В конце ноября 2018 года губернатор Евгений Куйвашев подписал указ о создании департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области. О том, какие задачи поставлены перед новым органом государственной власти главой региона, с какими багажом Средний Урал подошел к его созданию, и о ближайших планах работы рассказывает директор департамента Ильхам Ширалиев.
- Ильхам Сабзалиевич, в СМИ возникло много предположений по поводу работы созданного департамента. Все почему-то связывают его миссию с карательной функцией: надзор, наказания, санкции. Так ли это?
- Департамент противодействия коррупции и контроля Свердловской области не карательный, не надзорный и не правоохранительный орган. Департамент – это уполномоченный орган по профилактике коррупционных правонарушений и реализации контрольной функции губернатора Свердловской области. И все наши усилия сконцентрированы и будут направлены на предупреждение коррупции и профилактику коррупционных правонарушений, а также на устранение условий возникновения коррупционных проявлений в органах государственной и муниципальной власти.
Повторюсь, прежде всего, – профилактика, поскольку департамент не подменяет собой работу правоохранительных органов.
Тем не менее, результаты проверочных мероприятий могут стать основой для применения мер дисциплинарной ответственности к нарушителям антикоррупционных норм и правил, а также исполнительской дисциплины за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручений губернатора Свердловской области.
Если в рамках антикоррупционных мероприятий выявляются факты коррупционных правонарушений, то в соответствии с законом проводится работа в рамках соответствующих комиссий. И в зависимости от тяжести нарушения может быть поставлен вопрос об утрате доверия к служащему.
- Почему в нашем регионе понадобилось выделять отдельный орган госвласти для борьбы с коррупцией?
- Стратегия руководства страны, прописанная в Национальном плане по противодействию коррупции на 2018-2020 годы, – повышение самостоятельности уполномоченных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений с подчинением высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. С учетом этих требований губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым принято решение и создан отдельный государственный орган области.
- В чем принципиальное отличие деятельности, которая велась по профилактике коррупции раньше, от той, которую будет вести ваш департамент?
- В первую очередь, это организационная и функциональная независимость, самостоятельностьи, безусловно, прямая подчиненность, а также подконтрольность губернатору Свердловской области. А задачи не меняются, их количество лишь растет.
Например, актуальным является вопрос о профилактике коррупции при распределении субсидий областного бюджета. Необходимо принимать меры для повышения прозрачности закупочной деятельности и проведения конкурсов, исключения при этом конфликта интересов. С этой точки зрения на сегодняшний день серьезного внимания в регионе требует деятельность государственных учреждений, муниципальной власти. Кроме того, сведения о доходах более 1,4 тысячи муниципальных депутатов, их родственников нуждаются в проведении соответствующего анализа. Надо повысить уровень взаимодействия с правоохранительными органами, а также роль антикоррупционных мероприятий при решении кадровых вопросов.
- С чего начнете работу?
- Работа, направленная на решение задач по недопущению и пресечению коррупционных проявлений, повышение эффективности и результативности деятельности органов государственной власти, не прекращалась и проводится в постоянном и планомерном режиме. Она продолжится и будет корректироваться с учетом новых направлений, требований и новелл законодательства.
Конечно, в нынешних условиях первая задача – завершение работы по формированию департамента. Полагаем, что в феврале–марте завершим эту работу и утвердим требуемые документы.
- Штат у вас уже сформирован?
- Штат еще не сформирован, проводятся организационно-штатные мероприятия, создается структура департамента. Но кадровой костяк департамента есть и выполняет свои обязанности пока в прежнем качестве. Это компетентные специалисты. При наличии вакансийобъявим конкурс в установленном порядке после того, как департамент получит статус юридического лица.
- Основной документ, которым вы руководствуетесь в своей работе – это Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы. Учитывая усиление работы, достаточно ли будет этого плана? Либо необходимо что-то еще?
- Конечно, по названному плану мы работали и будем работать. Регулярно Президент России утверждает Национальный план противодействия коррупции. Именно в этом документе определены конкретные задачи по профилактике коррупции. Однако изменчивость коррупции, ее приспособляемость к разным политическим и экономическим условиям вызывают необходимость совершенствовать законодательный подход в целях быстрого и действенного реагирования на коррупционные проявления.
Нацплан – это документ, на который мы будем ориентироваться в ближайшие два года. При этом руководствоваться необходимо Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, региональным законодательством, указами и распоряжениями губернатора Свердловской области.
Противодействие коррупции, преодоление созданных ею барьеров требуют вдумчивого и грамотного подхода к делу, который невозможен без осмысления происходящего в реальной жизни. Изучение накопленного опыта позволит лучше разобраться в современных тенденциях развития законодательства, обеспечивающего борьбу с коррупцией, оценить эффективность принимаемых для этого мер, отыскать наиболее подходящие средства и способы решения существующих проблем.
- В проверках будет участвовать непосредственно сам департамент или это будет делегировано подведомственным коллегиально-совещательным органам? Корректно ли будет говорить: «департаментом проводится проверка»?
- Безусловно, департамент будет проводить плановые и внеплановые проверки. Полугодовой сводный план проверочных мероприятий на 2019 год был утвержден губернатором Свердловской областиеще в декабре 2018 года, при необходимости мы его дополним. Результаты проверок докладываются главе региона с выводами и предложениями для принятия им решений. Итоги отдельных проверок рассматриваются на заседаниях соответствующих комиссий и рабочих групп. Поэтому говорить: «департаментом проводится проверка» – это корректно.
- Как Вы оцениваете эффективность законодательства, регулирующего государственную антикоррупционную политику?
- В целом, в Свердловской области все антикоррупционные механизмы, которые заложены в федеральном и региональном законодательстве, работают. Понятно, что законодательство о противодействии коррупции не простое, многогранное, главное – оно очень динамично меняется. Как раз на его дальнейшее совершенствование направлен Национальный план противодействия коррупции, одной из основных задач которого является систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранения пробелов и противоречий в правовом регулировании в данной сфере.
- Нашу область можно назвать передовиком в этом смысле?
- Я думаю, прежде всего, в контрольной части. И это не голословное утверждение. Ранее аппаратом главного федерального инспектора по Свердловской области отмечен опыт нашего региона в осуществлении контрольной деятельности, он применяется в Уральском федеральном округе. Значит, мы делаем все правильно. Проводимая нами в рамках контрольной деятельности большая аналитическая работа демонстрирует отсутствие формального подхода к этому направлению.
Полагаем, что и департамент также проявит себя. Надеемся, что на эффективность его работы повлияет активная позиция и поддержка правоохранительных органов. Конечно, важнейшее значение имеет непосредственный контроль над реализацией мер по профилактики коррупции со стороны губернатора Евгения Куйвашева, который возглавляет комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области.
- Легко ли вам взаимодействовать с коллегами по кабинету министров, учитывая специфику вашей работы – контроль за доходами и исполнением поручений?
- Особенности в нашей работе имеются, но мы осуществляем свою деятельность в рамках конструктивного взаимодействия с руководителями исполнительных органов госвласти. Мы все работаем в одной команде, и у нас общие цели. Поэтому итоги проверок обсуждаем с коллегами и получаем соответствующие пояснения.
Результаты проверочных мероприятий докладываем губернатору. Если к конкретному должностному лицу необходимо применить дисциплинарное взыскание и для этого есть веские основания, то принимается соответствующее решение.
- Исполнительные органы смогут к вам обращаться с инициативой корректировки поручений, если, предположим, они потеряли свою актуальность или дублируют друг друга?
Нами актуализированы все контрольные поручения прошлых лет, проделана большая ревизионная работа. У нас на сегодняшний день на контрольном учете состоят порядка семи тысяч поручений губернатора Свердловской области, в том числе по исполнению поручений Президента и Правительства России.
Корректировка контрольных поручений по срокам, существу, составу ответственных исполнителей происходит в установленном порядке с учетом требований регламентирующих документов.