Сказано – сделано! В прошлом году, когда корреспонденты «Карпинского рабочего» готовили репортаж о жизни Сосновского леспромхоза (тогда был приобретён харвестер), руководитель предприятия Игорь Богочанов поделился планами – открыть производство пеллетов. Тогда же Игорь Евгеньевич показал здание, где оно будет размещаться.
Ну как здание… Остов, скорее, где не было ни окон ни дверей, одни стены без крыши. Работы по восстановлению здания тогда только начинались – велось бетонирование пола. И вот спустя год цех по производству пеллетов пущен в строй!
Познакомиться с новым в городском округе производством в Сосновку отправился Глава Карпинска Андрей Клопов. Журналисты «КР» присоединились к нему в этой поездке. Побывали не только в новом цехе, но и на основном производстве леспромхоза.
Здесь тоже случились хорошие перемены. Помещение распиловочного цеха утеплили современными теплоизоляционными материалами. Завершился ремонт бытовых помещений – комнаты отдыха, раздевалки, туалета и душевых для работников предприятия.
– У предприятий лесной промышленности есть одна большая проблема – отходы производства, – рассказывает Игорь Богочанов, показывая весьма внушительные залежи опила. – А это ведь «деньги» лежат, всё это влияет на себестоимость продукции.
– Разговоры о том, чтобы разместить на севере области завод по переработке отходов, ведутся, – пояснил Андрей Клопов. – Сейчас многие материалы закупаются в других регионах, а ведь Свердловская область вполне может самостоятельно производить материалы, которые будут востребованы. Сырья достаточно. Но нужны мощнейшие инвестиции.
Действительно, проблема отходов лесопиления сейчас актуальна, как и 20 лет назад. Раньше некоторые лесопильные предприятия шли по пути наименьшего сопротивления и вместо утилизации попросту сжигали отходы, пока экологи не начали пресекать такую практику.
Одним из способов переработки отходов производства как раз и стал пеллетный цех. Как говорит Игорь Богочанов, уже сейчас запасы сырья для него (опил, горбыль и т.д.) примерно 10 тысяч кубометров.
Вот и сам цех – смотрится достойно. В запуск нового производства инвестировано 13 миллионов рублей. На эти средства было приобретено оборудование, погрузчик, продолжаются ремонтные работы – возводится кровля над складом сырья.
Внимательно изучаем производственный процесс. Опилки, которые будут пущены в дело, размещены на складе сырья. Мини-погрузчик загружает сырьё в приёмный бункер. Там опил попадает на транспортёр, а затем в дисковый сепаратор, где отделяются крупные части сырья. Далее шнековый податчик отправляет сырьё в сушильный барабан, где опилки сушатся горячим воздухом. Следующий этап – молотковая дробилка-мельница, где опилки измельчаются практически в пыль. Завершающий этап – пресс-гранулятор, откуда на фасовку уже идут гранулы. Это и есть пеллеты – топливо с большой теплоотдачей.
Сейчас цех предлагает потребителю 40-килограммовые мешки, но вскоре пеллеты будут отгружаться в биг бэгах в тонну и полтонны весом. Сосновский цех будет поставлять пеллеты партнёру в Челябинской области. Местные клиенты смогут приобрести продукцию в магазине на ул. Советской, 17.
Мощность установки – 7 тонн за смену. С открытием производства в Сосновке появилось четыре новых рабочих места, и еще четыре будут созданы, когда будет запущена вторая смена.
Говорят, что пеллеты были изобретены ещё в середине прошлого века. Придумал их Рудольф Гуннерман. Они искал решение для сокращения расходов на вывозе отходов своей лесопилки. И решил опилки прессовать прямо на заводе, чтобы в несколько раз уменьшить объём отходов. Но оказалось, что прессованные опилки и стружка горят значительно лучше и эффективнее обычной древесины. Благодаря высоким показателям горючести теплотворность пеллетов выше в 2,5 раза. Чем больше углерода в древесном топливе, тем выше его теплотворность.
Дело в том, что обычное необработанное дерево кроме горючего углерода в молекулах целлюлозы содержит ещё значительное количество водорода и кислорода. А при измельчении дерева молекулы целлюлозы разрушаются и атомы водорода, кислорода из нее уходят в виде летучих газов. Ещё существенным преимуществом пеллетных гранул по сравнению с деревом является сгораемость материала. Дерево при сгорании теряет 85% массы в виде летучих газов, остальные 15% составляет зола. А при сгорании пеллетов золы остается всего 0,75-1,5% (почти в 20 раз меньше) в зависимости от сырья, из которого они произведены.
Стоимость пеллетов на рынке варьируется, летом цены снижаются – не сезон, в среднем же килограмм стоит 5 рублей 50 копеек. Глава города Андрей Клопов поделился личным опытом использования пеллетов – один раз закинул топливо, и больше за ночь подходить и подбрасывать не нужно. Игорь Евгеньевич рассказал, что магазин площадью 147 кв. метров отапливался пеллетами в течение всего сезона и пеллетов понадобилось 10 тонн, это 71 килограмм на один квадратный метр площади. Но для использования пеллетов нужны специальные печи или котлы. Может, поэтому пеллеты пока не нашли широкого применения. А вот в европейских странах они очень даже востребованы.
Поделился Игорь Богочанов и перспективами:
– В первую очередь в планах у нас утилизировать дрова, а затем поставить установку для углежжения. Будем делать древесный уголь.
– Это тот, который продаётся в магазинах для любителей шашлыков? – задаем вопрос.
– Древесный уголь используется в металлургии. Он по ряду показателей превосходит каменноугольный кокс. Уголь применяется и как восстановитель, он позволяет отделить металл от руды, получить, например, ковкий чугун, возможно только с применением древесного угля, – поясняет Игорь Евгеньевич.
– Пожелаем вам удачи, – высказался Андрей Клопов.
Ну, а журналисты, конечно же, соощат читателям, когда в леспромхозе произойдут очередные позитивные изменения. Глядишь, так и про появление цеха по производству фанеры или ДСП рано или поздно расскажем. Тем более, что перспективы есть.
«Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев уделяет большое внимание развитию лесной промышленности. Сегодня наш регион входит в число приоритетных регионов в Стратегии развития лесного комплекса России до 2030 года для создания мощностей лесоперерабатывающего комплекса. Эта стратегия предусматривает изменения в структуре лесного производства за счёт создания крупных кластеров, что позволит увеличить производство пиломатериалов и фанеры, а также обеспечит комплексную и глубокую переработку древесины», – сказала министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова.
По данным министерства промышленности и науки региона, Средний Урал входит в ТОП-10 регионов по объёмам лесозаготовки и в ТОП-5 по числу реализуемых приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Елена Шкода.