Одаренное будущее «Гармонии»: успех можно запрограммировать

Сегодня робототехника – очень перспективное направление в сфере современных технологий. Сконструировать, правильно запрограммировать робота – отнюдь непростая задача даже для взрослых программистов, что уж говорить о детях и подростках. Усидчивость, внимательность, хорошая память и работоспособность – минимум способностей человека, посвятившего себя этой деятельности. Под силу ли тавдинским мальчишкам и девчонкам не только создавать проекты, но и самим воплощать их в жизнь? Конечно, и это подтверждают высокие результаты и достижения наших ребят.

О достижениях юных тавдинцев отделения программирования роботов «ТП» рассказывает его руководитель, педагог дополнительного образования ЦТР и ГО «Гармония» Андрей СПАСОВ, опытный преподаватель и наставник ребят.

- Андрей Михайлович, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о программе развития инженерного мышления объединения программирования роботов.

- да, в глобальном смысле эта программа способствует возвращению престижа профессии инженера среди молодежи. Она формирует у ребят широкий спектр профессиональных навыков и личных качеств: умение работать в команде, ответственность, целеустремленность, развивает память и работоспособность. В нашем объединении сегодня занимаются шестеро ребят. И это уже не просто первоклашки, а ребята, имеющие опыт и достигшие определенных успехов, достойных результатов в робототехнике. В практических занятиях нашего объединения заложены коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них, экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.

- Можно сказать, что все ребята, занимающиеся в вашем объединении, стопроцентно талантливы?

- Знаете, абсолютно талантливого ребенка в робототехнике найти сложно, если не невозможно. У каждого – свои способности и умение в выполнении определенных операций, положительный момент – умение командной работы, чувство локтя единомышленника. Аккумулирование талантов ребят и позволяет достигать определенных результатов.

- Андрей Михайлович, с 2017 года указом губернатора в Свердловской области был создан фонд поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение», учредителем которого является правительство Свердловской области, а ответственным исполнителем – департамент молодежной политики. Нам известно, что ваш ученик Артем СМИРНОВ побывал на профильной смене в лагере в Ревде, организованной фондом «Золотое сечение». Расскажите об этом подробнее.

- Да, это правда, мы гордимся Артемом и его достижениями. Его портфолио – выше всяких похвал. Артему 13 лет. В 2015 году он занял второе призовое место в областных соревнованиях для начинающих в Екатеринбурге. В 2016-м – уже первое место в «Hello, robot» на Robofestе в Екатеринбурге, стал участником «Hello, robot» Robofestа-2016 в Москве. Это был всероссийский уровень, очень высокий. В 2017-2018 годах он участвовал в международном фестивале «Робофинист» в Санкт-Петербурге. В 2018-м стал победителем в номинации «Лучший старт» «AutoNet10+ Profest» (ранее Robofest) в Москве и занял второе призовое место в областных соревнованиях в категории «Профи». В этом году на «AutoNet10+ Profest-20192» в Москве Артем занял третье место в абсолютном зачете.

Отмечу, что попасть в профильную лагерную смену очень сложно. Нужно иметь как минимум 12 баллов, кандидату предъявляются очень серьезные требования. Наш Артем получил 15 баллов. Цель создания фонда «Золотое сечение» – выявление, сопровождение и адресная поддержка детей, проявивших выдающиеся способности, в рамках государственной программы Свердловской области по реализации молодежной политики и патриотического воспитания граждан до 2024 года. Понимаете, как все серьезно. Образовательная программа рассчитана на 21 день и включает как занятия по специальности, в нашем случае – робототехникой, так и клубную деятельность, мастер-классы, интегрированные занятия, творческие встречи с признанными в своих областях профессионалами. Мы гордимся Артемом и благодарим его родителей за такого талантливого мальчика.

- Андрей Михайлович, мы понимаем, что реализовать талант ребенка невозможно без профессионального подхода педагога и участия родителей, именно этот тандем и дает результат. О ком из ребят вы еще можете рассказать?

- Повторю, что во многих случаях создание роботов – это коллективный труд, и я могу рассказать обо всех воспитанниках своего объединения, не выделяя кого-либо конкретно. Но одного из мальчишек все же выделю. Это Дмитрий БОРЩЕВСКИЙ, он занимается у нас уже шесть лет, с третьего класса. В 2013 году стал призером областных робототехнических соревнований для начинающих «Hello, Robot» в категории биатлон в Екатеринбурге.В 2014-м – призеробластных робототехнических соревнований для начинающих «Hello, Robot» в категории биатлон в Екатеринбурге и занял четвертое место во всероссийских соревнованиях по мобильной робототехнике juniorskills в Екатеринбурге. В 2015 году Дима занял первое место в робототехнических соревнованиях в рамках городского проекта «Тавда-робот». А в2018-м стал участником международного фестиваля робототехники «Робофинист» в Санкт-Петербурге и всероссийского робототехнического фестиваля «РобоФест-2018» в Москве.

В этом году Дмитрий стал призером регионального этапа всероссийской робототехнической олимпиады в Екатеринбурге и своим трудом и высокими достижениями заслужил путевку в профильную смену всероссийского детского центра «Океан» во Владивостоке. Там круглый год проходят тематические смены для одаренных детей, в основном, из Урало-Сибирского региона, Приморья и Дальнего Востока. Все они талантливы, нацелены на достижение лучших результатов в разных сферах деятельности. С ними работают профессионалы, преподаватели и вожатые, специалисты высокого уровня. Смена завершится в ноябре.Как туда попасть? Только личные достижения и труд могут открыть дверь настоящим талантливым детям.Мы рады успехам Дмитрия и гордимся им.

- Андрей Михайлович, объективно ваше объединение программирования роботов – настоящая кузница талантов. Сложно ли попасть на ваши занятия?

- Прежде всего, любой успех зависит не только от таланта ребенка и профессионализма преподавателя, многое – решение организационных вопросов, наши планы и достижения – зависит еще и от поддержки и помощи руководства ЦТР и ГО «Гармония». Успех детей – это ведь тоже коллективный результат.

А попасть к нам просто: было бы желание самих ребят и их родителей. А мы всегда готовы принять ребенка и научить всему, в чем являемся профессионалами.