Зачем СМИ, если каждый - медиа

     В Екатеринбурге 29-30 апреля проходил XI Уральский медиафорум, на котором представители медиасообщества обсуждали перспективу развития традиционных СМИ в современном мире, где все большую популярность набирают социальные сети и люди, публикующие записи на разные темы и не имеющие должного образования и опыта. Для многих людей, особенно для молодежи, лидеры мнений в Сети давно заменили многие форматы классических средств массовой информации. Почему СМИ проигрывают тем, кто ведет блог (далее блогер), пренебрегая всеми моральными принципами? Чем они не устраивают потребителей всемирной информационной сети, основывающей на предоставлении информации при помощи видео и аудио? За счет чего Instagram и Tik-Tok стали так популярны – на круглых столах эксперты спорят о новых форматах подачи информации. Говорят, новости уходят в смартфоны, и такое изменение переживут не все СМИ. Мнения:

             Телеведущий Иннокентий Шеремет:

      «Пессимистично про себя смотрю на возникшее соперничество СМИ и различных видеоблогеров из соцсетей, хотя нам удается легко вписаться в этот формат. Считаю, что мне удалось предугадать его появление еще в 90-е годы.

     Через что сейчас люди, особенно молодые, лучше всего потребляют информацию? Через смартфоны. Они вытеснили другие средства потребления. А с них можно только листать фото, читать подписи к ним и смотреть остроумные и иронически, спонтанно приобретающие популярность высказывания, звуки, видео или картинки, которые имеют определенное значение и спонтанно приобретающие популярность (мемы). Для другого этот мобильный формат просто не приспособлен.

       Классические СМИ рождают все-таки большие форматы текстов или видео, а это пользователям смартфонов не нужно, им не хочется напрягаться и вчитываться в длинный текст. Всем нужны мемы и фотографии с короткими подписями. Аудитория стремительно тупеет, особенно молодежь. Поэтому СМИ приходится подстраиваться под нее и создавать низкокачественный продукт, чтобы выжить.

       Да, наш формат изначально подходил под соцсети, но много с них денег получить нельзя. Вырученных средств максимум хватает на то, чтобы прокормить 3-4 человек. Можно окончательно уйти в этот формат соцсетей, но нельзя жить в журналистике, просто публикуя натасканные откуда-то фото и приписывая к ним 5-6 слов. Хуже Instagram в этом плане только Tik-Tok с его короткими видео. Это полное днище, хотя казалось, что дальше Instagram идти некуда.

        Мое негативное отношение к соцсетям, наверное, связано с тем, что я очень любил и люблю читать книги. Хотя бумажную книгу я в руках давно не держал – на планшете читаю. И когда появляется площадка типа Tik-Tok, где по единой команде из Пекина наши дети радостно начинают мочиться в штаны, это выглядит дико».

         Корреспондент Анна Панкевич:

   «Я из города Североуральска, газета «Наше слово», приехала сюда получить новые знания, встретиться с коллегами. Нечасто сегодня выпадает такая возможность, поэтому это замечательное мероприятие. У нас контингент разный, люди читают газеты точно так же, как смотрят блогеров. Без журналиста никак, потому что именно журналист ответит на многочисленные вопросы, которые возникнут после того, как человек посмотрит, например, сюжет блогера. Уже настоящее, оно уже пришло, – за интернетом, за соцсетями, и всем традиционным СМИ стоит задуматься о том, что аудиторию надо искать там».

      Секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин обсудил с редакторами и журналистами работу городских газет в современном мире, в том числе взаимодействие с аудиторией, ведение социальных сетей и сайтов. Эксперт подчеркнул, что сайт печатного СМИ, как и газета, должен приносить пользу, в том числе помогать редакции продавать тиражи и рекламу.

       «Нужно провести огромные изменения, активизировать работу с аудиторией. Традиционная почта ушла, моментальные программные приложения для обмена сообщениями и социальные сети во многих редакциях используют недостаточно активно», - подчеркнул Владимир Касютин.

          О возможностях иметь доход с продажи своего так называемого продукта для СМИ в новых условиях говорил и генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Александр Широких. Он продемонстрировал медиаруководителям исследование «Медиапотребление в России 2020».

        «Респонденты этого исследования - люди старше 14 лет. Его итоги рассказывают о том, насколько люди доверяют телевизору, как часто им пользуются, слушают ли они радио, как часто и где, как много уделяют внимания печатным СМИ в современном мире, учитывается всё, связанное с видеоиграми. Если правильно эти цифры услышать и воспринять, это будет руководством к действию. Ты, будучи директором или учредителем СМИ, будешь понимать, что из того, что востребовано сейчас рынком, тобой не охвачено», - рассказал Александр Широких.

           Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в ходе XI Уральского медиафорума рассказал о планах провести контрольный объезд муниципалитетов региона. Глава региона отметил, что получает много вопросов и обращений граждан, и в ходе поездок намерен много общаться с жителями. Он предложил местным СМИ присоединиться к этим встречам.

       Губернатор также поблагодарил журналистов за работу в условиях пандемии и вручил награды представителям медиасообщества за вклад в развитие средств массовой информации.

         «Уральский медиафорум проводится в Свердловской области уже в одиннадцатый раз. В прошлом году мы взяли паузу из-за пандемии коронавируса. Это было серьезное испытание. Хочу поблагодарить журналистское сообщество за то, что этот непростой период мы прошли вместе. СМИ помогали уральцам с наименьшими потерями пережить пик пандемии. Как сводки с фронта, вы передавали актуальные сведения, информировали обо всех ключевых проектах, вы рассказывали о героях «красной зоны» и волонтёрах, укрепляли веру людей в то, что все трудности преодолимы», – сказал Евгений Куйвашев.

           Помимо прочего, участники форума говорили о подготовке СМИ к выборам, которые ждут россиян в сентябре этого года. По мнению спикеров мероприятия, журналистика не должна быть инструментом в руках у выдвиженцев в депутаты.

          «От журналистов много чего зависит в избирательном процессе. Мне не нравится, что у них убрали право на собственное мнение, ведь главная роль СМИ – не просто осветить избирательную компанию и провести агитацию, а сделать так, чтобы общество поверило государству и в легитимности голосования никто не сомневался», – подчеркнул участник форума и уполномоченная по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова.

     «В предвыборный период для СМИ главная опасность исходит от уловок политтехнологов. Они очень изощренно работают с электоратом, используя в том числе масс-медиа. Журналисты должны знать методы их работы, чтобы не быть слепым орудием в чужих руках», – считает секретарь Свердловского творческого Союза журналистов Борис Лозовский.

             В качестве примера экс-декан факультета журналистики УрФУ процитировал рекламную вырезку из «Комсомольской правды» 2003 года. Помимо услуг социологической разведки и организации митингов, политтехнологи также не гнушались за деньги организовывать силовое давление на участников выборов и даже создавать фекальный потоп в штабах у политиков-конкурентов.

            Сейчас для СМИ необходимо плавно проводить трансформацию, изменяя способы и формы подачи продукта, учитывая при этом потребности своей аудитории. Все новые решения должны приниматься незамедлительно, чтобы не потерять читателей.