Не растерять полученный опыт

Завершился очередной учебный год. О его результатах, а также о том, как образовательное сообщество преодолело трудности, связанные с пандемией коронавируса, мы попросили рассказать Надежду Черемисину, начальника управления образования Ирбитского муниципального образования.

Надежда Вячеславовна подводит итоги:

- Начну с поздравления по случаю окончания очень непростого 2019-2020 учебного года. Завершился он у нас официально 15 июня, и последней точкой в этом образовательном процессе стала выдача аттестатов об основном и среднем образовании всем выпускникам девятых и одиннадцатых классов наших школ.


Девятиклассникам мы выдали 332 аттестата об основном образовании и 62 свидетельства об обучении (детям с ограниченными возможностями здоровья), одиннадцатиклассникам – 97 аттестатов о среднем образовании.


Среди нынешних выпускников есть те, кто за особые успехи в учении получил аттестаты с отличием. Это пять выпускников девятых классов (Мария Шорикова из Зайковской школы № 1, Егор Аверкиев и Валерия Долгополова из Килачевской школы, Даниил Еремин из Пионерской школы и Евгений Егоров из Речкаловской школы) и три выпускника одиннадцатых классов (София Кривых и Валерия Павлова из Зайковской школы № 1 и Ирина Майбурова из Знаменской школы).


В 2020 году все обучающиеся 9-х и 11-х классов успешно прошли промежуточную аттестацию и были допущены к итоговой аттестации. Но она в этом году в связи с пандемией коронавируса была отменена, и оценки в аттестаты мы выставили на основании годовых оценок выпускников: девятиклассников – за несколько лет, одиннадцатиклассников – за 10-11 классы.


Что касается ЕГЭ, сдавать его в этом году будут 66 выпускников из числа 97, а именно те, кто собрался продолжить обучение в вузах. Первый экзамен начнется в пункте проведения экзамена в Пионерской школе 3 июля. Итоговая аттестация продлится до 23 июля. Набор экзаменационных предметов – их 11 - традиционный. Самыми массовыми по-прежнему являются экзамены по русскому языку и математике, в этом году – профильной.


- Какие сложности дистанционного обучения вам хотелось бы отметить прежде всего?


- В первую очередь, это сложности технического характера. В Ирбитском районе, к сожалению, имеются населенные пункты, в которых доступ к сети Интернет недостаточен, у кого-то по объективным причинам отсутствовали средства связи.


Школьники, не имеющие доступ к беспроводному Интернету, были обеспечены необходимой техникой для обучения в дистанционном режиме: 42 обучающимся предоставлены школьные нетбуки и ноутбуки (при необходимости) и 21 - модемы с СИМ-картой оператора «Мотив». Большую признательность и благодарность управление образования Ирбитского района выражает АО «Ирбитский молочный завод» за помощь в приобретении двух ноутбуков и 21 модема на сумму 100 тысяч рублей.


Совсем небольшое количество детей, проживающих в населенных пунктах, где сеть Интернет очень слабая, получали задание на бумажных носителях и, по возможности, отправляли работы на проверку учителям.

- Надежда Вячеславовна, можно ли сказать, что дистанционная форма обучения как-то сказалась на общей успеваемости по итогам года?

- Сказалась. У нас в условиях новых образовательных реалий, среди которых дистанционное обучение, отсутствие всероссийских проверочных работ (ВПР), отмена ГИА в 9 классе, по сравнению с предыдущим учебным годом на 3 % увеличилось количество ударников и отличников, на 2,4 % выросла общая успеваемость. На четвертую четверть учебные программы были скорректированы, главным образом в сторону повторения и закрепления изученного материала, особенно в мае. Не пройденные темы будет несложно вставить в образовательные программы на начало следующего учебного года. Сыграла свою роль помощь родителей, и это по большому счету хорошо. К тому же учителя проявили определенную лояльность в оценивании успеваемости детей на дистанционке, при которой отсутствует живое общение учителя и ученика, а у педагога в процессе 30-минутного урока нет возможности ответить на многие вопросы учащихся.


- Как представители образовательного сообщества - педагоги, дети, родители – освоили новации дистанционного обучения, какой опыт получили?

- В первую очередь надо отдать должное нашему педагогическому сообществу, оно достаточно легко сориентировалось в ситуации, в том числе те из педагогов, кто раньше этого не умел, очень быстро научились пользоваться платформами дистанционного обучения. А их очень много. Мы получали рекомендации из Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, из Министерства просвещения Российской Федерации по использованию различных образовательных программ. Сначала была проведена диагностика, педагоги апробировали платформы, выбирали наиболее приемлемые по доступности и понятности для детей и использовали их в своих видеоуроках, которых было достаточное количество. Кроме того, мы в управлении образования провели огромную работу для того, чтобы предоставить свою собственную образовательную платформу для каждой школы. Администрацией муниципалитета были выделены средства на закупку и установку в управлении специального оборудования – сервера, через который можно выходить на дистанционное обучение в каждой из наших 21 школ и таким образом решить сразу много проблем. Система замечательная, мы ее начали разрабатывать давненько в связи с отсутствием педагогов отдельных специальностей в школах отдаленных территорий, с учащимися этих школ работали дистанционно учителя других образовательных учреждений. Эту практику мы продолжим и дальше. И когда случилась эта беда с коронавирусом, мы поняли, что мы молодцы – предвидели, как это можно сделать.


Наши учителя проявили себя настоящими альтруистами. Давали уроки, проводили консультации, принимали задания, проверяли их, после уроков, часов до десяти вечера отвечали на вопросы – словом, педагогам досталось особенно, ведь им надо было перестроиться в очень короткое время, при этом абсолютно не потеряв качества. Это сложно, но они справились! И это была для них очень хорошая тренировка. Более того, даже если 1 сентября не будет сюрпризов с коронавирусом, мы продолжим форму дистанционного образования в проектной деятельности, консультировании, подготовке к государственной итоговой аттестации, к конкурсам…


Что касается детей, для них получать образование в дистанционной форме в чем-то легче, а в чем-то сложней. Например, в процессе урока объективно нет должного контроля за уровнем восприятия ими материала со стороны учителя. И тут мы рассчитываем только на осознанную самостоятельность самого ребенка, а она, к сожалению, не у всех сформирована. Я надеюсь, что для многих хорошие итоговые оценки, в том числе связанные с дистанционным обучением, создадут ситуацию успеха, которая всегда окрыляет ребенка, смотивируют на самостоятельное добывание информации, на понимание, насколько это интересно, на умение самоорганизовываться, принимать решение в отношении своего рабочего дня и получать результат. Наконец, научат правильно задавать вопросы, что является показателем понимания изученного материала.

У родителей в период дистанционного обучения были свои задачи, прежде всего по выстраиванию режима дня ребенка: он должен быть вовремя разбужен, накормлен, вовремя включен в учебный процесс и вовремя должен отдохнуть. Здоровье ребенка в такой ситуации является приоритетом. При этом многим родителям пришлось совмещать эти обязанности с необходимостью работать.

Считаю, что все мы, педагоги, дети, родители, из этой ситуации вынесли много положительного, наша задача сейчас – не растерять нашу собранность и использовать полученный опыт в дальнейшей образовательной деятельности.

- Надежда Вячеславовна, ситуация пандемии заставила сделать акцент на событиях завершающего этапа учебного года. Но параллельно школа живет участием в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Как это было нынче?

- Хотя целых два месяца мы занимались дистанционно, в течение учебного года ребята смогли показать свои результаты на конкурсах всероссийского и областного значения. Один из них - Всероссийский конкурс сочинений, задачей которого является выявление литературно одаренных детей, возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, укрепление положительного отношения подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям. В Ирбитском районе в 2019 году в этом конкурсе приняли участие обучающиеся четырех возрастных категорий. Победителей и призеров подготовили: среди учащихся 4-5 классов – Бердюгинская школа (1, 2, 3 места), среди учащихся 6-7 классов – Бердюгинская школа (1 место), Зайковская школа № 2 (2 место), Знаменская школа (3 место), Черновская школа (3 место), среди учащихся 8-9 классов – Зайковская школа № 1 (1, 2 места), Фоминская школа (3 место), среди учащихся 10-11 классов – Пионерская школа (1 место), Знаменская школа (2, 3 места).

Учащиеся наших образовательных учреждений в 2019-2020 учебном году участвовали в трех этапах Всероссийской олимпиады школьников. В муниципальном этапе приняли участие 257 победителей и призеров школьного этапа. Муниципальный этап выявил наибольшее количество победителей и призеров среди участников олимпиады из Зайковской школы № 1 (21 призовое место), Пионерской (27 призовых мест) и Черновской (28 призовых мест) школ. На региональный этап олимпиады вышли 10 учащихся - из Килачевской, Пионерской, Знаменской, Ключевской, Черновской и Зайковской № 2 школ. Два участника стали призерами регионального этапа по физической культуре. Это девятиклассники Пионерской школы Мария Тоскуева и Егор Буньков (учитель – Ирина Юрьевна Аксенова).


Маргарита Пашкова
Фото из архива Управления образования Ирбитского МО