Представители экспертного сообщества оценили главный финансовый документ Свердловской области на 2021 год

Все текущие статьи затрат бюджета Свердловской области на 2021 год подтверждены надежными источниками доходов, что позволяет полностью выполнить социальные обязательства перед жителями Среднего Урала. К такому выводу пришли представители экспертного сообщества – ведущие ученые-экономисты, члены общественного совета при Минфине региона, обсудившие основные параметры областного бюджета, вынесенного 17 ноября на рассмотрение регионального парламента.

По мнению экспертов, говоря о параметрах главного финансового документа, необходимо учитывать объективные сложности, с которыми столкнулся регион при его формировании.

«Бюджет 2021 года действительно очень сложный. И прежде всего на него повлияла пандемия, ударившая по всем бюджетам — и федеральному, и областному и всем муниципальным. А если говорить шире – пострадали все страны планеты. Это глобальная гуманитарная проблема», – отмечает директор института финансов и права УрГЭУ, профессор Максим Марамыгин.

По его мнению, бюджет Свердловской области пострадал несколько меньше других региональных бюджетов. Сказалась существенная промышленная составляющая нашей экономики, завязанной на мировые рынки черных и цветных металлов, и сравнительно слабая зависимость от «экономики сервиса». К тому же некоторое «проседание» рубля на валютном рынке так же положительно скажется на уровне доходов, а, следовательно, и уровне налоговых отчислений в областной бюджет.

При всех сложностях в 2021 году по сравнению с 2020 годом выросло финансирование практически по всем статьям социальной направленности, что позволит не снижать уровень социальных выплат свердловчанам, отмечает Марамыгин. Кроме того, региону предстоит ряд инвестиционных затрат, связанных с подготовкой к Всемирным студенческим играм – финансирование в 2021 году будет проводиться за счет областного бюджета с последующей компенсацией из средств федеральной казны.

«Перед министерством финансов Свердловской области стояла нелёгкая задача – составить бюджет таким образом, чтобы выполнить все расходные обязательства при уменьшающихся поступлениях в доходную часть бюджета. Считаю, что эта задача решена. Запланировано исполнить все социальные обязательства в полном объёме, а некоторые – в большем объёме, чем в 2020 году. Например, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда планируется выделить бюджетных средств в два раза больше, чем в 2020 году. Считаю важным увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда Свердловской области», – отмечает доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования УрГЭУ Андрей Измоденов.

Эксперты отмечают, что реализация всех обязательств и достижение стоящих перед регионом целей, безусловно, повлияют на такие показатели как дефицит бюджета, государственный долг региона и затраты на его содержание.

Вместе с тем Андрей Измоденов считает, что здесь следует учитывать и факторы, позволяющие в течение 2021 года снизить дефицит областной казны – так, возможно, что падение налоговых доходов будет более скромным, чем запланировано. Кроме того, скорее всего поступят дополнительные межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

«В целом бюджет 2021 года очень напряженный, однако не катастрофичный», – соглашается с ним Максим Марамыгин.

«Несмотря на объективные сложности при формировании бюджета, сохранена безусловная социальная направленность бюджета, предусмотрена индексация социальных выплат. Во-вторых, в области продолжится реализация национальных проектов и государственных программ области, что позволит создать необходимый задел для восстановления экономики региона после завершения пандемических ограничений. Очень важно, чтобы в рамках второго чтения закона о федеральном бюджете были действительно распределены федеральные трансферты в том объеме, на который рассчитывает министерство финансов области», – отмечает, в свою очередь, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита УрГЭУ Наталья Истомина.

Напомним, доходы бюджета запланированы в объеме 259,1 миллиарда рублей, расходы – 299,7 миллиарда.