Такое время выпало на их долю!

Сколько еще фронтовиков и тружеников тыла не увековечены для потомков, Как жили люди в лихое военное и послевоенное время должны знать ныне живущие.

Антонину Михайловну Злобину я впервые увидела на Дне села в Таборах в августе 2018 года во дворике библиотеки, она настойчиво, с некоторой обидой, задавала вопрос Екатерине Николаевне Жданович, автору книги «Таборы: памяти отцов и дедов»: «Почему наш отец Злобин Михаил Павлович, участник Великой Отечественной войны, не попал в вашу книгу «Таборы: памяти отцов и дедов»? Екатерина Николаевна поясняла дочери фронтовика: «Я составила свою книгу об участниках Великой Отечественной войны по найденным в архивах материалам. То, чего я не нашла, не могло отразиться в книге. Вот и о своём отце Ждановиче Николае Михайловиче, пропавшем без вести на войне в декабре 1941 года, никакой информации до сих пор найти не могу».

Я, невольная свидетельница этого разговора, предложила Антонине Михайловне фотографию отца и информацию о нём направить в музей для увековечения его фото на Стене памяти в Зале воинской и трудовой славы. Месяца через три от Антонины Михайловны пришло в музей письмо:«Здравствуйте! Я, Злобина Антонина Михайловна, уроженка деревни Фирули, высылаю Вам фотографию нашего отца Злобина Михаила Павловича (1908 г.р.,уроженца Кировской области). Он проживал в деревне Фирули с нашей мамой Ульяной Ефимовной.Призван Таборинским райвоенкоматом и принимал участие в Великой Отечественной войне с января 1942 года по март 1944 г. в составе 233……….полка. 21 июля 1943 года получил осколочное ранение правого бедра и восемь месяцев находился в госпитале, пока его не комиссовали в марте 1944 года. Вернулся в 1944 году инвалидом, ему пришлось пользоваться протезом для правой ноги. Я «послевоенная» и помню, что мы играли с медалями. Одну запомнила: «Наше дело правое. Мы победим». Он особо ничего не рассказывал, только оговорился, что был в разведке. Это старшие братья мои говорили: «Было у отца пять или шесть медалей». Я пыталась найти через интернет что-нибудь, но там в основном о погибших и пропавших без вести. А в списках «вернувшихся» только небольшая информация о нашем отце Злобине Михаиле Павловиче: «пересыльный пункт» 1942 года. Документ об участии отца в Великой Отечественной войне я получила из Тавдинского военкомата. Будьте здоровы.Злобина Антонина».

Написала Антонина Михайловна и о нелёгкой судьбе своей мамы Ульяны Ефимовны Злобиной и о родной тёте Пелагее Ефимовне Фирулёвой — сёстры были труженицами тыла, обе родились и жили в деревне Фирули. Ульяна Фирулёва, как и Михаил Злобин, её будущий муж, родилась в 1908 -ом году, только его родиной была Кировская область. Познакомилась она с будущим мужем в родной деревне, он работал здесь в батраках. В 1930 году они поженились. До войны в семье родилось пять детей, старшему из них, Василию, исполнилось 10 лет, Варе 5 лет, Саше три года, Коле полтора, Пете не было и месяца, когда отца пятерых детей забрали на фронт. К тому времени в деревню Фирули (как и во все остальные деревни района) почтальоны несли не только письма с фронта, но и похоронные извещения. Получила такую страшную весть о гибели мужа Трофима Лазаревича Кравца в декабре 1941 года старшая сестра Ульяны — Пелагея, на её руках осталось трое детей, младшему из которых было всего два года. Сёстры Ульяна и Пелагея, как и все женщины военных лет, трудились от зари до зари на колхозных работах под девизом: «Всё для фронта, всё для победы», а дома ребятишки постарше нянчили младших. Антонина Михайловна помнит из рассказов мамы и тёти о военном времени: «Мужиков, парней на фронт забрали, бабы да подростки всю тяжёлую работу делали: пахали, сеяли, жали, за скотиной ухаживали, а на трудодни особо получать было нечего. Всё на фронт отправляли». Михаил Павлович Злобин вернулся к семье за год до окончания войны: весной 1944 года израненный, искалеченный. Не сидел фронтовик дома, работал в колхозе на посильных работах: сторожем, хомуты чинил… Но ранения, полученные на войне, не давали фронтовику спокойно жить, очень часто лежал в районной больнице. «Маме пришлось практически одной поднимать нас. Мы с младшей сестрой Зоей были «послевоенные», я совсем немного помню отца, рано он ушёл из жизни, мама прожила 101 год, последние 37 лет со мной в Свердловске»,- написала Антонина Михайловна о родителях. Пелагея Ефимовна также вырастила своих троих детей в д. Фирули, работала в колхозе до пенсии, в 1963-ем году её увёз к себе старший сын Николай, в то время он жил с семьёй в п. Калиново, Свердловской области.Две сестры, две судьбы — как они были похожи: война, маленькие дети, мужей проводили на фронт, работали без меры, война отняла мужей,оставила детей без отцов — всё пережили, выстояли, вырастили детей. Такое выпало время на их долю.В 2019-ом году Антонина Михайловна приезжала в Таборы, посетила музей, мы долго с ней общались, она рассказывала о своём послевоенном детстве, о своих близких, сфотографировала своих родных на Стене памяти, чтобы показать всем своим родственникам, многие из которых не могут приехать на малую родину по причине преклонного возраста.

Татьяна Козлова