Пока вы дома, они работают

В режиме повышенной готовности: как коронавирус отразился на сотрудниках «скорой помощи»

Время идет, а обсуждение коронавирусной инфекции не теряет своей актуальности. Особенно много вопросов поступает к тем, кто обладает наиболее достоверной информацией о Covid-19, – медицинским работникам. С одним из них, заведующим отделением «скорой медицинской помощи» Тавдинской центральной районной больницы Сергеем КУЗЬМИНЫМ пообщался и корреспондент «ТП».

- Сергей Викторович, хотелось бы немного отвлечься от коронавируса и пообщаться с вами, в основном, о вашей обычной работе. Для начала расскажите, пожалуйста, во что должен быть одет сотрудник «скорой помощи» на вызове?

- Это зависит от специфики вызова. На простые вызовы сотрудники выезжают в стандартной спецодежде. Для вызовов, связанных с подозрением на коронавирусную инфекцию, создана отдельная бригада, которая находится в другом здании, чтобы минимизировать контакты с остальными сотрудниками. Эта бригада выезжает в средствах индивидуальной защиты, в специальных противочумных костюмах I класса, куда входят халат, респиратор, очки, перчатки и так далее (на снимке – тавдинские медики).

Отмечу, что когда началась напряженная эпидобстановка, мы создали дополнительную круглосуточную бригаду при поликлинике – неотложную бригаду «скорой помощи». Таким образом, сегодня в Тавдинском районе мы работаем пятью бригадами: четыре обслуживают город (одна при поликлинике) и одна бригада работает по эпидпоказаниям. Эта бригада освобождена от обычной нагрузки.

- В продолжение вопроса об одежде: а бахилы на вызове вы надеваете?

- Бахилы мы не надеваем. Нам постоянно поступают такие вопросы, поэтому на официальном сайте ЦРБ опубликовали специальный материал. Тем не менее, в чемоданах они у нас имеются и в некоторых случаях нам приходится их надевать. У нас даже стереотип есть такой в «скорой помощи»: если нам предложили надеть бахилы, то вызов несерьезный. Потому что если случай действительно тяжелый, ни один человек не будет требовать бахилы при входе в дом.

Информация с официального сайта Тавдинской ЦРБ: минздрав России в своем официальном письме №14–3/3085226-7882 от 19 октября 2016 года четко указал, что работники «скорой медицинской помощи» не обязаны надевать бахилы, входя в квартиру пациента, так как это не предусмотрено действующей нормативно-правовой базой. Важно помнить, что бригада «скорой помощи» приезжает на дом к пациенту для того, чтобы оказать помощь в неотложной или экстренной ситуации. В том числе, и когда речь идет о спасении жизни пациента. Поэтому медики должны оказать ему необходимую медицинскую помощь, а не отвлекаться на надевание бахил.

- Сергей Викторович, среди сотрудников «скорой помощи» бытуют какие-то суеверия?

-  У медиков одно суеверие: в рабочее время не желать бригадам спокойной ночи. А так, особых суеверий у нас в «скорой помощи», у молодого поколения, нет. Раньше диспетчеры говорили, что если первой позвонит женщина, то смена будет не очень хорошей.

- В течение какого времени «скорая помощь» должна приехать на вызов?

- У нас все вызовы подразделяются на уровни срочности. На вызовы первой и второй срочности мы должны приезжать максимум за 20 минут. Но есть норматив, согласно которому мы должны приезжать за это время на 92% вызовов. Это целевой показатель по дорожной карте. На вызовы остальных срочностей мы можем приезжать в течение двух часов.

Помощь подразделяется на два основных вида: скорую и неотложную. На скорую мы выезжаем, когда существует угроза жизни и здоровью человека. Бригада неотложной помощи выезжает, когда нет угрозы жизни пациента. Сейчас больше неотложку задействуем, ее сотрудники очень много вызовов обслуживают.

Во всех машинах «скорой помощи» установлена специальная программа, которая анализирует время, за которое мы доезжаем на вызов, и что мы на этом вызове делаем. За 2019 год план по дорожной карте по времени доезда на экстренные вызовы мы выполнили полностью, на 90%. А показатель сегодняшнего дня – 92%.

Конечно, бывают и авралы, когда у нас вызовы стоят. Когда спокойнее, мы, конечно, быстрее приезжаем. У населения существует такое представление, что если они вызвали «скорую» на адрес, который находится недалеко от станции, то мы должны прибыть на место уже через две минуты. Но мало кто задумывается, что машина может ехать и из микрорайона поселка, и с фанерного.

- Если вы приехали на вызов, а человеку уже стало легче, это не считается ложным вызовом?

- Нет, это ложным вызовом не считается. Пациенту перед приездом «скорой помощи» следует предпринять самостоятельные действия для снятия болевого приступа. Поэтому если человеку стало легче, значит, как минимум, он смог правильно себе помочь. А дальше уже сотрудники «скорой» разбираются. Это, наоборот, приветствуется.

- Сергей Викторович, а когда принимается вызов, поступают ли дополнительные вопросы к звонящему? Выясняется ли наличие у больного документов?

- Люди иногда ругаются, что диспетчер задает лишние вопросы. Но у нас есть «дерево приема вызовов». Пока диспетчер не внесет необходимые данные в программу, он не может отправить бригаду, вызов считается не принятым. Нужно указать причину вызова, фамилию, имя, отчество, адрес и номер телефона того, кто звонит. Некоторые реагируют не очень хорошо, когда мы спрашиваем номер. Но его нужно внести в программу, потому что бывают такие случаи, когда мы не можем найти адрес и не знаем, кому перезвонить.

Когда вызов принят, звонящему сообщают, что бригада выезжает, и просят приготовить паспорт и полис. Но если документов нет, в помощи не отказываем. Если человек прикреплен к поликлинике, мы сами найдем его данные, у нас есть база тавдинского населения. Иногородним помощь также оказывается.

- Бывают ли вызовы по пустякам или какие-то незаурядные ситуации?

- Бывают и очень часто. Например, приезжаем, а на адресе уже никого нет. Часто звонят люди в алкогольном опьянении, ругают диспетчеров. У нас на этот случай ведется аудиозапись звонков. Поэтому, когда люди начинают ругаться, мы напоминаем, что ведется аудиозапись, и они сразу успокаиваются. Практически по каждой такой записи можно идти и писать заявления за оскорбления. Но наши сотрудники понимают, что бывают всякие ситуации, люди многое могут сказать на эмоциональном фоне. Так что, мы на этом внимание не акцентируем, диспетчеры к этому спокойно относятся. Правда, были случаи обращения в полицию с нашей стороны. Также нас уже неоднократно спасали записи, когда люди говорили, что мы ненадлежащим образом приняли вызов. В ситуации, когда в Тавде были ложные сообщения о коронавирусе, тоже помогли аудиозаписи.

- Спрашивают ли горожане у вас лично об опасности коронавируса?

- Вирус действительно опасный. Это понимаешь, даже просто посмотрев на статистику заражений. Но иногда встречаюсь с мнением, что это всё вранье. Нам коллеги из Екатеринбурга говорят, если не верите, приезжайте в больницу №40 и посмотрите, как люди лежат на ИВЛ, а легких у них уже нет. Есть у нас, медиков, такое выражение.

Если исходить из заболеваемости по Свердловской области, в нашем округе не такая уж и плохая картина по количеству больных и форме протекания заболевания – в основном, среднетяжелая и легкая. Будем надеяться, наш городской округ минует всплеск заболеваемости, пока мы живем спокойно. Люди нарушают, конечно, режим самоизоляции, как будто им просто выходные дни дали. Молодежь ходит компаниями. Или народ устал дома сидеть, или просто халатно относится к своему здоровью и безопасности окружающих.

- Сергей Викторович, стало ли у вас больше работы в связи с коронавирусом?

- Если взять общую статистику, то мы работаем так же, как и в прошлом году. Может, и больше стало на пять-десять вызовов, но это не считается переработкой. Эпидемиологическая обстановка у нас относительно спокойная, сегодня мы работаем в плановом режиме. Все отделение станции «скорой помощи» переведено в режим повышенной готовности в связи введением карантинных мероприятий, но на сегодня особых изменений нет, нагрузка на бригады не возросла. Как было у нас 40-45 среднестатистических вызовов в день, а в месяц 1000-1200, так и остается. Пока справляемся, но мы тоже боимся, потому что, сами понимаете, сколько случаев заражения в соседних районах, есть вероятность завезти вирус к нам оттуда.

- Спасибо вам, Сергей Викторович, за такую интересную и полезную информацию. И, конечно же, благодарим за вашу работу при любых обстоятельствах: и в выходные, и в праздники, и в такое напряженное время, как сейчас.