Месяц примирения, очищения души и тела

1 апреля в мусульманском мире начался месяц Рамадан, который завершится 1 мая, а 2 мая верующие отмечают праздник разговения – Ураза. Рамадан считается наилучшим временем для примирения, решения всех семейных проблем и споров.

В этот месяц нужно обязательно простить все обиды, забыть все плохое и начать жизнь с нового листа. Рамадан принято проводить в кругу родных, обязательно собираясь на ифтар (вечерний прием пищи) всей семьей или в мечети. По приглашению имама-хатыба Ильнура хазрат Мансурова я посетила такую вечернюю трапезу и поговорила с приверженцами одной из самых молодых религий.

С Аллахом в душе


На женской половине соборной мечети – несколько пожилых мусульманок и молодые женщины с детьми. Разговариваю с ними, пока мужчины готовят угощение, – скатерти с блюдами тут прямо на полу в разных местах, чтобы вместить как можно больше прихожан. И первый вопрос – насколько тяжело держать пост, ведь принимать пищу и даже пить можно только утром – до восхода солнца и вечером, на его закате.
– Ни грамма нетяжело, я очень хорошо себя чувствую, легкость в теле чувствуется. Конечно, в советские времена открыто это нельзя было делать, но втайне мы соблюдали все требования Корана. После войны мой отец Ахметгарей был тут муллой, в частном доме в Самском поселке они проводили все эти мероприятия, – Райхана выросла в этой атмосфере и традиции своего народа чтит всю жизнь.
В такой же семье, почитающей Аллаха, выросла и ее ровесница Налия.
– Мы – военные дети – росли в строгости. Сейчас другие времена, можно открыто говорить о своей религии, и ведь не только о мусульманской. И это очень хорошо. Я помню, как мой отец возвращался из дома, который был мечетью, и рассказывал, что приходили милиционеры, проверяли, что они там делали. А ведь любая религия плохому не учит. Послушание, уважение к старшим, младших не обижать – это главные принципы ислама. Если кто-то искренне верит, это очень хорошо, – считает Налия.
В религии росла и третья собеседница – апа Гузалия. Ее дедушка был муллой в Серове.
– В детстве я следовала канонам, но потом немного отошла – в школе это бы не поприветствовали. Но все равно дома мы молитвы читали, жили с Аллахом в душе, правда, не ходили в мечеть, да ее и не было… Хотя какое-то время в горпарке было здание, отданное под мечеть.
Неожиданной была встреча с Юлией Сайфуллиной, победительницей конкурса «Миссис Татар кызы» 2017 года:
– Моя бабушка в Башкирии сама читать не умела, она нас, внуков, заставляла читать ей книги. Мы читали – она заучивала, и мы с ней тоже. В прошлом году мы с дочкой решили соблюдать пост, хотели только попробовать, но она настояла до конца его держать, раз уж начали.

Мир вам!
Звучит призыв к молитве, красивый голос выводит аяты, несколько минут в мечети только эти звуки. Все очень похоже на то, как проходит служба в православном храме, с такими же поклонами, разве что имам рядом со своими прихожанами. В зале, где совершается намаз, нет никаких предметов мебели, все выглядит, так сказать, по-спартански, хотя благодаря внутренней отделке, арабескам на стенах помещение смотрится достаточно нарядно и небедно. Но все-таки простота подчеркивается и стоит на первом месте. Входить все должны только босиком и обязательно чистыми. Войдя в мечеть, верующий должен поздороваться: «Ас-саляму алейкум (Мир вам!)»
Мечеть была открыта в Серове 11 лет назад, 4 ноября 2011 года, в День народного единства. И за это время имам видит большие изменения в мусульманском обществе:
– Когда я приехал в Серов в 2009 году, многие из местных и приезжих мусульман были далековаты от духовности. Некоторые могли себе позволить курить или даже выпивать, что категорически запрещено в исламе. Сейчас уже многие встали на путь истины, особенно молодежь. И это хорошо. В настоящее время наши прихожане – местные бабушки и дедушки, молодежь приходит, сегодня вот на службе вы видели детей Габбаса Зинатуллина, бывшего председателя Фонда строительства мечети. Есть, конечно, таджики и узбеки.
Что и говорить, мое поколение 50-60-70-х годов выросло в условиях воинствующего атеизма, в школе я читала Библию, но не обычную. Мое скептическое отношение к Библии сложилось во многом именно под влиянием «Забавной Библии» Лео Таксиля. Но ведь верно сказано Александром Грибоедовым: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете».
– Мои дедушки погибли на войне, а отец рассказывал, что все, что связано с религией, было запрещено, – говорит Ильнур Канафиевич. – Даже если в священный месяц Рамадан у кого-то керосиновые лампы горят, то значит, он сухур (утренний завтрак) кушает. И вечером так же? Все это каралось властью.
Отношение к исламу когда-то было очень неоднозначное, хотя Надеждинск-Серов – город двух религий, и татар, и башкир тут всегда было много. Многое подпортили джихадисты, террористы, взрывающие дома с кликами «Аллах акбар». А ведь это выражение радости и означает «Аллах велик!»
– Изменился взгляд людей, пусть даже они не в исламе, но понимают, что это было время радикализма, ваххабизма, а это не относится к какой-то одной религии. Коран как раз призывает к единству, ведь приветствуя друг друга, мы говорим: «Ас-саляму алейкум! Мир вам и спокойствие» и даем клятву Всевышнему в том, что вы от меня не увидите ничего плохого, никакого вреда. В Коране говорится, что к соседу своему, несмотря на его вероисповедание, мы должны относиться с уважением. Есть выражение Пророка: «Мусульманин – это тот человек, кто знает своего соседа и не ложится спать, пока он не сытый».
Интересно то, что чашку плова после вечернего общего обеда обязательно относят в соседний с мечетью дом. И еще: во время Рамадана угощение для ифтара (ужина) готовят прихожане по очереди, и, как говорит имам, даже 30 дней не хватает, чтобы всем желающим дать такую возможность.

Тамара Романова