Пока поликлиника строится... Какие изменения происходят в «старой» детской поликлинике Серова?

На то, что город Серов остро нуждается в новом здании для поликлинического приема своих самых маленьких земляков, не сетует только ленивый. И проект уже готов, и земельный участок обозначен, а вот реальных очертаний эта мечта пока получить не может. А ведь дети в Серове, к счастью, продолжают рождаться, расти и, к сожалению, болеть. Поэтому, пока новое здание не построено, руководство городского здравоохранения рук не опускает и старается решать вопросы по мере финансовых возможностей. К примеру, не так давно в Серовскую детскую поликлинику пришли «бережливые технологии», активная фаза внедрения которых легла на хрупкие плечи новой заведующей – Ольги Погребняк.

УЖЕ «В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ»

Врачи Ольга Сергеевна и Александр Сергеевич Погребняк в нашем городе, можно сказать, – новоселы. Прибыли из Москвы в Серов в январе 2019-го, но сказать, что это их первое знакомство с Уралом, нельзя: перед столицей они жили и работали в соседнем Краснотурьинске.

– Не вдаваясь в подробности, расскажу, что я закончила медицинский институт в городе Киров, ординатуру прошла в Пензе, там же начала свой трудовой путь в отделении реанимации новорожденных. Далее жизнь на пять лет занесла в город Краснотурьинск, работала в роддоме. После Краснотурьинска была Москва, – рассказывает завполиклиникой.

А теперь по приглашению главврача Серовской городской больницы Ивана Болтасева вернулись с семьей на Урал.

У молодых супругов двое детей – четырех и двух лет. Александр Сергеевич возглавил отделение детской хирургии стационара СГБ, его супруга первые месяцы находилась в отпуске по уходу за младшим ребенком. А в минувшем июне она приступила к должности заведующей детской поликлиники – наследства, прямо скажем, не самого завидного.

К новому амплуа Ольга Сергеевна – она и не скрывает этого – привыкала тяжело.

– Раньше я была рядовым врачом и работала только в стационарах. А поликлиника – это совсем другая сфера, тем более что с должностью добавились организационные моменты. Но потихоньку пытаюсь вникать. Большую помощь мне оказывает Иван Николаевич (ред. – Болтасев) – всегда идет навстречу, на любые вопросы отвечает, направляет меня на различные учебы. Хотя познавать мне еще много и много.

– Но предложению возглавить детскую поликлинику не испугались?

– Конечно, испугалась. И это нормально. Ведь это детство, где всегда свои тонкости – ответственность за здоровье маленьких детей, работа с их родителями. Причем у нас огромное прикрепленное население – вместе с отдаленными территориями 23 тысячи пациентов.
– Как принял Вас коллектив?

– Ну, это, наверное, надо спросить у коллектива...

– Тогда спрошу по-другому. Насколько быстро в коллектив влились Вы?

– Учитывая, что я уже поменяла не одно место работы – в связи со своей «кочевой» жизнью, я знаю, что вливаюсь в коллектив примерно один год. Но, учитывая, что этот процесс каждый раз проходит проще предыдущего, могу сказать, что в коллективе чувствую себя уже «в своей тарелке».

РЕГИСТРАТУРА С «ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ»

Проект «Бережливые технологии» – это процесс, который в народе назвали «разворачиванием медицины лицом к пациенту». И самый наглядный пример тому – регистратура «по открытому типу». Теперь здесь нет застекленного помещения с маленькими окошками, куда нужно засовывать голову и долго ждать ответа. Пациентов и сотрудников разделяет лишь стойка высотой чуть выше пояса...
______________________________________________________

«Каждый человек стремится к комфорту – именно для этого в наших поликлиниках внедряются «бережливые технологии», в рамках реализации национального и регионального проектов. Оптимизируются процессы, создаются условия для комфортного нахождения на территории поликлиник, обеспечивается доступность для маломобильных граждан. Мы видим на практике снижение очередей, увеличение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи. Целевой показатель, обозначенный Президентом, – внедрить в ста процентах детских поликлиник «бережливые технологии», является ключевой задачей для министерства здравоохранения Свердловской области».
Андрей ЦВЕТКОВ, министр здравоохранения Свердловской области
_____________________________________________________

Надо признать, что новые – «бережливые» – принципы работы добрались до серовской детской поликлиники еще до назначения Ольги Сергеевны, но, к сожалению, внедрялись здесь очень медленно, если не сказать, что практически не двигались.

– Как только вступила в должность, все обрушилось на меня махом. Пришлось вникнуть, во-первых, в принципе в работу самой поликлиники, в организаторские моменты. Плюс еще пришлось активизировать проект «Бережливые технологии».

– Давайте расскажем читателям о сути этого проекта, ведь не все из них на сегодняшний день являются вашими пациентами и их родителями.

– Начнем с того, что раньше профосмотры проходили на местах только воспитанники детских садов, а школьники приходили в поликлинику. Это был дополнительный поток пациентов, который к тому же контактировал с больными детьми. Это была проблема и для родителей – принести анализы в поликлинику, и для классных руководителей – привести учеников, проконтролировать, чтобы они прошли по всем кабинетам. С сентября мы практикуем проведение профосмотров в школах – с выездом бригады врачей. Анализы принимаются независимо от первой или второй смены, потому как дважды в день их забирают и отвозят в лабораторию. Работаем в связке с Управлением образования. Директора школ идут нам навстречу. А мы идем навстречу своим пациентам и их родителям.

Следующий момент «бережливых технологий» – переезд лаборатории, которая раньше была размещена на третьем этаже здания, притом разные анализы принимались в разных кабинетах.

– Как вы уже успели сами заметить, коридоры поликлиники – сплошной лабиринт. Поэтому сориентироваться удавалось далеко не сразу и далеко не каждому: нужно, во-первых, подняться, а, во-вторых, еще постараться найти нужные кабинеты. Сейчас же централизованный забор всех анализов идет на первом этаже, непосредственно рядом с регистратурой.

А вот прививочный кабинет с первого этажа, наоборот, перебрался на третий, так как поток пациентов, желающих «уколоться», намного меньше, нежели нуждающихся в сдаче анализов, потому что «организованные» дети прививаются в садиках и школах.

– В-четвертых, на этажах организованы зоны отдыха и зоны ожидания. Надеюсь, что все родители и наши пациенты это заметили и оценили. Конечно, отремонтировать всю поликлинику мы не можем, это стоит колоссальных денег. Мы надеемся все-таки на новое здание и на то, что это произойдет уже в скором будущем, поэтому не видим смысла в огромных финансовых вливаниях. Косметические ремонты тех мест, где наибольшее скопление пациентов, мы провели, в том числе расставили новую мебель – пеленальные столики, кушетки, диванчики, игровые модули, разместили телевизоры, на которых буквально на днях начнем транслировать мультфильмы.

Многие родители говорят, что сейчас трудно ребенка «вызволить» из таких ярких зон ожидания. Также родители переживают насчет санобработки игровых территорий. Ольга Сергеевна спешит успокоить: все в полном порядке, есть график обработок.

– Кроме того, «бережливые технологии» подразумевают совершенно другую форму регистратуры – открытую, так сказать, глаза в глаза, а не через стекло или окошечко. И сами регистраторы мало похожи на медперсонал – они одеты в белые рубашки и черные юбки, чтобы исключить «боязнь белых халатов» уже на входе в медучреждение.

Появился в регистратуре и терминал с талонами электронной очереди, ожидание проходит в комфортных условиях. Через терминал также можно записаться на прием участкового педиатра и к узкому специалисту. А большое электронное табло расскажет о времени их работы. Здесь же организован питьевой режим, рядом – кабинеты забора анализов, кровь сдается также по назначенному в талоне времени, очередей, которые были прежде, здесь теперь нет. Все – через компьютерную программу. Поэтому тому, кто забыл или проспал свое время сдачи анализа крови, придется брать новый талон.

– Надо отметить, что мы пропагандируем запись к специалистам и на прием к участковому посредством интернета. И процент записи через интернет растет, что меня очень радует. Ведь это удобно и самим родителям – не надо тратить время, чтобы идти за талоном в поликлинику и лишний раз контактировать с инфекцией. А кроме интернета, можно записаться через многоканальные телефоны call-центра. Но, к сожалению, многие думают, что, если им долго не отвечают, то не хотят разговаривать, на самом деле это не так. Просто идет разговор с другим позвонившим, а ваш звонок стоит в очереди.

Еще один нюанс «бережливого» проекта – картохранилище. Теперь не нужно отстаивать очередь в регистратуру за амбулаторной картой – перед приемом она уже будет доставлена в кабинет к нужному врачу.

– Многие родители хотели бы иметь амбулаторную карту своего ребенка на руках. Но, чтобы карты не терялись, мы выдаем их – в основном для приема врачей в других городах – только законному представителю и только под роспись. Карту по предварительной заявке можно взять в регистратуре до 19 часов. А после, конечно, вернуть обратно. Забирать карты домой просто так не стоит, потому что в том числе от этого зависит качество оказываемых нами медицинских услуг.

Для пациентов и их родителей «бережливые технологии», несомненно, внесли удобство и комфорт. А что они дали сотрудникам поликлиники?

– Не скрою, работников было очень трудно перестроить, потому что закалка старая, многим меняться очень сложно. Но, если мы не будем меняться, мы будем стоять на месте. Конечно, к новому всегда сложно привыкнуть. Но потихоньку все привыкают. И если сначала все шло с большим скрипом, то сейчас уже «бережливые технологии» становятся обычным режимом работы наших сотрудников. А возникающие сложности пытаемся решать по мере их поступления.
________________________________________________
«Мы стремимся делать работу медиков проще, а лечение пациентов – удобнее и эффективнее. Большую роль в достижении этой цели играет применение бережливых технологий в организации медицинского процесса. Национальный проект «Здравоохранение» в части создания «Новой модели поликлиники» позволил нам не только оптимизировать процессы оказания медицинской помощи, но и получить дополнительно финансирование на улучшение материально-технической базы медорганизаций. До 2024 года медицинская помощь в своем большинстве будет «бережливой»».
Андрей ЦВЕТКОВ, министр здравоохранения Свердловской области
___________________________________________________

АППАРАТЫ, КОМБАЙН И ЕЩЕ ДИВАНЫ

Еще из приятных новостей: уже полным ходом в поликлинике работает новый рентген-аппарат. На днях получен и аппарат УЗИ, скоро он также будет введен в эксплуатацию. Кроме того, поступил лор-комбайн, на этой неделе его установит специалист, он же научит сотрудников на нем работать. Каждое оборудование стоит несколько миллионов рублей. Отправлена вторая заявка на яркую мебель – диванчики и пеленальные столики. А скоро здесь появится и яркая навигация.

Между тем, серовская детская поликлиника обслуживает в среднем 280 человек в день. 21 участок, на каждом – примерно по пять вызовов на дом в смену. Помимо этого, от 40 до 80 вызовов приходятся на «неотложку». Из них 30-40 процентов – те, которым действительно требуется неотложная помощь, остальные вызовы – необоснованные.

– Поэтому опять же большая просьба к родителям пожалеть наших сотрудников – их у нас так мало – и обращаться за неотложной помощью только тогда, когда это действительно необходимо. Ведь из-за необоснованных вызовов к тому, кому помощь действительно нужна, медицинский работник может доехать только ближе к вечеру. Если температура небольшая, и состояние ребенка позволяет добраться вам до поликлиники самостоятельно, не нужно злоупотреблять вызовами неотложной помощи.

ГОРОД ИЩЕТ ВРАЧЕЙ

В детской поликлинике, как уже было отмечено, очень остро стоит вопрос с кадрами – их катастрофически не хватает.

– Иван Николаевич периодически выезжает на встречи со специалистами. Пропагандирует, кого-то просит вернуться, кого-то приехать работать. В плане участковой службы – фельдшеры приходят, но нагрузку далеко не каждый выдерживает, это очень тяжело, это огромная ответственность. Часто это два приема – за себя и коллегу, который либо на учебе, либо на больничном, либо вовсе нет на ставке. А после – обслуживание вызовов, и также на двух участках. На неотложке у нас тоже один фельдшер. Он максимум может обслужить 30 вызовов. Остальные пытаемся раскидать по участковым, и нам – спасибо большое! – помогают фельдшеры школ и детских садов, они нас очень выручают в эпидсезоны.

К слову, о кадрах. Приехавшие работать в Серов врачи Ольга Сергеевна и Александр Сергеевич Погребняк всем очень довольны. На зарплату не жалуются. Дети ходят в садик.

– Город устраивает абсолютно. Есть с чем сравнить. Когда двое маленьких детей, а муж на работе и дежурствах, компактность маленьких городов и доступность – это много значит. С утра можно спокойно завести детей в сад, успеть на работу, вечером забрать их и успеть свозить на кружки.

А еще буквально на днях семья Погребняк получила ключи от трехкомнатной ведомственной квартиры в одной из городских девятиэтажек и с приличным ремонтом. Только вот новоселье пока откладывается – до покупки необходимой мебели и бытовой техники...

Ольга МАЛИНОВА