Выпускница школы № 7 Нижней Туры Дарья Телепаева в декабре 2021 года защитила диссертацию и стала кандидатом социологических наук. Сегодня она преподает в ведущем вузе Уральского федерального округа и России.
Зачем молодые люди идут в науку? Сложно ли это – писать диссертацию и защищать ее? Какие сферы нашей жизни исследует сегодня социология? Об этом наш разговор с молодой ученой.
От бакалавра до аспиранта
– Дарья, как вы пришли в науку и в социологию?
– На самом деле совершенно случайно. У меня таких планов изначально не было. Я поступала в университет на специальность «государственное и муниципальное управление», где отучилась 4 года. 10 лет назад, когда я поступала в университет, у работодателей еще было представление о том, что бакалавриат – это какое-то неполное образование, незаконченное. Это вроде бы «вышка», а вроде бы и нет.
Поэтому пошла в магистратуру, чтобы получить уже полное высшее образование. Поступила в УрФУ на кафедру социологии, где попала к научному руководителю – заведующей кафедрой – которая постоянно приглашала меня на различные научные мероприятия. И за эти два года я поняла, что хотела бы не только закончить, но и остаться работать в университете.
– Обучение в магистратуре сильно отличается от бакалавриата?
– Кардинально. Сейчас я сама преподаю, у меня группы по 30–40 человек, где уделить внимание каждому студенту просто невозможно. А в магистратуре группы маленькие, в нашей училось всего пять человек. Преподаватели при таком раскладе могут заниматься с каждым студентом практически индивидуально.
В общем, со временем стало понятно, что для успешной карьеры в университете необходима ученая степень. Без нее твой потолок – должность ассистента. Поэтому поступила в аспирантуру к своему же научному руководителю и в декабре 2021 года защитилась.
Волонтерство как предмет исследования
– А почему волонтерство, и именно спортивное стало темой кандидатской?
– Мой научный руководитель занимается изучением некоммерческого сектора и, соответственно, всех его проявлений – это и волонтерство, и благотворительность, и другие аспекты. У меня из всего этого был неплохой опыт волонтерской деятельности, и мы посчитали нужным писать о том, с чем ты сталкивался сам.
Ну и поскольку Екатеринбург – это город, где проходит большое количество спортивных мероприятий, было решено исследовать именно спортивное волонтерство как очень актуальную тему для нашего региона.
– Как долго вы писали диссертацию?
– Работу я написала за полтора года. В первый год обучения в аспирантуре ты сдаешь экзамены для допуска к защите, кандидатский минимум. В моем случае это были социология, философия и английский язык. Весь первый год обучения идут такие же пары, как и в магистратуре, мы почти каждый вечер приходили на лекции.
Мой научный руководитель решила сначала дать мне возможность сдать все экзамены, поэтому первый год обучения в аспирантуре был исключительно образовательный, а не научный. И только со второго года обучения в аспирантуре я стала писать саму диссертационную работу, которую завершила к апрелю 2021 года.
О бюрократии и антиплагиате
– Что было самым сложным в работе над кандидатской?
– Наверное, самая большая сложность, с которой я столкнулась, – это бюрократия. Этим, наверное, никого не удивить. Чтобы дойти до защиты, нужно подготовить какое-то невероятное количество документов, пройти очень много проверок – и тебе как автору, и твоей работе. Гостайна, антиплагиат и многое другое. Я в таком цейтноте жила последний год, что в какой-то момент даже было ощущение: а надо ли мне это вообще?
– Требования по антиплагиату насколько жесткие?
– К защите допускают только оригинальные работы. А поскольку первую часть, теоретическую, ты все равно не можешь написать полностью сам, ни на кого не ссылаясь, то у тебя так или иначе возникают определенные сложности.
Например, взял теорию какого-то социолога и процитировал ее. Соответственно, в этих моментах ты вроде бы все сделал правильно: поставил кавычки, оформил ссылку, но система тебе все равно выдает, что это плагиат, это не твоя мысль – и вот делай, что хочешь. Здесь мы немного помучились.
– Мучительная борьба за чистоту науки?
– Конечно, я понимаю желание ВАК (высшей аттестационной комиссии) как-то себя обезопасить, отстоять чистоту науки. Потому что сегодня все диссертации лежат в открытом доступе. Сколько было историй о том, что брали работу, проверяли ее на плагиат и оспаривали присуждение ученой степени. Сейчас очень жестко к этому относятся. А в целом писать было несложно. Но главное – было интересно.
На одной волне
– Как вам, недавнему студенту, работается со студентами нынешними?
– Я веду пары у студентов бакалавриата на всех курсах. Мне нравится работать со студентами. И не слишком они отличаются от нашего поколения, от моих однокурсников. Всякое бывает – и занятия пропускают, и ленятся где-то. Но отмечу, что в УрФУ поступают ребята умные, целеустремленные. И мне с ними интересно.
Ну и в силу возраста я с ними пока что более-менее на одной волне. Поэтому со студентами отношения хорошие, у меня ни разу не было каких-то конфликтов. Да я и максимально лояльный преподаватель. Мне бы не хотелось уходить от преподавания в дальнейшей карьере, не хочу заниматься только наукой. Постараюсь успевать все.
«В таких городах должно быть комфортно»
– Скажите, какова сегодня роль малых городов, как наш, в рамках области и страны в целом? Не секрет, что они стареют, уезжает молодежь…
– Мы сейчас двигаемся по западной модели городского развития. В европейских странах ведь аналогичная ситуация. Молодые люди уезжают в крупные города за качественным образованием и большими возможностями: профессиональными, финансовыми, культурными. А затем, реализовавшись, возвращаются на малую родину в уже зрелом возрасте.
Давайте будем честными: в современных мегаполисах пожилым людям жить не очень комфортно. Прежде всего из-за несовершенства инфраструктуры, больших расстояний, скопления народа. Молодежь это легче преодолевает, даже не имея личного транспорта.
– То есть, молодость – мегаполисам, зрелость – малым городам?
– Со временем мы увидим, как нынешняя молодежь, уехавшая в большие города и сделавшая карьеру, начнет возвращаться обратно. Не все, конечно, да и не все уезжают. В таких городах, как Нижняя Тура, удобно жить, общаться между собой. Малые города в России предназначены в основном для спокойной и комфортной жизни, которая у нас начинается только в более старшем возрасте.
– Дарья, а вы часто бываете в Нижней Туре?
– Да, у меня здесь живут родители. Когда была студенткой – приезжала довольно часто. Сейчас появляюсь либо в отпуске, либо на большие праздники. Последний раз приезжала на новогодние каникулы, в следующий раз визит планирую, скорее всего, на майские праздники.
– Что бы вы пожелали молодым нижнетуринцам в свете вышесказанного?
– Сейчас самое актуальное – чтобы следили за здоровьем и не забывали про своих близких. Потому что в погоне за какими-то карьерными достижениями многим просто некогда. А ведь это самое важное – здоровье и семья.
Ну и не останавливаться на развитии себя как личности, читать побольше хороших книг. И не забывать про место, откуда ты родом, и о тех, кто тебя воспитал, о своих наставниках.
Диссертация на тему «Управление спортивным волонтерством: институциональные аспекты» была подготовлена под руководством доктора социологических наук, заведующей кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления Марии Певной
Главными наставниками в своей жизни Дарья считает маму, Светлану Васильевну, и папу, Федора Петровича
Любимыми предметами Дарьи в школе были литература, английский, история. Также она окончила музыкальную школу