Зверюшки - не игрушки

Поводом приехать в реабилитационный центр для диких животных и птиц GreenPoll, который находится в Николо-Павловском, стал любопытный факт. В период пандемии закрылись все учреждения, и это тоже. А единственный источник финансирования центра – пожертвования от посетителей за посещение центра, на эти деньги закупается еда для животных. С конца марта посетителей нет, денег на кормление нет. Через соцсети руководители центра обратились к торговым точкам с просьбой направить животным неликвидные продукты. И вот тут-то откликнулись не только продуктовые магазины, а и многие тагильчане и жители Пригородного района. Они везли крупы, мясо, фрукты, овощи, перечисляли денежные суммы. За два дня в подсобных помещениях центра появились коробки и пакеты с едой для животных на месяц вперёд, а на счету – сумма для их содержания.

Помощь от близких и далёких
- Мы не ожидали такого отклика, - говорит хозяйка реабилитационного центра Оксана Полякова. – Благодарю всех, кто поддержал нас в этот непростой период. И мы приняли решение: первую неделю, как откроемся после режима самоизоляции, работать бесплатно для тех, кто нам помог.

Оксана удивляется, а я думаю о том, что не перевелись ещё в русских людях добросердечность и стремление позаботиться о попавшем в беду. Не перевелись, несмотря на цифровизацию жизни и разобщённый индивидуализм, когда годами живёшь в доме, а соседей не знаешь.

- Почему же вы остановили приём помощи, ведь неизвестно, сколько продлится режим самоизоляции? - спрашиваю Оксану.

- Вообще, я обращалась к торговым сетям, – отвечает она. – А люди, я же понимаю, что они отрывают от семьи, из своего бюджета... У торговых сетей не бывает большой просрочки – сутки-двое, что сделалось за это время с хлебом, он почерствел, но не заплесневел же, молочные сырки или сметана – не успели прокиснуть, да и курица в порванной упаковке не протухла, но подлежит снятию с прилавка. А торговые сети всё это утилизируют. Нашему центру было бы достаточно ежедневно снятой продукции от двух магазинов. И это не наша идея, в России все частные зоопарки, реабилитационные центры, приюты для животных, подняли вопрос – почему магазины утилизируют продукты вместо того, чтобы направлять их на кормление животных. Эта проблема вынесена в Госдуму.

Оксана обращалась к разным торговым сетям Нижнего Тагила, хорошо откликнулись «Магниты» и «Пятёрочки». Магазин «Пятёрочка», который работает в Николо-Павловском, стал ежедневно направлять неликвидные продукты в центр для кормления животных. И это, безусловно, большая помощь. При этом, оставшаяся часть рациона для зверей будет покупаться, как и раньше, ведь тех же обезьянок надо кормить только свежими овощами и фруктами.

Выжить в лесу они не смогут
В то время, как одни люди несли продукты для спасения животных, другие язвили и сыпали негативом: зачем держать зверей, если не можете прокормить, отпустите их, наконец-то, в лес, в естественную среду обитания.
И вот здесь стоит пояснить один важный момент. GreenPoll - это центр реабилитации диких животных и птиц, у которых крайне мало шансов выжить в дикой природе. Здесь находят приют осиротевшие, брошенные и раненые звери, рождённые в неволе или неудачно воспитанные в качестве домашних питомцев, спасённые от браконьеров и незаконных торговцев животными. Выжить в лесу они не смогут.

Мы идём вдоль вольеров, Оксана знакомит нас с постояльцами.

В центре GreenPoll живут почти сотня животных. Сразу от входа вольеры со степными корсаками, потом лисы.
Вот девочка Алиса, чернобурая симпатичная лисичка, но когда она ходит, то прихрамывает на задние лапки и расставляет их в стороны. Её Оксана привезла из-под Челябинска. Там, на платной автомобильной стоянке, был контейнер перевозного троицкого цирка. Животных привозили, увозили на выступления, а этот лисёнок сидел в деревянном ящике 50 на 50 сантиметров, циркачи приезжали раз в неделю, бросали ему кусок мяса или колбасы. Зверь в дрессировку не пошёл, стал не нужен. В GreenPoll позвонили со стоянки: заберите животное, жалко его. Лису пришлось выкупать. Неважно, что она содержалась в ужасных условиях, у неё были хозяева, которые выставили цену. Из-за того, что Алиса долго была в ящике, у неё деформировались задние лапы, здесь, в центре, ветеринары сделали всё, что смогли, но до конца проблему уже увы никогда не исправить. 

У рыжей Лизы мать была отстреляна в лесу, люди её забрали совсем лисёнком. Почти месяц она прожила у них, а потом они её привезли в GreenPoll. Это единственный зверь, за кого не пришлось платить.

А цены, бывшие «хозяева» зверей, выставляют разные. Например, котёнок леопарда стоил не одну сотню тысяч рублей. Это девочка, назвали Эрра. Её выкупили месячным котёнком из казанского частного зоопарка. Она родилась четыре года назад, и там, где она родилась, не было ни места, ни возможности содержать её.

А вот в вольере отдыхает косуля, смотрит на нас пытливым взглядом. Её в GreenPoll привезли со сломанной ногой: то ли в капкане побывала, то ли машина сбила. Два месяца ветеринары пытались срастить ногу, но безрезультатно. Тогда встал вопрос: либо убрать косулю, либо ногу. Рискнули сделать операцию, ортопеды из Екатеринбурга бесплатно сделали протез. Косуля живёт уже четыре года, в вольере ходит на трёх ногах, когда её выводят погулять, надевают протез. Разве, оставшись в лесу, смогла бы она выжить?

Тем, кто нравоучительно рекомендует бросить таких животных или усыпить, скажем: всех людей-инвалидов тоже бросить на произвол или уничтожить? К тому же, звери стали калеками по вине людей.

А вот в клетке три орла. Они красивые и по-прежнему гордые птицы, хотя не могут летать – у каждого травма крыла после охоты на них людей. Их соседи – самодостаточные филины, пронзительно пробурившие нас взглядами. Полярная сова Букля, больше похожая на фарфоровую статуэтку, встретила и проводила нас, даже не моргнув.

Два енота в своём вольере в разгаре весенней гулянки. Самец Ёня очень уж обхаживает самочку Мусю, но ей не по душе его ухаживания, поэтому Ёня ходит потрепанный и очень волнуется.

Захотелось красоты…
На территории зоопарка есть открытые вольеры, тёплое помещение и поляна для павлинов и журавлей. Кстати, с павлинов-то всё и началось восемь лет назад.

- Я работала руководителем филиала банка в Нижнем Тагиле, - рассказывает Оксана историю появления своего центра GreenPoll. – В командировке в Москве я увидела, что во дворе одной маленькой церквушки павлины гуляют в свободном выгуле. Это меня заворожило: как так – гуляют такие красивые птицы и никто их не ловит, никуда не улетают. Из этой командировки я привезла первого павлина, поменяв авиабилет на железнодорожный. Потом, при случае в Подмосковье человек нам продал белок. А у нас с мужем уже был дом здесь, в Николо-Павловском, где мы и построили первый павлинарий и бельчатник.

Друзья и знакомые, наведываясь к хозяевам в гости, непременно ходили смотреть на красивых павлинов и забавных белочек. И тогда они подумали – а почему бы не подарить эту радость общения с животными и другим людям? Оксана как раз уволилась из банка, продали машину и на эти деньги супруг своими руками выстроил первые вольеры. Всё разместилось на одном участке. Но посетители всегда задавали один и тот же вопрос – а какие новые звери у вас ещё появятся? Пришлось расширяться, выкупить соседний участок.

Первые два-три года центр работал на свое имя, занимаясь поиском животных, которым нужен был приют. А теперь уже имя работает на него, сюда звонят, привозят раненых и брошенных зверей. Кстати, про имя. Многие спрашивают, что такое GreenPoll? Дословно это переводится как «Зеленый полюс», но есть тут и креатив. Дело в том, что это слияние фамилий супругов-владельцев центра, она - Полякова, а он - Гринькин. Вот так у их детища появилось имя GreenPoll.

На всю Свердловскую область это единственный реабилитационный центр. «GreenPoll» дружит с такими же центрами, находящимися в других регионах России, с владельцами частных зоопарков. Вместе сподручнее, это и поддержка, и обмен опытом.

В ответе за тех, кого приручили
В прошлом году в декабре центр был на грани закрытия. Как-то накопились разные непростые ситуации...

Во-первых, GreenPoll - это некоммерческая организация, существует только на пожертвования, которые оставляют посетители за вход.

Во-вторых, осенью 2019 года пришлось переоформить статус и из зоопарка стать реабилитационным центром, т.к. изменились требования к зоопаркам, а реализовать их было нереально.

В-третьих, в конце 2019 года вышел закон о гуманном отношении к животным, встала необходимость расширить территорию, чтобы работать в рамках нового закона с правильным назначением земли и санитарной зоной. Но те участки, которые подходили для переезда центра, в последний момент обнажали такие сюрпризы, что сделки срывались: то под землей идёт газ высокого давления, то вдруг оказалось, что стоимость участка 26 млн. за два гектара и аренда 6% от кадастровой стоимости – это баснословные деньги.

GreenPoll в этой ситуации поддерживали коллеги со всей России и уговаривали не сдаваться. Но отчаявшиеся владельцы уже начали давать объявления о продаже животных. Первым выставили медведя Топика. Это четырёхгодовалый бурый мишка, который очень любит играть. Покупатель нашёлся, позвонили с охотничьей станции, им нужен медведь для притравки собак, предложили за мишку денег. После такого «предложения» Оксана раздумала продавать животных и нашла в себе силы дальше бороться за сохранение центра.

И нашёлся выход: администрация Горноуральского городского округа пошла навстречу центру GreenPoll, как раз в конце марта были получены документы на аренду участка земли в Николо-Павловском по адресу: Северная, 6. Они считают, что им повезло: 2,6 га расположены слева от стоматологической клиники «Морсель», на месте бывших тепличников. Здесь есть все коммуникации и даже сохранились каменные фундаменты от теплиц.

- Мы с мужем горим идеей построить большой красивый парк для всех тагильчан, жителей Пригородного района и для гостей нашего города и хотим чтобы парк стал еще одной достопримечательностью Тагила - говорит Оксана. - И, глядя на то, как люди нам помогают сейчас, нам хочется построить душевное место отдыха для наших людей и создать достойные условия для жизни животных, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Может, не через год, не через два, но мы это сделаем.

На новом участке уже началось строительство. Нужны большие инвестиции. Оксана использует все возможности. Отправила документы на Президентский грант. Приняла участие в конкурсе проектов, который проводит банк «Точка». Кстати, здесь нужна наша с вами помощь! Победит тот проект, за который люди отдадут больше голосов. Информация о голосовании размещена в Твиттере, Фейсбуке и ВКонтакте. Голосовать можно до 11 мая. Вот адрес странички банка «Точка», на которой можно проголосовать за проект – Экзопарк GreenPoll https://tochka.com/change-it/projects/53? Здесь можно ознакомиться с проектом нового реабилитационного центра, прочитать его описание, увидеть презентацию и смету.

Больше любви!
Признаться честно – было очень приятно побывать в центре GreenPoll. Я не питаю любви к циркам и зоопаркам, еще с 90-х годов остались в памяти недокормленные и взъерошенные животные. И пусть сегодня более сытые времена, но даже зоопарк в Екатеринбурге не произвёл такого удивительно доброго впечатления, как центр GreenPoll.

Все животные не то что бы ухоженные, они холёные: шерсть или перья блестят, глаза ясные, смотрят осознанно и все с такой радостью идут к Оксане, когда она приближается к вольерам. Она их гладит, целует, разговаривает с ними.

- Нас часто спрашивают, как часто мы расчесываем зверей, - рассказывает хозяйка центра. - Да мы их вообще не чешем. А то, что шерсть чистая, ровная, блестящая – так это надо вовремя уборку делать и правильно кормить животных.

И я бы ещё добавила – любить их. Кажется, это главная причина, по которой им здесь хорошо, а люди так искренне и быстро откликнулись на просьбу о помощи в непростое для всех время.

Оксана Марочкина.
Фото Елены Паньковой и центра GreenPoll.