? Возможно, и в этом был промысел Божий, нам, по земле ходящим, он до конца, конечно, неведом...

— Как нам, современникам, воспринимать уральскую Голгофу? О чем важно знать, к чему стремиться?

— Смотрите, сейчас идет в России Чемпионат мира по футболу. Можно быть далеким от этой игры, но мы все радуемся, печалимся, переживаем за свою команду. Страна объединилась этим событием, и мы стали ближе друг другу... К событиям 1918 года нужно относиться так же. Весь народ причастен к расстрелу царской семьи, это наша общая боль, общая ответственность, общий грех... Должно быть уважение к семье царя, должно быть правильное понимание тех событий и личное покаяние каждого. Оно, конечно, должно прийти. Отмахнуться и сказать «меня эта тема не волнует» неправильно! Высказывания, очерняющие царя, в которых называют его Николаем кровавым и безвольным, мне горько слышать... Я и советский период не склонен очернять, это мое детство, я его люблю. Любые попытки обесценивать историю своей страны — нехорошая практика, она губительна. Наше покаяние в адрес царской семьи — это надежда и шанс стать лучше, переосмыслить тот непростой период и очистить свою совесть.

— Владыка Евгений, как вы относитесь к нашумевшему фильму Алексея Учителя «Матильда»?

— Все вовремя и все правильно. Благодаря тому, что фильм еще до выхода в прокат вызвал такую бурю обсуждений, родились другие проекты. Создано несколько документальных фильмов, в которых отражены дневниковые записи, переписка, документы, подлинные доказательства истории знакомства царя со своей будущей супругой, их отношение к браку и любовь к своему народу. Читать и смотреть нужно первоисточники, в кривом зеркале правда не видна. Появился уникальный портал «Царскаясемья.РФ», где можно черпать массу информации, и я желаю всем читателям «Нейвы» заглянуть туда и обрести замечательного друга, покровителя в лице императора Российского Николая II.

И, конечно, обязательно найти время посетить всей семьей службы, крестный ход и другие события, которые намечены в Екатеринбурге и Алапаевске в «Царские дни», чтобы духовно окрепнуть. Помощи Божией, новоуральцы!

Елена Сахарова, фото Юрия Доронина