Жизнь под брызги металла

51-летний обладатель столь ответственной профессии, родившийся в райцентре в семье молодых интеллигентов, учёного-агронома, корреспондента газеты «Коммунар» Николая Афанасьевича Чупина и его жены, секретаря Исполкома, Райпотребсоюза Надежды Антоновны, мог получить любую специальность. Но после десятилетки решил не отрываться от земли. Именем, аналогичным с именем отца, его нарёк дед Афанасий Васильевич: «Назовите Колькой», не мудрствуя лукаво посоветовал он после того как родители долгое время не могли выбрать имя своему, как позже оказалось, единственному сыну. Так и быть, авторитет родитель имел большой. Фронтовик, получивший в 1941 году ранение в боевых операциях под Ельней, он был демобилизован и работал в органах госбезопасности и на руководящих должностях – председателем колхоза, начальником милиции, следователем прокуратуры. Не видел внук деда, через три месяца после его рождения дед ушёл в мир иной, а история с наречением живёт в памяти до сих пор. Не видел внука и прадед по материнской линии Иван Петрович Зубков. До войны он был первым председателем колхоза «Прожектор» в выселке Абросовка, а в 1944 году погиб на фронте.


А Колька тянулся к природе, жить среди лесов, полей и рек, и не любить их было нельзя. «Тяготел я к природе больше, чем к учёбе, – рассказывает Николай Николаевич, – всей семьёй, с мамой и папой мы ходили на рыбалку, охоту, как положено, с ночевой. В 10 классе даже на первое сентября не пошёл, так как в этот день открывалась охота. Стреляли в основном уток, рыбачили на удочку и бреднем».

- Профессию Вы получали в местном СПТУ?

- Нет, в ДОСААФ отучился на водителя от военкомата и ушёл на службу в ракетные войска стратегического назначения. Домой вернулся в звании сержанта в апреле 1989 года.


- Где начиналась Ваша трудовая деятельность?


- В «Сельхозхимии», где я и проходил практику вождения до ухода в армию. На большегрузных машинах «ЗИЛ», «КАМАЗ» перевозили грузы. В большом, дружном коллективе меня как самого молодого называли «студент». Я мог положиться на любого из коллег. До сих пор вспоминаю, как при поломке на трассе за мной выстроилась вереница машин нашего парка. Пока не помогли в ремонте, не уехали.


- Как же со сварочными работами, когда получили эту специальность?


- В 1991 году я перешёл в МПМК и полтора месяца обучался на сварщика в Свердловском учебном комбинате. Своим наставником считаю Петра Фёдоровича Кайгородова. Сварщики были в каждой из пяти бригад и в сварочном цеху на базе организации. Вместе с опытом работы приходила квалификация, через год получил 4 разряд. Сварочные работы приходилось проводить в сложных, если не сказать экстремальных, условиях. Нужно было иметь смелость держать равновесие при соединении металлических конструкций капитальных стен, балконов на возводимых многоквартирных домах по улице Октябрьской, как их называли, трёх богатырях – химовском, ветеранском и учительском, каждый из которых строился около двух лет.

 

- Среди полнокровной трудовой деятельности было место личной жизни?


- В 1995 году встретил девушку, которая приехав из Нижнего Тагила, сначала училась на швею, потом и работала в СПТУ. Сейчас моя дорогая Татьяна Алексеевна работает воспитателем в детском саду «Алёнка». В нашей семье родились четыре дочки – Екатерина, Светлана, Ольга и Александра. В убеждение, что каждый отец мечтает о сыне, не верю. После второго ребёнка мне уже было всё равно, лишь бы здоровый. У старшей дочери растёт сын, мой первый внук Алексей, на год младше нашей дочки. Дети росли, когда после МПМК работал по трудовым договорам с Районо, переваривая, ремонтируя в одиночку отопительные системы в школах района, жена сетовала, что уходя на работу дети ещё спали, возвращался – уже спали.


В 2002 году я перешёл в Слободо-Туринское ЖКХ, где нельзя представить жизнедеятельность организации без сварщика. Обслуживание жилого фонда трудоёмкое. На тракторе Т-25 возил сварочный агрегат, накладывал сложные операционные швы и в труднодоступных местах, а также в нижнем, вертикальном, горизонтальном положении, потолочные. Начинали работать со сварочными электродами диаметром «четвёрка», позже появились «тройка» и другие для более тонкого металла. Сейчас у сварщика есть всё, от масок со светофильтром до любых электродов, сварочного инвертора. Сварка остаётся востребована в промышленных масштабах и в бытовом строительстве, в сельскохозяйственной сфере. Поэтому одно дело – обладать оборудованием, как говорят «зайца можно научить курить», и другое – быть профессионалом.