Космос ближе, чем кажется

Юному исследователю из школы №10 села Покровское Данилу Изиляеву удалось установить сопричастность покровчан к освоению космоса, познакомиться с судьбами создателей криогенной техники, первопроходцами Байконура. В прошлом году, будучи шестиклассником, Данил побывал на экскурсии в музее истории Уралвагонзавода и так увлекся достижениями заводчан в освоении космоса, что стал автором исследовательского проекта, который принес ему славу победителя областного конкурса «Юные знатоки Урала» и титул лидера во Всероссийском конкурсе сочинений «Сын неба», посвященном первому покорителю космоса Юрию Алексеевичу Гагарину.
Выражаем искреннюю признательность руководителю и коллективу выставочного музейного комплекса УВЗ за многолетнее сотрудничество со школьным музеем истории села Покровское, методическую и информационную поддержку творческих замыслов учеников и педагогов школы.

В день весенний, день апрельский

Много лет тому назад

Мчалась в космосе ракета,

Завораживая взгляд.

Новость слышала планета:

«Русский парень полетел!»,

И героем-космонавтом

Каждый мальчик стать хотел.

У моих ровесников разные мечты. Одни готовятся стать программистами, другие хотят покорять профессии юристов и инженеров. Кто-то пока еще не определился, кем станет в будущем. Но я твердо уверен, что среди моих одноклассников из села Покровское есть те, кто будет работать на Уральском вагоностроительном заводе, главном предприятии Нижнего Тагила. «А как же космос? – спросите вы. – Ведь вагоны в небо не летают!» Да, не летают! Но работники Уралвагонзавода, как и многие другие промышленные предприятия Урала, давно работают над программами освоения космического пространства.
Огромное впечатление на меня произвела поездка в музей истории завода, где экскурсовод провела для нас замечательную экскурсию. Я увидел «свидетелей» первых полетов в космос: чертежи космических ракет, детали трубопровода, по которому поставлялось жидкое ракетное топливо... Стоял у пульта управления заправки космического комплекса «Энергия-Буран». Этот сложный прибор первоначально находился на космодроме Байконур, а позже его передали в музей истории предприятия. Я рассматривал награды тех, кто создавал секретную технику, способную выдержать очень низкие температуры перевозимого жидкого газа, узнал много ранее не известных мне имен организаторов криогенного производства и получил от посещения музея истории Уралвагонзавода яркие запоминающиеся эмоции…
Вот передо мной портрет Юрия Алексеевича Гагарина, первого космонавта в истории человечества. Под ним – надпись с автографом: «Глубокоуважаемому Мефодию Николаевичу Веремьеву – ветерану ракетно-космической техники, одному из первых, проложивших мост от седого Урала к бескрайнему космосу, с добрыми пожеланиями в день 70-летия. Летчик-космонавт СССР. 2 июля 1984 года».
Сегодня заводчане с гордостью говорят, что полеты в космос были бы невозможны без их разработок. В 1953 году они создали первую в стране цистерну для перевозки жидкого кислорода, очень важного элемента ракетного топлива, которым заправляют космические корабли. Уралвагонзаводцы должны были решить, какие металлы смогут выдержать сверхнизкие температуры: азот становится жидким при температуре минус 196 градусов, кислород – при 183 градусах ниже нуля. При таких температурах хрупкий металл легко разлетается на куски от любого удара. Нередко решения принимались интуитивно. Был случай, когда в присутствии целой группы ученых, находившихся в сомнениях – проводить горячую или холодную сплавку – директор завода Окунев И.В. сам принял решение создать сплав холодным способом. Когда позже проверили качество сварки, то от первого удара по шву «сваренное изделие» развалилось на части. Можно лишь предполагать, какие последствия для работников и руководителей УВЗ могли бы иметь их ошибки, если бы подобное случилось во время старта или полета. Как говорят ветераны производства, весь путь создания криогенной техники – это путь проб и ошибок!
Заводчане неделями не выходили из цеха, но с заданием справились. Так появилась новая отрасль – криогенное машиностроение. Официально датой его рождения считается 1 октября 1954 года. В этот день на завод поступило техническое задание, утвержденное Владимиром Павловичем Барминым, главным конструктором наземного оборудования в СССР, ведущим специалистом по разработке реактивных пусковых установок, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов.
Конструкторское бюро Уралвагонзавода ОКБ-250 тагильчане прозвали «Малой Землей Вагонки». Почти тридцать лет его выдающимся руководителем и душой коллектива цеха был Мефодий Николаевич Веремьев, лауреат Ленинской премии, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, кандидат технических наук, дела которого получили высокую оценку сына России Юрия Алексеевича Гагарина.
Представьте себе цех по сборке цистерн, способных перевозить жидкие газы очень низкой температуры. Каждая цистерна для перевозки газов состоит из двух сосудов: внутреннего котла и внешнего кожуха. Между ними – пустое пространство. Долгое время заводчане не могли решить задачу: чем заполнить эту пустоту, чтобы уменьшить испарения перевозимых грузов? Цистерны после заправки приходили на Байконур полупустыми. Но дружное конструкторское бюро с проблемой справилось. Заводчане сумели создать особую технологию сварки швов в цистернах для перевозки жидких газов, прошли три этапа усовершенствования изоляционного материала для уменьшения испарений перевозимых грузов. И все-таки победили: они разработали экранно-порошково-вакуумную изоляцию, которая используется до сих пор, сохраняя дорогостоящий груз, обеспечивающий взлет космических ракетоносителей.
Биография Семена Егоровича Алексеева, уроженца села Покровское, неразрывно связана с нижнетагильским предприятием, с работой по созданию криогенной техники. Вот небольшой фрагмент из его характеристики: «Трудовую деятельность на Уралвагонзаводе начал в 1947 году. В АО «Уралкриомаш» – со дня его основания. Сначала работал начальником техчасти цеха. С 1961 года – начальник конструкторского бюро, затем – начальник отдела. Активный изобретатель и рационализатор. За добросовестный труд награжден медалью «За трудовое отличие». Как сказала экскурсовод заводского музея, «Семен Егорович очень немногословный. Он не привык много говорить. За него дела говорят. Да и время другое было». По воспоминаниям Семена Егоровича Алексеева, «работа была адовой, но… очень интересной».
В начале 1960-х годов началась разработка базовой конструкции ракеты-носителя «Союз», которая совершенствовалась на протяжении 1970-1980 годов. Появление нового типа ракеты потребовало реконструкции системы хранения и заправки жидкого кислорода и азота на космодроме Байконур. Как вспоминал Алексеев С.Е. на встрече в музее истории Уралвагонзавода, «специалисты месяцами находились на Байконуре, работали без выходных, чтобы в срок выполнить намеченную задачу». Главная сложность заключалась в том, что заправочные работы жидким газом проводились в непосредственной близости от дорогостоящего ракетного комплекса. Любая оплошность могла привести к взрыву, к человеческим жертвам и огромным техническим потерям. Уральцы и здесь не подвели. Созданная ими система подвижных средств заправки ракетных носителей до сих пор применяется в модернизированном виде.
Но самым напряженным заданием криогенщики считают участие в программе, обеспечивавшей взлет ракетно-космической системы «Энергия-Буран» с помощью очень взрывоопасного топлива – жидкого водорода, который меняет свою газообразную форму лишь при температуре 252 градуса ниже нуля. Весь комплекс заправки и хранения жидких газов был создан заново.
Все работы по созданию криогенной техники проводились секретно. Первые цистерны для перевозки жидких газов маскировали под грузовые вагоны, а позже – под цистерны для перевозки нефти и бензина. Сотрудники музея предоставили мне возможность изучить документы из личных фондов некоторых создателей криогенной техники. В личных материалах работников Уралвагонзавода я видел авторские свидетельства без указания их технических достижений. И только в середине 90-х годов прошлого века уровень секретности этой темы уменьшили.
Техника низких температур, разработанная ОКБ-250 Уралвагонзавода, оказалась востребованной во всех космических программах Советского Союза, а криогенные цистерны и стартовые заправочные комплексы стали традиционной тагильской продукцией. А еще надо вспомнить о том, что коллектив конструкторского бюро участвовал в создании ядерного «щита» страны: разработал систему заправки и пусковую установку для боевой ракеты Р-9, энергетическую систему для особо мощных газодинамических лазеров и, конечно, создавал различные криогенные изделия для народного хозяйства страны.
Очень интересные слова о криогенном производстве написал Яковлев Сергей Александрович, наш земляк, работающий ведущим инженером-конструктором на АО «Уралкриомаш»: «Сейчас мы развиваем два направления вагонов. Первый – для транспортировки кислорода, азота, аргона, а второй будет перевозить сжиженный природный газ (СПГ), этилен, этан. Перед тобой открываются удивительные явления: при модернизации деталей происходит модернизация тебя самого, идет твой профессиональный творческий рост. Подойти к вагону, открыть дверцу шкафа, покрутить вентилями параллельно с проектированием вагона – это значит почувствовать свой вклад в общее дело. Создание чертежей, участие в процессе сборки создаваемой тобой техники требует упорного труда и больших знаний, ведь твоя ошибка может унести человеческие жизни».
После этого отзыва я вспомнил рассказ экскурсовода о том, что в каждой цистерне, которая перевозит жидкий газ, есть специальный отсек. В нем находятся приборы, отслеживающие все перемены доставляемого груза. Через определенное расстояние работник УВЗ, сопровождающий цистерны, обязательно проверит, все ли в порядке, чтобы не допустить аварийную ситуацию. Создание криогенной техники можно доверять только очень подготовленным и ответственным людям.
В начале XXI века правительство России приняло решение о строительстве нового космодрома Восточный, которому суждено стать основным космодромом Российской Федерации. Специалистами Уралкриомаша создан комплекс заправочного оборудования для первого российского гражданского космодрома. К 2016 году тагильчане выполнили все обязательства по разработке комплекса заправочного оборудования ракеты-носителя «Союз-2» для первой очереди космодрома «Восточный». 28 апреля 2016 года состоялся первый старт – наземная служба сработала безупречно, как и во все последующие старты. Криогенщики продолжают работать над задачей освоения космоса. Среди достижений последнего десятилетия – создание стартового стола для ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара». В августе 2018 года на Восточный отправили первую часть оборудования – систему заправки нафтилом. Созданы системы хранения воды, заправки жидким кислородом разгонного блока. Одна из современных стратегических задач – создание транспортных емкостей для перевозки жидкого гелия.
Наградой для работников криогенного производства стало присвоение имени Уралвагонзавода Рубиновой звезде в созвездии Девы. Сертификат, подтверждающий этот факт, висит на входе в музей истории предприятия, в достижениях которого есть доля труда покровчан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В цехе УВЗ по сборке цистерн для перевозки реактивного топлива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С. Е. Алексеев, 1980-е годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верхняя часть пульта управления заправкой космического корабля «Буран» жидким водородом.