Первые работы международного фестиваля уличного искусства появились в столице Урала

В Екатеринбурге начали появляться первые арт-объекты в рамках международного фестиваля уличного искусства «Стенограффия». Одна из самых необычных работ — фреска «Марина» от художника из Швейцарии Antoine Guignard (LPVDA), выполненная в редкой технике шлифовки по дереву. Арт-объект разместился на фасаде деревянного дома по адресу Первомайская, 103.

Композиция посвящена волонтёру фестиваля — Марине, которая предоставила художнику семейные реликвии: медаль «За трудовую доблесть», олимпийских мишек, матрёшку, подсвечник и другие предметы. Все они вошли в фреску как носители культурной и личной памяти.

«Идея проекта состоит в том, чтобы создать что-то одновременно и обезличенное, и сокровенное, чтобы локальная аудитория смогла идентифицировать себя с работой. Для этого проекта мне было важно найти типичные российские объекты, чтобы по простой фотографии можно было определить местоположение фрески. Например, в этой работе есть простые элементы с легко узнаваемым символизмом, такие как матрёшки, значок с надписью: «Урал», — делится автор.

Художник называет свою работу не натюрмортом, а портретом — через предметы он рассказывает историю конкретной семьи, понятную каждому. При создании композиции большое внимание он уделил текстурам и гармонии расположения объектов.

Вторая завершённая работа фестиваля — масштабный мурал «На берегу этой тихой реки» от уфимского художника Мансура Зияева, появившийся на набережной Исети. Панорамная роспись площадью более 600 квадратных метров создана на основе архивных фотографий Екатеринбурга и рассказывает об исторической связи города с природой.

«Принцип формирования сюжета мурала исходил из запроса „город и природа“. Также я опирался на среду: на месте есть Царский мост, и я понял, что городской сюжет будет ближе к этой сложной архитектурной форме. В начале мурала сюжеты о природе, речке, воде. А в центре — плавный переход через деревню, панораму города, деревянные частные дома, переходящие в среду старого Свердловска. Если смотреть слева направо, то будет читаться мотив перехода от природы к городу», — рассказывает Мансур Зияев.

Мурал объединяет сцены из городской жизни и сельской идиллии: стирающие бельё женщины у Царского моста, рынок, старушку у дома, детей с удочками. Среди отсылок — исторические фото 1880–1980-х годов, Тарасовская набережная, площадь 1905 года, дом Ипатьева, Плотинка и даже венецианские лодочки — редкий элемент городской истории, включённый в работу как символ уральской экзотики.

Первая волна работ фестиваля стала отражением как личных историй, так и коллективной памяти. Арт-объекты уже стали частью городского ландшафта — и это только начало большого культурного диалога.

Напомним, в этом году более 15 новых арт-объектов появится в рамках «Стенограффии». Авторами проектов станут художники из шести городов России и пяти стран мира. Часть работ прошлых сезонов фестиваля будут отреставрированы. XVI международный фестиваль уличного искусства проходит при поддержке регионального министерства культуры, Инновационного культурного центра Свердловской области, администрации Екатеринбурга и МКУ «Столица Урала».

Фото: Антон Улатов