Все текущие статьи затрат бюджета Свердловской области на 2021 год подтверждены надежными источниками доходов, что позволяет полностью выполнить социальные обязательства перед жителями Среднего Урала. К такому выводу пришли представители экспертного сообщества – ведущие ученые-экономисты, члены общественного совета при Минфине региона, обсудившие основные параметры областного бюджета, вынесенного 17 ноября на рассмотрение регионального парламента.
По мнению экспертов, говоря о параметрах главного финансового документа, необходимо учитывать объективные сложности, с которыми столкнулся регион при его формировании.
«Бюджет 2021 года действительно очень сложный. И прежде всего на него повлияла пандемия, ударившая по всем бюджетам — и федеральному, и областному и всем муниципальным. А если говорить шире – пострадали все страны планеты. Это глобальная гуманитарная проблема», – отмечает директор института финансов и права УрГЭУ, профессор Максим Марамыгин.
По его мнению, бюджет Свердловской области пострадал несколько меньше других региональных бюджетов. Сказалась существенная промышленная составляющая нашей экономики, завязанной на мировые рынки черных и цветных металлов, и сравнительно слабая зависимость от «экономики сервиса». К тому же некоторое «проседание» рубля на валютном рынке так же положительно скажется на уровне доходов, а, следовательно, и уровне налоговых отчислений в областной бюджет.
При всех сложностях в 2021 году по сравнению с 2020 годом выросло финансирование практически по всем статьям социальной направленности, что позволит не снижать уровень социальных выплат свердловчанам, отмечает Марамыгин. Кроме того, региону предстоит ряд инвестиционных затрат, связанных с подготовкой к Всемирным студенческим играм – финансирование в 2021 году будет проводиться за счет областного бюджета с последующей компенсацией из средств федеральной казны.
«Перед министерством финансов Свердловской области стояла нелёгкая задача – составить бюджет таким образом, чтобы выполнить все расходные обязательства при уменьшающихся поступлениях в доходную часть бюджета. Считаю, что эта задача решена. Запланировано исполнить все социальные обязательства в полном объёме, а некоторые – в большем объёме, чем в 2020 году. Например, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда планируется выделить бюджетных средств в два раза больше, чем в 2020 году. Считаю важным увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда Свердловской области», – отмечает доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования УрГЭУ Андрей Измоденов.
Эксперты отмечают, что реализация всех обязательств и достижение стоящих перед регионом целей, безусловно, повлияют на такие показатели как дефицит бюджета, государственный долг региона и затраты на его содержание.
Вместе с тем Андрей Измоденов считает, что здесь следует учитывать и факторы, позволяющие в течение 2021 года снизить дефицит областной казны – так, возможно, что падение налоговых доходов будет более скромным, чем запланировано. Кроме того, скорее всего поступят дополнительные межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
«В целом бюджет 2021 года очень напряженный, однако не катастрофичный», – соглашается с ним Максим Марамыгин.
«Несмотря на объективные сложности при формировании бюджета, сохранена безусловная социальная направленность бюджета, предусмотрена индексация социальных выплат. Во-вторых, в области продолжится реализация национальных проектов и государственных программ области, что позволит создать необходимый задел для восстановления экономики региона после завершения пандемических ограничений. Очень важно, чтобы в рамках второго чтения закона о федеральном бюджете были действительно распределены федеральные трансферты в том объеме, на который рассчитывает министерство финансов области», – отмечает, в свою очередь, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита УрГЭУ Наталья Истомина.
Напомним, доходы бюджета запланированы в объеме 259,1 миллиарда рублей, расходы – 299,7 миллиарда.