ИВДЕЛЬ в годы ВОЙНЫ

2020 год в России объявлен Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Несомненен вклад ивдельчан, полуноченцев, жителей всего Ивдельского района в общее дело Победы над фашизмом. Рассказ о событиях военных лет должен занять достойное место на страницах «Северной звезды». Мы начинаем публикацию материалов IV главы книги об истории Ивделя «Ивдель - край белых ночей» Евгения Владимировича Андреева. Глава называется «В лихую годину испытаний».

                 Об авторе

Е. В. АндреевАндреев Евгений Владимирович родился в 1950 году в Тюменской области. После окончания исторического факультета Уральского государственного университета был направлен в Ивдель, учительствовал в поселках Екатерининка и Атымья. Работал директором школы, находился на комсомольской и партийной работе, затем был переведен в редакцию городской газеты «Северная звезда». Принят в члены Союза журналистов СССР. Работал в аппарате городского Совета, депутатом которого избирался неоднократно. Трудился в качестве корреспондента в газетах уголовно-исправительной системы «Перспектива» и «Зона». В 2002 году вернулся к преподавательской деятельности, активно занимался краеведением.
Е. В. Андреев ушел из жизни 21 июня 2014 года.

Пришла беда - отворяй ворота

22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей канула в Лету, а слово «война» стало всеобъемлющим.

23 июня исполком районного Совета принял решение «О перестройке работы аппарата в организациях района в связи с мобилизацией» и обязал руководителей предприятий, учреждений и организаций принять все меры для быстрейшего проведения мобилизации и безусловному выполнению производственной программы.

В первые дни войны в трудовых коллективах прошли митинги и собрания, на которых ивдельчане в полной мере продемонстрировали свои патриотические чувства.

26 июня газета «Северная звезда» опубликовала заметку, подписанную Моревой, Зеленцовой и Глок, учителями школы-семилетки. «Мы, сотрудники Ивдельской неполной средней школы, во время объявления Отечественной войны решили, помимо своей специальности, овладеть специальностью медицинской сестры, чтобы в любую минуту быть готовыми оказать помощь Родине», – говорилось в открытом письме женщин-педагогов.

В одном из следующих номеров газета сообщала о резолюции, принятой 25 июня на производственном совещании старателей и бригадиров прииска Лангур: «Совещание единогласно приняло решение удлинить рабочий день, вместо восьми часов работать десять часов. Привлекать к работе вторых, третьих членов семьи, дать стране больше золота».

На митингах и собраниях ивдельчане, нередко, заявляли о своем желании пойти на фронт добровольно. Так, более 140 сотрудников Ивдельлага подали рапорты о зачислении добровольцами в Красную Армию или народное ополчение. И за первые полгода войны в разные органы власти и общественные организации поступило около 280 заявлений от жителей Ивделя и поселков. Большинство из них было удовлетворено. К примеру, семья Куприных: отец Александр Петрович, сын Владимир и дочь Ольга  добровольцами попали на фронт и участвовали в боях с немецкими захватчиками (А. Губин. Ивдель в годы войны. Заявления добровольцев. «Северная звезда», 13 января 1995 г.).

Мобилизации и отправке на фронт подлежали военнообязанные запаса первой очереди (1905-1918 годов рождения). В селе Ивдель до 1943 года военкомата не было. Ведением военного учета при райисполкоме занимался по должности военный инспектор, а в сельсоветах эту работу выполняли заведующие военными столами.

Призыв в Красную Армию и на флот на севере области проводил Серовский городской комиссариат. Он же доводил до органов советской власти дополнительные задания по мобилизации специалистов и техники.

Ивдельлаг также проводил отбор и освобождение лиц, осужденных на небольшие сроки, с отправлением их на фронт.

В первые недели и месяцы войны райкому партии  и райисполкому, помимо задач по мобилизации материальных и людских ресурсов, пришлось одновременно решать еще несколько проблем.

Нужно было готовить обученный резерв для Красной Армии, принимать и расселять беженцев, а также ИТР и рабочих эвакуированных предприятий, найти помещения и оборудование для эвакуационного госпиталя и т.д.

Военно-учебные пункты и краткосрочные курсы по подготовке медсестер, радистов, связистов, стрелков и снайперов начали действовать в районном центре и крупных населенных пунктах уже в начале июля 1941 года. 21 июля была создана комиссия по приему лиц, прибывающих из прифронтовой полосы. Возглавил ее председатель райисполкома Р. Н. Суханов.

Помимо беженцев из оккупированных немцами районов комиссии пришлось принимать и размещать целые трудовые коллективы. Так, в июле в Ивдель стали прибывать эшелоны с техникой и людьми эвакуированного из Днепропетровской области треста «Никополь-Марганец». Почти одновременно на станции Першино выгрузился Медвежьегорский лесозавод.

В ноябре 1941 года один за другим были приняты Богураевское, Голубовское и Краснощековское рудоуправления. Оборудование и горняков переправили на марганцевый рудник на Каменку, а семьи персонала разместили по частным квартирам в селе Ивдель и близлежащих населенных пунктах, к примеру, на Екатерининке. Осенью 1942 года на Лангуре был открыт детский дом, который принял детей, вывезенных из осажденного Ленинграда.

А вот в сентябре 1941 года учащимся средней школы пришлось переселяться в помещение райфо и общежитие марганцевого рудника. Часть детей приняла школа-семилетка, а три школьных здания и пришкольного интерната были переданы под открывающийся по линии Наркомздрава СССР эвакогоспиталь на 320 коек. Кроме того, под штаб, жилье для медперсонала, прачечную и другие службы госпиталя были выделены здания управления, суда и прокуратуры Ивдельлага, контора, жилой дом и здание телефонной станции Северо-Заозерского приискового управления.

Ценой огромных усилий к концу ноября 1941 года эвакогоспиталь (главврач Гликман) удалось подготовить к приему раненых красноармейцев. Однако функционировал он недолго и раненых поступило совсем немного.

Продолжение следует.