Банный день стал вторым днём рождения танкиста Перина

В России День танкиста ежегодно отмечается во второе воскресенье сентября. По данным военно-учётного стола Шалинского городского округа, в муниципалитете проживает более двухсот бывших танкистов. Один из них поведал о своей службе, на которую выпало и участие в боевых действиях.

Урал и танки – понятия неразделимые

В своём поздравлении с Днём танкиста губернатор области Евгений Куйвашев сказал следующее:

- К этому празднику в Свердловской области всегда особое отношение. Уральцы по праву гордятся тем, что наиболее славные страницы в истории российских танковых войск связаны с нашим регионом. Урал был одним из основных производителей танков во время Великой Отечественной войны. Уральцы свято чтят память о подвиге земляков по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса, который получил боевое крещение в Курской битве и внёс весомый вклад в дело Победы.

Флагман российского танкостроения – научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» – разрабатывает и производит самую современную бронетанковую технику, создаёт уникальные танки нового поколения. Сегодня предприятие разрабатывает и выпускает уникальные суперсовременные боевые машины на платформе «Армата», не имеющие аналогов в мире. Тысячи уральцев с честью выполняют свой воинский долг в танковых войсках, достойно продолжают лучшие традиции старшего поколения защитников Отечества, демонстрируя решительность, силу духа, выдержку и взаимопомощь…

Бронетанковый чемпионат

Незадолго до профессионального праздника танкистов, с 23 августа по 5 сентября, на учебно-тактическом комплексе «Алабино» в Московской области в рамках VI Армейских Международных Игр «АрМИ-2020» прошёл традиционный Чемпионат мира по танковому биатлону. Это состязания между танковыми экипажами в искусстве вождения бронемашины, в точности стрельбы из установленного на боевых машинах основного и дополнительного вооружения среди вооружённых сил государств и стран мира.

К сожалению, из-за пандемии коронавируса в этом году в биатлоне приняло участие всего шестнадцать команд (в 2019 году стран-участниц было 34). Но интерес к этому, можно уже сказать, военно-прикладному виду спорта у большой части населения земли необычайный. Ведь за ними следят не только страны-союзницы, но и потенциальные противники. Число же тех, кто смог вживую увидеть соперничество боевых машин, было небольшим в связи с ограничительными мерами, но за перипетиями борьбы можно было наблюдать в режиме он-лайн.

Идея создания такого, уже международного, мероприятия возникла у министра обороны РФ Сергея Шойгу, и летом 2013 года она была воплощена в жизнь. В прошедших нынче соревнованиях победу над соперниками в общем зачёте одержала команда из России, на втором месте – Китай, на третьем – Беларусь.

Армейская профориентация

Танковый биатлон – это, конечно, интересно, но реальная служба танкистов не столь зрелищна. А часто и опасна. Это в полной мере испытал уроженец посёлка Шаля Алексей Перин – ветеран боевых действий второй Чеченской войны.

Накануне Дня танкиста мы встретились с ним, и он скупо рассказал о своей службе, потому что, как выяснилось, повидать ему пришлось всякое.

С детства его отец Александр Ульянович держал Алексея, что называется, «в ежовых рукавицах», приучил к труду и привил любовь к технике (особенно тракторам). После окончания средней школы в Шале, в 1998 году Алексей был призван на срочную службу в воинскую часть № 31612 в город Елань Свердловской области. Здесь готовили и готовят для армии квалифицированных механиков-водителей, наводчиков-операторов танков, БМП, БТР.
После прохождения курса молодого бойца наш земляк был зачислен в «учебку», где за полгода выучился на механика-водителя средних танков, откатав сотни километров по дорогам и бездорожью, затем сдал нормативы на классность (третий класс) и получил воинское звание младший сержант. Далее его отправили в воинскую часть под Волгоградом, где с такими же, как он, молодыми специалистами отрабатывались тактика обороны и наступления на танках Т-72.

На берегах Волги служба для старшего механика-водителя танка закончилась в августе 1999 года. Тогда сформировалась мобильная боевая рота, её путь был на Северный Кавказ – так началась для Алексея Перина Чеченская война.

Боевая география

Их рота вошла в состав батальона огневой поддержки и технического прикрытия. Первой точкой в долгом путешествии шалинца по Северному Кавказу стал дагестанский город Кизляр. После формирования батальона их направили в помощь нашим войскам на Терский хребет, затем в селения Чабанмахи и Карамахи, где с августа по октябрь 1999 года происходили ожесточенные бои с террористами.

После этого танкистам довелось «покружить» по всей Чеченской республике. Там, где случались вооружённые столкновения с боевиками, батальон выдвигался на помощь сухопутным войскам (а таких точек на карте боевых действий контртеррористической операции было больше сотни) появлялось это моторизованное гвардейское подразделение и своей огневой мощью крушило бандитов со всех стволов.

Позже были спецоперации в станице Червлёное, Толстой-Юрт. Но больше всего Алексею запомнился штурм Грозного, начавшийся в середине декабря 1999 года, ставший одним из центральных событий второй чеченской кампании. В город батальон вошел с северо-запада. Примерно неделю штурмовали только пригород со стороны консервного завода. Начались городские бои, несли немалые потери среди личного состава, страдала техника. Прорвались к центру только в январе, дошли до площади Минутка, где и закончилось освобождение столицы Чечни. После довелось познать крутой рельеф многих ущелий и гор республики.

Пронесла нелёгкая мимо лёгкого пара

В тех боях погибло много товарищей Алексея. По сей день с горечью в сердце и со скупой мужской слезой вспоминает он погибших друзей и сослуживцев. А был момент, когда и сам Алексей оказался на волосок от гибели. Но не в бою и не за бронёй танка.

- Когда находишься в своем родном в танке, всё кажется привычным. Ты всегда на боевом взводе, сосредоточен и мобилизован. А вот однажды чуть не погиб, это когда нас повезли на армейском «ЗИЛке» в баню. На полпути бандиты, скрывающиеся в горах, как жахнули по машине ПТУРСом - противотанковой управляемой ракетой самонаводящейся! Я ехал рядом с водителем как старший экипажа. Помню звук взрыва, удар в голову справа; потом, видимо, потерял сознание. Очнулся только часа через два, уже в медпалатке подразделения. Мысленно спрашиваю себя: «Живой или нет?». И думаю: «Раз соображаю, значит, живой».

В госпиталь не поехал, отлежался так. Оказалось, что водителю и ребятам, которые ехали в кузове, повезло больше – их просто выкинуло за борт. От машины остался только кузов весь в дырах. Кабину со мной нашли метрах в ста, двигатель найти так и не смогли…

В мае 2000 года подошёл срок демобилизации, однако командование поставило уже опытных танкистов перед выбором: «Либо оставайтесь служить дальше по контракту, либо обучайте вновь прибывших боевому опыту…». Ребята, уставшие от войны, поначалу упали духом, но все-таки собрались. В итоге двенадцать ветеранов остались учить новобранцев. С задачей справились успешно. В итоге на дембель Алексей пошел лишь в конце июня 2000 года (на два месяца позже сослуживцев). Правда, в звании старшины, с воинской специальностью 1-класса и государственной наградой – медалью Жукова.

Сегодня ветеран-танкист работает в ведомственной охране Российской железной дороги стрелком. С тех времён прошло двадцать лет, но до сих пор Алексей не может забыть пережитое: горящие танки, гибель товарищей и постоянное ощущение идущей по пятам смерти…

В 2019 году Алексею удалось побывать на знакомом Еланском полигоне в качестве «партизана» - на сборах по переподготовке. Вернуться, пусть и ненадолго, к воинской жизни оказалось не только волнительно и интересно, но и познавательно. Хочется только пожелать, чтобы и прежних, и новых знаний не довелось нашему земляку применить в реальной жизни.

Владислав ЛУКАНИН и Яков РЕШЕТНИКОВ.
Фото Владислава ЛУКАНИНА, из личного архива Алексея ПЕРИНА, topwar.ru, modscheats.ru.