По следам верхотурских рудознатцев в «Сердце Воскресенки»

День народов Среднего Урала в Североуральске плавно перешел с первой субботы сентября на первое воскресенье.

В городе был концерт и презентация национальных подворий, в кинотеатре показывали замечательные рисованые мансийские и хантыйские мультфильмы, а гостья из Якутии Олена Уутай проводила мастер-класс игры на варгане.

Для любителей путешествий организованы экскурсии и походы выходного дня по природным и историческим достопримечательностям округа. Мне выпало счастье побывать в бывшем поселке Воскресенка, основанном в 1775 году верхотурскими рудознатцами Ентальцовым и Посниковым при поддержке знаменитого купца и горнозаводчика из Верхотурья Походяшина.

Организаторами экскурсии «Сердце Воскресенки» стали городской музей и движение «Зелёный дозор», а поездка состоялась благодаря спонсорской помощи Центра «Логос», его сотруднику, замечательному экскурсоводу Наталье Махвиеня и волонтёрам Артёму Анисимову, Алёне Зекиной и Алине Морозовой. В путешествии на Воскресенку участвовали представители администрации, студенты и преподаватели Североуральского политехникума, старшеклассники и я, гость из Верхотурья. Нас было двадцать человек.

И вот мы идем пешком по лесной дороге в сосновом бору. Воскресенка – это достаточно далеко от города! Косолапые здесь ходят запросто, оставляя свои метки на тропе – это их дом. Но нас много, и нам не страшно. Зато какие открываются виды на слиянии рек Шарпа и Сосьвы! Воскресенка стояла на сопках, в гористой местности, внизу, где кончаются сосны и кедры – полотно реки.

По окрестностям – отработанные шахты-штольни, где на входах еще держится деревянная крепь XIX, а то и XVIII веков. Внутрь бывшей шахты можно проползти только на животе, но молодежь это нисколько не страшит и не смущает. Вылезая обратно на свет божий, рассказывают, какие там широкие подземные коридоры. Там некогда трудились рудокопы – приписные крестьяне из Чердынского уезда Пермской губернии. Походяшин за свой счет построил для них Богословско-Чердынскую дорогу, по которой они и добирались до рудника. Впрочем, Максим Михайлович не брезговал беглыми, беспаспортными, раскольниками и всяким иным людом. Рабочие-то руки были очень нужны. Труд тяжелый: все вручную – кайлом да лопатой. Породу поднимали наверх с помощью ворота, укрепленного на огромных бревнах. Но многие оставались в этой таежной глуши навсегда: строили дома, охотились, рыбачили, собирали кедровые орехи, заводили скотину. Вот только огородов здесь не было: суровый климат не позволял развернуться земледелию.

Мы пришли и к памятной плите, установленной уже в наше время энтузиастами-краеведами: «Именовать золото и медьсодержащий рудник Воскресенским», – строчка из указа Берг-коллегии. А где-то рядом с бывшими шурфами и штольнями – камни, подернутые зеленью, – это и есть окислы медной руды…

– Рудник прекратил работу в 1801 году. В его закрытии принимал участие внук Походяшина – горный чиновник Семен Походяшин, – рассказывает экскурсовод Наталья Махвиеня. – А дальше здесь велась добыча золота по таежным рекам, сплав леса. Люди в этих местах жили до 70-х годов ХХ века.

Воскресенка принимала и ссыльных в годы коллективизации, и эвакуированных в годы Великой Отечественной, и все же разделила участь неперспективных российских деревень. Правда, дома еще стояли долго, служили для отдыха туристов, путешествующих по Северному Уралу, особенно если шли они через Пихтовый увал на Денежкин камень. Сейчас на месте поселка лишь заросли кипрея и малины.

А у нас уютный костёр на берегу Сосьвы. Перекусываем захваченными с собой бутербродами, нанизав на деревянные прутики, поджариваем на углях сосиски. Юный уральский народ из Североуральска замечательный: в меру шумный, но искренне вежливый со взрослыми, интересующийся всем, что можно увидеть в лесу, в походе. У дозорных есть с собой обязательный мешок, в который складывают весь обнаруженный по дороге мусор, с той целью, чтобы хоть немного помочь лесу очиститься от банок и пластика, брошенного горе-туристами, сами же ребята оставили после себя место стоянки более чистым, чем, когда пришли на неё. Такой у них девиз: «После нас лучше, чем до нас!»

А мне всё мечталось: эх, вот здесь бы в палатке пожить недельку – почувствовать душой эту реку, этот лес, услышать голоса природы. Какой тогда в душе тоже был бы этнографический праздник!

Михаил СМЫШЛЯЕВ, Верхотурье – Североуральск – Воскресенка 6 сентября 2020 года. Фото участников похода и из архива движения «Зелёный дозор».