В Североуральском краеведческом музее хранится интересный идол, найденный при раскопках на святилище около поселка Черемухово (Североуральский городской округ).
Замечательный образец культового литья представляет собой двучастное изображение, сочетающее изображение филина (наверху) и антропоморфного персонажа с четырьмя ногами – корнями и оружием в правой руке. Изображение выполнено в технике односторонней отливки в два этапа из сплава, в котором содержится медь, олово, свинец, серебро и другие элементы. Возраст находки – 1-3 век н.э.
У манси (коренного населения Северного Урала), как и у всех финно-угров, было особое отношение ко всем объектам живого мира. Среди птиц они особо выделяли гагару, ворону, филина, кукушку, трясогузку, синицу, тетерку. Птицы могли быть духами-покровителями отдельных территорий.
Так Йипыг-ойка – «старик-филин» – являлся духом-покровителем мансийского с. Хурумпауль. По легендам, Йипыг-ойка в прошлом воевал с лесными женщинами-духами мис-не. Жители Хурумпауля считали филина своим предком и называли себя Йипыг-махум «народ филина».
В легендах хантов и манси упоминается также фантастическая гигантская птица «Крылатый» или «Небесный Карс». «Крылатый Карс» умеет говорить по-человечьи; обладая необыкновенной силой, он может на своей спине перенести человека в дальние страны. В сказаниях манси Карс выступает иногда как чудовище, разрушающее дома и селения или, напротив, оказывающее помощь герою.
Сходные черты фантастической птицы можно найти в легендах различных народов – индийский Гаруда, иранский Симург, арабская птица Рух, русская Жар-птица. Можно предположить, что образы всех этих чудесных птиц в своей основе восходят к единому и очень древнему источнику.
«Археологические и этнографические материалы показывают, что огромная чудо-птица входила в круг мифологических образов, издавна бытовавших у финно-угорских племен Северо-Восточной Европы и Урала. Уже в XIX в. ученые обратили внимание на большое число встречающихся в этих областях металлических изображений реальных и особенно фантастических животных, птиц и птицеподобных существ. Многие из таких изделий до XVIII-XIX вв. служили амулетами, идолами и жертвенными приношениями богам в специально предназначенных для этого культовых местах.»
Не исключением стала и территория нынешнего Североуральского городского округа, своеобразным покровителем которой в прошлом можно считать Йипыг-ойку – «Старика-филина».
Елена Лысенко Директор МБУК «Североуральский краеведческий музей»
Людмила Ильина Пресс-служба ОАО «СевУралБокситРуда»
Светлана Катана Зав. отделом природы МБУК «Североуральский краеведческий музей»