Интервью с Владимиром Алексеевичем Дочкиным

Совет ветеранов на Серовском заводе ферросплавов называют самым большим подразделением предприятия. Здесь говорят, что бывших ферросплавщиков не бывает, многие из них, выйдя на заслуженный отдых, не отдаляются от завода, активно интересуются положением дел на предприятии, участвуют во всех встречах и мероприятиях. Да и в самом Совете ветеранов, который не так давно въехал в новое помещение, работы хватает – то стол собрать, то стулья починить, то полку подвесить. Как говорит Надежда Коковина, председатель совета, ветераны всегда приходят на помощь, охотно откликаются на ее просьбы. Потому и атмосфера в этом подразделении душевная, утверждают почтенные ферросплавщики.

Один из них – Владимир Алексеевич Дочкин, имеющий 43 года заводского стажа, опытнейший горновой и плавильщик цеха № 1. Несмотря на свои «немного за 70», человек очень энергичный, общительный, жизнерадостный.
Детство его прошло в Пензенской области в многодетной семье. Рано начал помогать отцу и матери, которые работали в совхозе. Трудолюбие и ответственность за свои поступки уже в раннем возрасте заложили основу характера, а свежий воздух и натуральное питание – здорового тела и духа. Владимир Дочкин – из тех, кого в народе с уважением называли в те годы «парнем деревенской закалки».
В Серов Владимир приехал в 17 лет в гости к сестре, а потом решил пойти устраиваться на завод.
«В 18 лет в основные цеха не брали – не положено, а во вспомогательные можно было устроиться. Вот и взяли меня в ремонтно-строительный участок плотником, – вспоминает Владимир Алексеевич. – Сначала просто помогал, доски таскал, потом меня прикрепили к столяру-модельщику Юрию Михайловичу Михееву. Спокойный, умный специалист. С благодарностью вспоминаю о нем, потому что он многому меня научил. Через два месяца я уже сам начал рамы, двери делать, мебель, стеллажи под книги. К станкам меня пока не подпускали. Пилили, клеили, строгали, обрабатывали наждачкой, покрывали лаком. У нас получались практически фабричные изделия. Я потом все в своем доме делал сам – и мебель, и двери, и рамы, сам в саду все построил».
Юный Владимир почти два года отработал на ремонтно-строительном участке, а в 1970-м его ждала служба в армии. Служил на Дальнем Востоке в погранвойсках. После армии Владимир Алексеевич вернулся на завод, но уже в плавильный цех № 1 слесарем по ремонту оборудования. Как и у всех в то время, у него была мечта попасть на печку – стать горновым, а потом и плавильщиком.
«Работать на печке было престижно, и все хотели там работать, но не всех брали и не сразу, а только через год, в зависимости от того, как себя в работе покажешь. И мне посоветовали сначала слесарем устроиться, чтобы потом перейти в горновые, – рассказывает Дочкин. – И вот, ровно через девять месяцев, ко мне подходит начальник смены Владимир Засыпкин и велит мне писать заявление в горновые. Шел 1973 год, в котором и начался мой горячий стаж. Я работал сначала на девятой печке. Потом меня перевели на комсомольско-молодежную, восьмую. Наша бригада все время первое место занимала. Начальник смены Засыпкин – очень справедливый был, я ему благодарен. Он умел организовать коллектив, сплотил костяк бригады. Если ты нормально работаешь, то тебе все – поощрения и премии. На любые мероприятия собираемся всей бригадой. Субботники – всей бригадой. Оформить подписку на газеты, журналы – опять всей бригадой...»
Коллеги и сегодня рядом, многие давно на заслуженном отдыхе. «Праздники до сих пор бригадой отмечаем, – улыбается Владимир Алексеевич. – Плавильщики Лёша Пономарев, Толя Романов, крановщицы Галя Бегеза, Люся Вылегжанина – все из третьей бригады. Вместе и в День металлурга, и в Новый год, и в семейные торжества».
На пенсию Владимир Дочкин вышел в 64 года, до последнего дня работы на печи усталости не чувствовал. Он и сегодня неутомим: и в Совете ветеранов работает, и в саду трудится: то конуру собаке надо построить, то животных накормить, то клумбы поправить, то жене Раисе Михайловне помочь цветы полить. А еще присматривать за приусадебными участками детей, которые живут в других городах.
Дочь Наталья с семьей – в Екатеринбурге, а сын Александр – в Карелии. Подрастают трое внуков и внучка. И все вместе в праздничные дни собираются в Серове, в родительском доме, где всегда тепло и уютно, где царят любовь, добро и понимание.
На вопросы о возрасте Владимир Алексеевич говорит однозначно: «Мне уже семьдесят, а никто не верит. Потому что морщин до сих пор нет. И кто меня спрашивает об этом, отвечаю: «Есть у меня один рецепт, правда болезненный…» По молодости, во время работы на горне, произошел выброс металла и обжег Владимиру лицо. С тех пор никто не верит его настоящему возрасту.
Да и сам ветеран не чувствует себя старым: ведет здоровый образ жизни, посещает бассейн, ходит на лыжах, встречается с друзьями молодости и всей душой радуется каждому новому дню.
Вот такой он, парень деревенской закалки.

Ирина ПЕРОВА