От шахматной грамотности – до промышленного дизайна

В верхнесалдинских школах № 2 и 6 открываются образовательные центры «Точка роста».

Начинаем занятие: проводим калибровку квадрокоптера, включаем роботизированную руку – такие фразы в сентябре 2020 года станут реальностью в общеобразовательных школах № 2 и 6 Верхней Салды, где в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» откроются центры цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Оборудование центров позволит не только реализовать требования ФГОС в учебной деятельности, но и на качественно новом уровне организовать дополнительное образование в городах и сёлах численностью до 50 000 человек. Благодаря открытию центров, у школьников появятся занятия по направлениям «Промышленный дизайн», «3D-моделирование компьютерных систем», «Образовательная робототехника»…

«Точка роста» – образовательная площадка, оформление которой выдержано в фирменном стиле с использованием красного, белого, серого и чёрного цветов. Единый брендинг, логотипы, следование методическим рекомендациям при размещении информации на официальных сайтах – салдинские школы точно следуют требованиям кураторов проекта из Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области.

Муниципалитеты участвуют в проекте на условиях софинансирования. Средства на капитальный ремонт помещений, приобретение корпусной и мягкой мебели, напольных и настенных шахмат, жалюзи и логотипов, а также расходных материалов для оргтехники, в размере 2 млн 400 тысяч рублей (для школы № 2) и порядка 2 млн рублей (для школы № 6) были запланированы в городской казне на 2020 год. Поставка оборудования проводилась за счёт средств областного бюджета.

Высокотехнологичное оснащение уже прибыло. Оно поставлено на баланс Дворца молодёжи Свердловской области. Директора школ подписали соглашение на принятие в безвозмездное пользование настольных токарных и сверлильных станков, фотоаппаратов, ЗD-принтеров и другой техники по 49 позициям.
В первой половине дня в «Точках роста» будут проходить уроки по технологии, информатике и ОБЖ, а после уроков – занятия по IT-технологиям, медиатворчеству, шахматному образованию и проектной деятельности.
С сентября на базе центра начнётся обучение школьников шахматной грамотности.

– Особое внимание уделяется системе повышения квалификации педагогов: 13 учителей прошли дистанционное обучение по курсу «Гибкие компетенции в проектной деятельности», – рассказывает директор школы № 6 Оксана Жидкова. – Кадры в центре, разумеется, должны быть увлечёнными. Ставку делаем на молодых, таких как Илья Муравицкий, Алёна Суетина, Марина Моршинина, Александр Фомин, Александр Шашкин.

В июне в двух кабинетах школы № 6 начались ремонтные работы. Подрядчик определился по результатам электронного аукциона, им стала краснотурьинская компания ООО «Стройплюс». Дмитрий Долгодворов, один из руководителей фирмы, на момент моего визита в школу сам шпатлевал стены и отдавал распоряжения строителям.

– Наша задача – сдать под ключ два кабинета: для проектной деятельности и для формирования цифровых и гуманитарных компетенций. На сегодняшний день мы на 95 % выполнили работы по контракту: перенесли канализационные трубы и стояки, выполнили тепло- и шумоизоляцию, выровняли полы и положили плитку, смонтировали линии освещения и электроснабжения, вставили новые окна и двери... – перечисляет проделанную работу Дмитрий Долгодворов.

В школе № 2 над созданием современного образовательного пространства трудится нижнетагильская строительная компания «Винсара». Директор школы Рената Калиенко уверена, что открытие оборудованного центра поможет обучающимся освоить широкий спектр востребованных специальностей, изучить азы картографии, мультипликации и программирования, проводить товарищеские встречи по шахматам и мастер-классы по компьютерной грамотности.

По проекту требовалось определить под «Точку роста» два помещения, каждое – не менее 40 квадратных метров. При существующей загрузке кабинетов руководство школы нашло оптимальный вариант: структурное подразделение с зонами формирований цифровых компетенций и проектной деятельности разместится в прежней слесарной мастерской, где отдельно выделена шахматная зона.

– Потребность в кадрах должна определить школа, – делает акцент Рената Фёдоровна. – Предполагается, что это 6-7 ставок, но от школы повысили квалификацию 23 человека: педагоги и потенциальные руководители цифровых и гуманитарных направлений, в том числе и родители учеников школы. В будущем они смогут совмещать работу на градообразующем предприятии с преподавательской деятельностью.

Открытие данного центра станет комплексным решением актуальных задач учреждения. К примеру, в нём обязательно должны быть шахматное направление и робототехника. Организовать деятельность по роботостроению мы мечтали уже давно, однако не обладали достаточным количеством средств.

В нашей школе, самой большой в округе, назрела необходимость обновления компьютерного парка. В рамках «Точки роста» мы получим дополнительный кабинет информационных технологий.

Приходилось откладывать и покупку тренажёра-манекена, называемого в народе «Гошей», для отработки сердечно-лёгочной реанимации. Предпочтение отдавалось учебникам и техническим средствам обучения. Сегодня манекен включён в список оборудования центра.

Президент России дал поручение к 2025 году перевести все школы на односменный режим работы. Получив дополнительно два помещения, мы сможем использовать их для уроков, а также внеклассных и даже городских мероприятий.

Отдельно хотелось бы сказать об оборудовании. Использование квадрокоптеров даст детям понимание о картографии, кадастре, дизайне. Кто знает, может, именно выпускники нашей школы станут известны в области архитектуры, урбанистики, программирования.

Ситуация с переходом на дистанционное обучение показала, насколько актуальны IT-технологии и то, что многие виды работ можно выполнять дистанционно. Но если в рамках уроков информатики не ведётся программирование, то выпускники не получат ни погружения в эту науку, ни высоких баллов на ЕГЭ. Поэтому хочется, чтобы все программы, которые мы будем реализовывать в центре, имели прикладной характер. Например, согласно новому ФГОС, учащиеся должны разработать и провести защиту собственного проекта. Я ребятам подсказала идею «Школы компьютерной грамотности для старшего поколения». Так могут родиться жизнеспособные программы с социальной направленностью.

Разумеется, процесс запуска центров «Точка роста» не лишён нюансов. Школам, имеющим лицензию на дополнительное образование, придётся внести изменения в Устав, решить вопрос обеспечения безопасности, поскольку одно из условий проекта – использование инфраструктуры помещений как общественного пространства для шахматного образования и развития цифровой грамотности населения. Иными словами, планируется, что центры распахнут свои двери и родителям, и учащимся из других школ. Так «точки» станут настоящими «территориями» роста и дополнительного образования. Торжественное открытие запланировано на 1 сентября.