На пенсии хорошо, но в школе – лучше

Шестого января одна из старейших учителей русского языка и литературы Североуральска Клавдия Ивановна Соломко принимала поздравления с 90-летием.

Заместитель главы Жанна Саранчина и директор Центра социального обслуживания населения Алена Быкова вручили ветерану педагогического труда почти с полувековым стажем красивый букет и открытку от Президента России, поблагодарили за большой труд и воспитание многих поколений североуральцев и передали наилучшие пожелания от главы округа.

Чуть позже эту почетную миссию подхватили педагоги. Клавдию Ивановну тепло поздравили с юбилеем начальник Управления образования Ирина Ощепкова, председатель Совета ветеранов педагогических работников, бывший директор школы № 7 Людмила Зябкина и, конечно, коллеги – «русисты» и литераторы из родной школы № 11 Ольга Фролова и Вера Лукаш.

В окна лился яркий солнечный свет, впервые осчастлививший североуральцев за новогодние праздники, на кухне хозяйничали сын юбилярши Сергей Иванович и внучка Татьяна, стеснительно улыбающаяся при виде гостей, а в комнате то и дело раздавались звонки мобильного или стационарного телефона.

– Ко мне большие люди пришли, – в очередной раз говорит Клавдия Ивановна кому-то в трубку, благодаря за поздравления, – пообещала им, что поживу еще немножко – лет десять. Так приятно…

Сергей Иванович вносит дымящийся чайник, разливает всем бодрящий напиток, а Вера Лукаш просит именинницу прочитать стихи, которые давно полюбились коллегам.

Клавдия Ивановна живо откликается, декламирует сначала одно стихотворение, затем другое и восклицает:

– У нас такой коллектив был! Какие стихи читали, какие песни пели! Правда, девочки? Ростислав Николаевич Чудинов, наш известный музыкант, все говорил: «Готовый хор!»

Коллеги соглашаются, а Вера Лукаш выуживает из сумки большую тетрадь.

– Это мой первый план воспитательной работы с детьми, я его полностью списала у Клавдии Ивановны, которая в 1983 году была моей наставницей, – признается Вера Ивановна. – Я была только второй год после института и многому у нее училась.

– А у меня наставницей была Анна Васильевна Зайцева, мама директора Центра педагогической помощи «Остров» Татьяны Лебедевой, – вспоминает Ольга Фролова. – Жаль, что сейчас наставничества нет. И учительской тоже нет – дети теперь учатся в одну смену, все помещения заняты, приходится иногда в коридоре общаться…

– Над наставничеством нужно подумать, а учительская будет, – твердо обещает начальник Управления образования Ирина Ощепкова. – Вот бывшую седьмую школу к сентябрю отремонтируем, ребята туда перейдут, будет легче.

Клавдию Ивановну дела одиннадцатой школы особенно волнуют, поскольку проработала в ней с 1956 по 2000 год с небольшими перерывами. Сначала в старом здании, потом в новом, почти всю свою трудовую жизнь.

– Раньше жили с открытым сердцем, – вспоминает Клавдия Ивановна. – Бывало, придешь в учительскую, поделишься проблемами с коллегами, все пожалеют, посоветуют, подскажут. Мне повезло в жизни: больше хороших людей вокруг было. Вспоминаю прошедшие годы, хоть и трудно порою было, но все равно хорошо жили!

Гости наперебой расспрашивают почтенную юбиляршу о судьбе, о том, почему выбрала профессию учителя и за что любит ее, а Клавдия Ивановна с удовольствием отвечает, сияя из-за очков удивительно молодыми глазами.

Оказывается, родом Клавдия Ивановна из Курганской области. Родители переехали в Североуральск, когда девочке было всего пять лет.

– Город на моих глазах строился, – гордится учительница. – В школу пошла в 1937-м, а в 1941-м началась Великая Отечественная война.

– Помню черную тарелку репродуктора и объявление о том, что будет важное сообщение, а как на известие о войне отреагировала, уже позабылось, – сетует Клавдия Ивановна. – Родители у меня были простыми людьми: папа – плотник, а мама – штукатур-маляр. Когда школу окончила, тяжелое время было, мне дома сказали, чтобы работать шла. Но мне так хотелось учиться! Говорю: «Ну, может, хоть в учительский институт позволите, там всего два года обучаются». Мама сжалилась: «Продадим козу пуховую, давно соседи просили». На следующее утро встали, а козу украли! Но разрешение уже было получено – поехала поступать…

В послевоенные годы было голодно, вспоминает Клавдия Ивановна. «Вот бы домой съездить, картошки поесть!» – мечтали девчата большой дружной комнаты на шесть человек в студенческом общежитии. Но добираться до Североуральска нужно было почти два дня с двумя пересадками и ожиданиями поездов, поэтому приходилось терпеть до каникул. Выручала стипендия и продуктовая карточка, по которой можно было похлебать супчик в столовой.

После института Клавдии Ивановне хотелось отправиться в неизвестную даль, увидеть другие места. А председатель комиссии на распределении стал нахваливать новый перспективный город – Североуральск, и когда узнал, что выпускница как раз оттуда, обрадовался:

– Вот и поезжайте!

Так Клавдия Ивановна получила направление в родной город, где вскоре вышла замуж, родила двоих сыновей и осталась навсегда.

Начинала педагогическую карьеру в 19 лет в восьмой школе, потом перешла в первую, а затем и в одиннадцатую.

– На повышение меня направили, завучем. Но я очень быстро поняла, что это не мое, командовать не умею, поэтому через год отказалась. Мне нравилось держаться в тени, не выпячиваться, – объясняет ветеран педагогического труда, скромно умалчивая, что была секретарем комсомольской организации учителей школы. – Я любила свою профессию. Учитель, как дирижер, как настроит ребят, так они и будут учиться. Мне нравилось что-нибудь новенькое для учеников приготовить, чем-то их удивить. Однажды продиктовала детям стихи Николая Рубцова «Букет», на которые Александр Барыкин музыку написал, и попросила расставить знаки препинания. Они заулыбались, довольные – учительница тоже эту песню знает…

Отдельных любимчиков у Клавдии Ивановны не было, для нее все ученики были любимыми, а класс, где она была классным руководителем, – всегда самым лучшим.

– Помню, смотр какой-то был, на сцене мои ученики танцуют: Рудаков (тренер сейчас), Городилов и Пьянков. А я сижу в зале, вся напряглась. Анна Васильевна Зайцева заметила, говорит: «Ну что ж ты так переживаешь!» «А как же, – говорю, – это же мои дети!» – вспоминает Клавдия Ивановна.

– Да, это так, – поддерживает старшую коллегу Людмила Николаевна Зябкина. – Учитель без классного руководства – сирота…

Клавдия Ивановна сиротой в школе никогда не была и этим гордится. Говорит, что и сейчас ее ученики лучше и красивее всех, хотя многие уже давно стали бабушками и дедушками. И ученики отвечают ей взаимностью – всегда приглашают на вечер встречи выпускников, передают приветы из разных концов страны, благодарят за знания, которые дала им любимая учительница.

– Чему-чему, а грамоте мы хорошо учили, – удовлетворенно резюмирует Клавдия Ивановна. – Если видели, что ученик что-то не успевает усвоить, оставляли после занятий, занимались, работали допоздна…

Воспоминаниям нет конца. Клавдия Ивановна перечисляет имена и фамилии учеников, учителей и директоров школ (Бориса Павловича Носаева, Якова Власовича Цепелева, Александра Ивановича Волкова и других), с которыми ей посчастливилось работать, и, конечно, подруг детства – Анны Гончаровой, Маргариты Малаховой и Терезы Есаулковой, с которыми дружит до сих пор. Чувствуется, что все эти имена для нее звучат как музыка. И хотя у нее четверо внуков и семеро правнуков, и есть чем заняться, она все равно скучает по любимому делу.

– Работайте, работайте, – напутствует она коллег при расставании. – На пенсии, конечно, хорошо, но в школе – лучше!

Светлана ЕРМОЛОВА. Фото автора.