«Где-то на сопках багульник цветет…»

БАМ, БАМ… Что для нынешнего поколения значит эта аббревиатура… Пустой звук? А для нас – это магические буквы, это слово из самых популярных песен, это – сплав романтики и героизма.

Нынче для БАМа год юбилейный. 8 июля 2019 года исполнилось ровно 45 лет с момента принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве Байкало-Амурской магистрали. А 27 октября 1984 года, 55 лет назад, было уложено, так называемое, «золотое звено», соединившее трассу на всем протяжении от Тайшета до Ванино. Светлана Константиновна Писцова часто вспоминает то время, когда вместе с мужем Николаем Андреевичем участвовали в строительстве Байкало-Амурской магистрали. «Это - наша биография, наше время», - говорят они.

- Не смогла остаться в стороне от юбилея, чтобы не организовать в общежитии медколледжа, где сейчас работаю воспитателем, мероприятие, посвященное этой дате. Со студентами сделали исторический экскурс «БАМ – символ инженерной мысли и интернационализма». Ребята подготовили материалы о поселках и городах, возведенных при строительстве, читали стихи, пели песни. Я как будто перенеслась в то время.

- Как вы оказались на БАМе?

- Как только в 1974 году прошел 17 съезд комсомола и стройку объявили комсомольской, мой муж Николай Писцов, его друзья Александр Ганжин, Евгений Елагин собрались и уехали на стройку. Их там никто не ждал, набора уже не было. И они возвернулись ни с чем. Но желание ехать за романтикой и запахом тайги не прошло. Через год они снова отправились, и их приняли! Стали работать водителями на машинах, перевозили и горюче-смазочные, и другие материалы, необходимые на стройке. Немного погодя, Ганжин вернулся домой в отпуск, у него родился сын, обратно с ним я и уехала.

- Родители были не против?

- Мама была против. Мне 23 года, хрупкая девчонка, но упрямая. Несмотря на уговоры, уехала. Кстати, дед мой из деревни Быково еще в 1903 году участвовал в строительстве железной дороги Трансиб. Может гены взыграли?

История магистрали началась в 1924 году, когда на Совете труда и обороны СССР заговорили о необходимости строительства параллельной Транссибу железной дороги дальше от границы, в глубине территории страны (в качестве рокадной дороги на случай войны с Японией, а также для доступа к региональным полезным ископаемым). В 1930 году ЦК ВКП и Совет Народных Комиссаров СССР предложили проектным организациям начать разработку планов строительства. Именно тогда дорога впервые была названа Байкало-Амурской магистралью.

Первые километры пути, уложенные в 30-х годах, были разобраны с началом Великой Отечественной войны для строительства железнодорожной магистрали вдоль Волги. 1974 год считается годом второго рождения БАМа: началось активное строительство магистрали сразу по многим направлениям силами комсомольских строительных «десантов» и частями Железнодорожных войск СССР. Использовались комплексные методы: наряду с прокладкой железнодорожных линий строились жилые поселки, культурные центры, учреждения бытового обслуживания, создавались промышленные предприятия.

- Как встретила вас стройка?

- Приехала в тайгу. 151 километр, там Бурятия начинается. «ЗапБАМ» - западный участок БАМа. Строители прорывались через вековую тайгу, расчищали дорогу.. Мужчины с утра до поздней ночи на работе. Жили в вагончике, отделили нашу семью занавеской, как в фильме «Офицеры». Я в вагончике быт обустраивала, варила, стирала. Хорошо, что прикупили продуктов, когда летели с Александром Ганжиным. Железную печь днем и ночью топили, пока дрова горят – жарко, чуть остыло – холод. О какой семейной жизни говорить? Помог случай. Встретилась с главным инженером Бричковским Иосифом Людвиговичем, он и отселил от нас парней в другой вагончик-общежитие. Обидно, что весной с таянием мерзлоты, дорога ушла… И ребятам не заплатили. Бывало, что и зарплату поначалу задерживали, мама высылала из Красноуфимска.

- Где вы работали?

- Чтобы найти работу, мне пришлось перебраться в Уоян. Помогала моя смелость. Образование было средне-специальное после техникума, вот и стала работать финансовым работником, проще – кассиром. Объем работы был большой: оформляла документы, ездила в Госбанк, Стройбанк. Если рано утром отправлялись с водителем в банк, или в управление, то возвращались за полночь. И никого не боялись. Еду, увижу, что наши работники на трассе, останавливаемся, выдаю деньги под роспись и дальше. Сколько раз приходилось выручать тех, кто попадался на пути – застряли, или сломались машина. Какие были продукты отдавали, и дальше… Немецкие машины Магирусы были более комфортны и выносливее наших Камазов, на них и построили дорогу.

- Экстремальные ситуации случались?

- Конечно, и сами на машине, было, застревали. Особенно по весне. Братство было бамовское, мимо никто не проедет, помогут. Как-то пришлось в «Пазике» ехать в командировку. Водитель, чтобы теплее было пассажирам, печку включил, да не рассчитал что-то. Так меня без сознания с автобуса «скорая» забрала с отравлением угарным газом.

- Как на стройке было с оказанием медицинской помощи?

- Доктора были, как говорят, от Бога. Первичные операции делали, оказывали помощь, по себе знаю, пришлось столкнуться. Больниц не было, были небольшие, как мы их называли, «поликлиники». В сложных условиях работали медицинские работники, как и все строители магистрали. У нас там дочка родилась, все благополучно.

- У вас еще и общественная работа была, об этом говорили на юбилее комсомола, что проходил в ЦКиД в городе.

- Да, я была секретарем первичной организации, под моим началом было 200 комсомольцев. Жили дружно и весело. Молодость, несмотря на усталость, трудности, брала свое. У нас был сухой закон на территории, и его исполняли. К нам приезжали артисты, выступали в клубе, он был, как ангар сегодняшний, зимой в них было особенно холодно, зрители сидели укутанные в шубы, а артисты выступали в платьях, костюмах. И сами песни про БАМ пели, столько их сочинили, про романтику, дружбу… Участвовали в спортивных мероприятиях, проводили собрания. Все, как везде. Но чуть-чуть лучше, надежнее, ответственнее.

- Какие-то награды есть?

- Благодарственное письмо от комсомола, «Почетная грамота» за участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали, награждали туристической путевкой в Индию.

- Многих интересует, молодежь на стройку века ехала за романтикой или длинным рублем?

- Знаете, я думаю, совмещали… романтику и возможность заработать. Хлюпики там не оставались. Трудно было и физически, и морально. Бытовые условия многих сломали. Правда, отпуск у нас был 72 дня, в первую очередь, шли те, у кого дети, летали на самолетах, с пересадками на море, домой. Льгота была на железнодорожный транспорт – мы ведь считались железнодорожниками. Нас приравняли по коэффициенту к рабочим Крайнего Севера, да «колесные» плюс. Раза в два-три заработная плата была выше, чем дома, особенно у тех, кто непосредственно строил дорогу. Через три года выдавали «чек» на приобретение автомобиля. И мы могли себе позволить и перелеты, и покупку машины.

- А снабжение?

- На продукты не жаловались. Питались хорошо, тут и растворимый кофе, рыба, консервы различные, шоколад. Москва, Ленинград снабжали продовольствием. Получали финскую обувь, из Бурятии, Монголии - кожаные изделия, а Япония, помню, натуральный шифон, другие ткани поставляла. И для детей одежда была – мы шубку дочке купили, так в ней все трое проходили. Муж дубленку, что на работе выдали (большая оказалась) маме моей отправил, она ее лет тридцать, если не больше, проносила.

- И все-таки, многие уезжали?

- Уезжали… как секретарю комсомольской организации, многих приходилось спасать, ругать. Жесткие условия были. У кого-то семейные обстоятельства так складывались, что вынуждены были оставить БАМ. Вот и мы так уехали, у мужа тяжело заболела мама.

БАМ закалил их характеры. После, Светлана Константиновна мужественно в 30 лет поступила в наш педколледж, закончила его, преподавала, возглавляла более 20 лет коллектив школы №9. Всегда была в центре общественной работы города, несколько созывов избиралась депутатом городской Думы, и сегодня она – депутат избирательного округа №1.

- Что запомнилось больше всего?

- У нас была возможность увидеть, как необъятна, красива наша страна. Какая природа была перед нами. Тайга, сопки, покрытые зимой белоснежными одеждами, а как на них весной цветет багульник… И вода – чистая- пречистая. Как сейчас перед глазами – прохожу по мосту через Ангару, а под ним рыбы… дна не видно, и в прозрачности вод каждая чешуйка видна. Если стирала белье, никаких отбеливателей, кондиционеров, вода так все отстирывала, белье свежестью пахло. А величественный Байкал, никакое море с ним не сравнится!

- Светлана Константиновна, с высоты времени, как вы оцениваете эту стройку, ведь в 90-е годы, стали говорить, что это напрасно потраченные деньги, что по ней не осуществляют перевозки, стали разрушаться мосты, вокзалы.

- Как я могу оценивать…. Вот наш Президент оценил. И еще сказал о необходимости продолжения строительства. Это наша история, и я не могла замолчать эту страницу нашей биографии, биографии нашей страны. На мероприятии в медколледже ребята столько прочитали о БАМе, столько слайдов подобрали. Показали, что стройка была интернациональной. Действительно, комсомольские отряды из разных республик СССР соревновались, возводя свои объекты.

Многие посёлки и станции БАМа были возведены одной советской республикой или городом.

Столица БАМа, город ТЫНДА, была построена комсомольцами из Москвы. Поселок УЛЬКАН – Азербайджанская ССР, СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК – город Ленинград (Санкт –Петербург), НОВЫЙ УОЯН – Литовская ССР, станцию АЛОНКА – Молдавская ССР, станции: НОВЫЙ УРГАЛ строили посланцы Украинской ССР, СОЛОНИ –Таджикская ССР, НОВАЯ ЧАРА –Кахахская ССР, ХОРОГОЧИ – город Свердловск (Екатеринбург), КУВЫКТА – город Первоуральск…

- Сейчас возможен такой энтузиазм со стороны молодежи?

- А почему нет? Но нет ни агитации, ни пропаганды, ни организатора, хотя строительство продолжается…
Что касается перспектив БАМа, то, как уверяют в компании РЖД, магистраль должна принять на себя пропуск тяжеловесных поездов, оставив Транссибу пассажирские и контейнерные перевозки.

Согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года, в зоне БАМа планируется построить 13 новых линий общей протяженностью семь тысяч километров. За счет строительства линии до Якутска, освоения месторождений и развития Ванино-Совгаваньского узла объем перевозок на магистрали увеличится в два-три раза. Строительство нового - Кузнецовского - тоннеля на линии Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань позволит к 2020 году довести грузопотоки на восточных участках БАМа до 50 миллионов тонн в год. Пассажирооборот к этому времени может достигнуть уровня 16,3 миллиона человек.

Эти факты я взяла из интернета - меня до сих пор интересует все, что связано с этой магистралью, - подводит итог Светлана Константиновна.

И когда поют песню, «где-то на сопках багульник цветет…» перед ее глазами встают незабываемые картины природы, лица тех, с кем работали бок о бок, мощь стройки и они, с мужем молодые, веселые, полные надежд и энергии сделать мир лучше.