Пока вы дома, они работают

Продавцы продовольственных товаров: «Мы нормальные люди, мы тоже боимся вируса»

Из-за мер по борьбе с коронавирусом многие россияне потеряли работу. По апрельским данным РБК, работы лишились 9% жителей России. Число безработных людей выросло и в Свердловской области: с 22 тысяч в январе до 54 тысяч человек в мае. Предполагается, что рост безработицы будет фиксироваться еще месяц-полтора. К счастью, некоторые отрасли вирус не затронул вообще или только слегка, а люди смогли сохранить свои рабочие места.

Продавцы продовольственных товаров – одни из тех, кто не прекращал свою работу ни на день. Ежедневная работа с большим количеством людей, учитывая текущие обстоятельства, несет в себе определенные угрозы, ведь вирус продолжает распространяться, а необходимые требования покупатели соблюдают не всегда. Что об этом думают сами продавцы, и в каких условиях им проходится работать, корреспонденту «ТП» рассказал продавец-кассир одного из сетевых магазинов в Тавде Марина МУШТАКОВА.

- Марина, многие  говорят, что вы, как врачи: находитесь в эпицентре этой ситуации с коронавирусом. И это не преувеличение. Осознав серьезность ситуации, было ли у вас желание самоизолироваться и подождать до лучших времен? Или вы были рады, что остались при работе?

- 50 на 50. Первое время мы с коллегами рассуждали, почему всё так несправедливо. Мы такие же нормальные люди, мы тоже боимся вируса. Однако, всех просят сидеть дома, а мы и дальше продолжаем работать, находиться в постоянном контакте с людьми. У нас все время кто-то уходил на больничный, и мы работали уже не две смены через две, а две через одну. То есть контактов с людьми было еще больше.

Конечно, я тоже хотела посидеть дома, не подвергать риску свою семью и всех окружающих, с которыми находилась рядом. Но в то же время у меня была возможность не задумываться о материальной стороне вопроса.

- Сложно ли во время работы соблюдать необходимые санитарные требования, такие, как ношение масок и перчаток? Какие дополнительные меры приходится предпринимать?

- Сложно находиться в маске и перчатках по 14 часов. При ношении маски очень болят уши. Много неудобств доставляет работа в перчатках: брать и считать деньги в них очень неудобно. Руки в перчатках сначала влажные, но очень быстро появляется сухость кожи. А дополнительные меры – как у всех: замер температуры у сотрудников, обработка помещений в течение дня, соблюдение дистанции, возможность покупателям обрабатывать руки при входе и выходе из магазина. Мы, продавцы, маски и перчатки меняем каждые два часа. Более того, обрабатываем руки даже в перчатках, так еще спокойнее.

- Стало ли труднее взаимодействовать с покупателями?

- Тяжелее всего дается общение с пожилыми людьми. Они и так плохо слышат, а сейчас мы еще и через маску к ним обращаемся. Приходится кричать на весь зал. В целом же, все покупатели соблюдают дистанцию, большинство носит маски и перчатки. Молодежь к этому относится немножко безответственно, а вот люди пожилого возраста соблюдают все меры предосторожности.

В нашем магазине с соблюдением масочного режима очень строго. Каждого покупателя мы просим надеть маску. Некоторые начинают нас уверять, что никакого вируса нет, это все придумано правительством. Другие просто молча уходят, если у них нет маски. Кто-то ругается.

- А были ли какие-то интересные или странные случаи?

- Однажды к кассе подошел молодой человек с температурой, это по его внешнему виду было видно, при этом он был без маски. Я, конечно, не знала, как поступить в этой ситуации, спросила, почему он без маски. Он просто пожал плечами. Мне кажется, мое возмущение на лице было написано. За ним следом стояла покупательница, которая даже подальше от него не отошла, но после ухода молодого человека начала возмущаться, почему мы впустили в магазин больного.

Были и забавные случаи. Одна покупательница просто повесила на нос влажную салфетку. Может, надеялась, что та ее сможет защитить, а может, под рукой не оказалось маски. Потому что, как я уже говорила, у нас с масками все строго.

Еще когда люди не воспринимали всерьез соблюдение дистанции, в очереди чихнул человек. Он сразу собрал негодующие взгляды всех присутствующих, обратил на себя всеобщее внимание и был просто как белая ворона в этой очереди. Хотя человек просто чихнул, с кем не бывает.

Также есть у меня любимые покупатели, с которыми я уже не первый год работаю. Мы находимся в хороших отношениях. Они покупали и приносили мне маски, заботились, старались сделать приятное. Я им очень благодарна за такую поддержку, несмотря на то, что нас обеспечили необходимым количеством масок и перчаток.

- Марина, а коснулся ли вас «продуктовый бум», который прокатился по некоторым городам России?

- В нашем магазине тоже без этого не обошлось. Люди покупали впрок крупы, макароны, бумагу. Также в этот список вошли соль и спички. Их очень быстро разбирали. В день уходило по два мешка соли.

- Что можете сказать про число покупателей? Стало ли их меньше?

- В самом начале покупателей было больше, чем обычно. Люди, не понимая всей серьезности ситуации, решили, что самоизоляция – отличная возможность хорошенько отдохнуть. Покупателей стало меньше после ужесточения режима самоизоляции и ограничения по продаже алкоголя после семи часов вечера.

- Марина, благодарю за интересную информацию. Желаю вам побольше понимающих покупателей и терпения. Надеюсь, очень скоро ситуация нормализуется, и ваша работа продолжится в прежнем режиме.

ВОТ такие они, будни продавца во время коронавируса. И некомфортно, и небезопасно, и люди всякие встречаются. Уж что-что, а нынешнюю весну продавцы точно запомнят навсегда. Как, впрочем, и работники других сфер деятельности, о которых мы обязательно расскажем в следующих номерах газеты.