В сети хитрецов угодили 42 шалинца

Перед Новым годом ряд сетевых организаций предлагали свердловчанам платную замену приборов энергоучёта в жилых домах. Притом что с середины лета 2020 года больше не нужно платить ни за покупку счётчика, ни за его установку. Когда действительно нужно менять счётчик и как при этом не стать жертвой обмана – в материале «Шалинского вестника».

Проверка и замена электросчетчиков

В прошлом году произошли серьёзные изменения в правилах поверки счётчиков в целом, а электросчётчиков – в особенности. Во-первых, до конца 2020 года действовал мораторий на поверку всех счётчиков. Это значит, что коммунальные службы должны были принимать показания электросчётчика, даже если у него истёк срок поверки, а новую он ещё не прошёл – Постановление Правительства РФ (далее по тексту – ПП РФ) от 02.04.2020 № 424. Правда, Минстрой уточнил, что это послабление действует лишь для тех приборов, у которых срок поверки истёк не ранее 6 апреля 2020 г., когда вступило в силу постановление о введении моратория. Поэтому показания счётчиков, которые должны были пройти поверку до 6 апреля 2020 г., не учитываются при начислении платы за электричество со следующего дня после окончания срока поверки. Первые три месяца плату будут рассчитывать по средним показаниям счётчика за последние полгода, а затем – по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5 (письмо Минстроя России от 01.09.2020 № 34716-ОЛ/04).

Во-вторых, следует учитывать новые правила поверки и замены электросчётчиков, которые вступили в силу 1 июля 2020 г. (федеральный закон от 27.12.2018 № 522-ФЗ, ПП РФ от 18.04.2020 № 554). С этой даты проводить поверку и замену вышедших из строя счётчиков электроэнергии должны энергокомпании за свой счет: для жителей многоквартирных домов – гарантирующие поставщики электроэнергии (в ШГО – это АО «ЭнергоСбыт Плюс»); для тех, кто живёт в частном доме, – сетевая организация, к чьим сетям подключено их домовладение.

Таким образом, если у счётчика истекли сроки поверки и эксплуатации или он сломался после 1 июля 2020 г., его владельцу нужно подать соответствующую заявку в энергокомпанию (а если у него нет прямого договора с поставщиком электричества, то в свою управляющую организацию). Энергокомпании даётся 6 месяцев на то, чтобы исполнить заявку потребителя и заменить счётчик либо провести поверку. За период, пока заявка выполняется, плату за электричество должны начислять по так называемой замещающей информации (по показаниям счётчика, которые передавались за аналогичный период в прошлом году, а если их не было, то по показаниям за ближайший месяц). Если по истечении шести месяцев заявка не будет исполнена, компания должна заплатить гражданину неустойку: первые три месяца – 50 процентов платы за электричество, далее – 100 процентов, отсчёт идёт со дня получения претензии от потребителя.
Отсюда следует, что после окончания моратория, начиная с 1 января 2021 г., владельцы вышедших из строя электросчётчиков могут подать заявку в энергокомпанию на установку нового прибора учёта или проведение поверки. С этого дня им не могут начислять плату за электричество по нормативу с повышающим коэффициентом. Аналогичное правило должно применяться, если у электросчётчика истёк срок эксплуатации или поверки до начала моратория (то есть до 6 апреля 2020 г.), если гражданин направил заявку на его замену или поверку после 1 июля 2020 г. В этом случае после приёма заявки ему не должны начислять плату с повышающим коэффициентом, а применять следует уже новые правила расчёта по замещающей информации (п. 140 ПП РФ от 18.04.2020 № 554).

Осведомлён – значит вооружён

«ЭнергоСбыт Плюс» предупреждала: в области ушлые компании (кстати, официально действующие) осенью прошлого года стали снова навязывать жителям многоквартирных домов услуги по замене счётчиков электроэнергии. Схема стандартная: ходят по домам, осматривают счётчики, говорят, что прибор срочно нужно менять. Цена вопроса – от пяти до десяти тысяч рублей.
Если вам предлагают подобные услуги, главное правило – не стоит немедленно заключать договор об оказании услуг, а тем более отдавать деньги. Специалисты советуют взять контакты и оперативно перезвонить, уточнить, существует ли такая организация, провести консультацию с управляющей или энергосбытовой компанией.

Если прибор учёта стоит на лестничной клетке или в общем коридоре, то при поверке или замене счётчиков, как правило, мастера заранее оповещают жильцов о своём визите. Чаще всего они размещают объявления в подъездах. Если речь идёт о приборах учёта, установленных в квартире, то в соответствии с Постановлением Правительства № 290 «О минимальном перечне работ по содержанию общего имущества» и Постановлением Правительства № 491 «О правилах содержания общедомового имущества» собственника должны предупредить по телефону за три дня до визита, назвать ФИО и должность работника.

Двойная потеря

Следует иметь в виду, что показания с приборов, установленных лжезаботливыми помощниками, для оплаты не принимаются, так как они ставят приборы учёта, которые не находятся в реестре приборов. В итоге первые три месяца человек платит по среднемесячному объёму, потом – по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5 (оплата зависит от количества зарегистрированных в жилом помещении, а не от фактического потребления электроэнергии).

Но достаточно и того, что эти работнички при смене прибора срывают пломбу с уже стоящего счётчика. А это делать могут только сотрудники энергосбыта, и то при необходимости. В итоге собственникам жилья приходится платить по нормативу в соответствии с Постановлением Правительства № 354, поскольку учётность прибора нарушена. Фактически отсутствующая пломба говорит о том, что этот прибор не стоит на коммерческом учёте и принимать его показания к расчётам нельзя.

Более того, в соответствии с пунктами 145 и 146 Постановления Правительства № 442 собственник жилья несёт ответственность за замену прибора учёта, даже если его заменил сотрудник энергосбытовой компании. Всё, что происходит в доме – это всё ответственность собственника. Если вы подписали акт, вам провели работу, пломбу поставили, а потом она исчезла, кто виноват? Собственник. В вашем присутствии должны опломбировать прибор. Со стороны энергосбыта не может быть нарушений – для них пересчёт платы под норматив будет трудозатратнее.

Если даже вам какая-либо сетевая компания (кроме гарантийного поставщика), введя в заблуждение, установила счётчик за ваш счёт и опломбировала прибор, то после этого она передаёт данные о выполненных работах в гарантированную энергокомпанию. В нашем городском округе «ЭнергоСбыт Плюс» принимает отчёт этой «шарашки», проверяет все письменные данные, затем проверяет на месте правильность и качество услуги, оказанной, по сути, обманутому гражданину, считывает фактические данные со счётчика и опломбирует его. Только с этого момента вы можете не сомневаться в законности и в правильном начислении расходов за потреблённую электроэнергию.

Обманутым людям правды не добиться

Предположим, что лжеэлектрик уже находится возле щитка и готов приступить к работе. Одной из главных причин в таких случаях называют истечение межповерочного интервала и указывают на мнимую неисправность прибора. Но после поверки счётчик менять совсем необязательно, он может быть и в нормальном состоянии. Поверочные интервалы – это срок годности, который указывают в паспорте объекта. После того, как проходит первая поверка, специалисты, исходя из технических характеристик, пишут следующий межповерочный интервал. В случае согласия жильца на замену в акте выполненных работ лжеэлектрик обычно ставит отметку «заменён по желанию потребителя». Эта запись полностью перекладывает ответственность на жильца. Если в договоре на установку прибора учёта и акте выполненных работ стоит отметка о том, что собственник сам согласился, то никаких претензий к организации, которая установила этот прибор учёта (и тем более – к энергосбыту) быть не может. Ни суд, ни правоохранительные органы данные материалы к рассмотрению не примут.

В данном случае речь идёт лишь об акте выполненных работ. Обязательно должен быть ещё акт о постановке прибора на учёт (без него прибор считается недействительным). А его выдает только энергосбытовая компания, о чем написано выше. Мошенникам невыгодно предлагать на подпись такой акт, поскольку для них это влечет наказание по ст. 159 УК РФ «Мошенничество». А если же сомнительные электрики не предложили на подпись никакой документ, но прибор учёта заменили, то можно обратиться в суд в порядке гражданского производства.

Пояснения «ЭнергоСбыт Плюс»

Энергетики в рамках реализации федерального проекта по созданию интеллектуальной системы учёта электрической энергии в 2020 году начали устанавливать счётчики в частных и многоквартирных домах своих клиентов. Система позволит передавать показания и контролировать качество поставки электроэнергии в режиме онлайн, а также сделает расчёты максимально прозрачными для всех участников энергоснабжения: потребителей, гарантирующих поставщиков и сетевых организаций.
Компания обращает внимание, что установка и замена счётчиков в частном секторе по федеральному законодательству производится сетевыми организациями. В многоквартирных домах эти работы выполняет гарантирующий поставщик – АО «ЭнергосбыТ Плюс».
Как жителю понять, требуется ли замена счётчика? Два основных случая: прибор сломался или у него закончился срок поверки.

Если вы проживаете в частном доме, то необходимо обратиться в сетевую организацию. Название сетевой компании можно узнать в офисе «ЭнергосбыТ Плюс», в контакт-центре по номеру 8(800)700-10-32 или в личном кабинете клиента на сайте www.ekb.esplus.ru. Жителям многоквартирных домов для оформления заявки на установку или замену счётчика необходимо обращаться в офис АО «ЭнергосбыТ Плюс». Для этого нужно представить документ, удостоверяющий личность, документы на право собственности, при наличии – паспорт счётчика, в котором указаны номер, тип прибора учёта, дата поверки или акт ввода в эксплуатацию/поверки.

P.S. Такие вот дела. Хоть и предупреждали людей, но 42 шалинца решили поступить по-своему. Не зная закона, не обратившись в энергокомпанию, не послушавшись знакомых и соседей, они попали на деньги. Кстати, моя мама также открыла дверь этим лжеэлектрикам и стала слушать их убедительные речи. Хорошо, что в это время я ей позвонил по другому поводу. Она сообщила о происходящем, я тут же попросил её передать трубку незваным гостям, но они разговаривать со мной не пожелали и моментально ретировались.

Яков РЕШЕТНИКОВ.
Фото с сайта vedtver.ru.