Театр на ощупь, музыка в темноте

В Новоуральске, как и во всей Свердловской области, прошли мероприятия всероссийской акции «Ночь искусств». Всего работали 273 площадки, 197 из которых подготовили бесплатные программы.

Редкая возможность увидеть изнанку нашего театра и даже актёрской профессии выпала участникам акции. К слову, их собралось в фойе немало, подобная нестандартная форма знакомства с театральным искусством оказалась весьма востребованной.

Лейтмотивом нынешней «Ночи искусств» у нас стала хоррор-драма «Пир во время чумы» - ее показ прошел на малом пространстве сцены буквально за час перед проведением акции. Актеры даже не стали разгримировываться и переодеваться. Так что жуткий клоун Пеннивайз, Мэри с выбеленным лицом покойницы, Чумной доктор в традиционной маске с птичьим клювом и другие персонажи спектакля стали для зрителей проводниками в закулисье.

Довольно сумрачное, кстати, закулисье. Зрителям пришлось даже вооружиться фонариками, чтобы не пропасть в длинных коридорах и не стать частью театрального реквизита. Хотя на самом деле все было не столько страшно, а скорее увлекательно. Поскольку на маршруте им показывали много интересного - от стенда со счастливыми автобусными билетами, которые артисты, оказывается, собирают всем коллективом, до гримерок и костюмов персонажей самых популярных спектаклей ТМДК.

Первая остановка - хоровой класс. Места артистов теперь занимают зрители, а главный хормейстер театра Евгения Решетникова заводит разговор о сути музыки, пении. И о том, что все в нашей обычной жизни, окружающем нас мире - звучит. А значит, создает определенное настроение. Убедиться в этом несложно: вот скрипит стул, вот гудит горлышко пустой бутылки, а вот шуршит крупа в банке. Участники акции активно включаются в игру, и под этот аккомпанемент звучит протяжная народная песня - миг настоящего волшебства!
- Находите это удовольствие - создавать музыку в любой момент вашей жизни, - напутствует гостей театра Евгения Решетникова.

И снова в путь - по лабиринтам, в которые превратились в темноте обычные коридоры. За сцену, где хранятся и ждут премьеры декорации нового мюзикла «Книга джунглей». Остановка вторая - урок актерского мастерства, который дают главный режиссер Яна Русинова и артистка Анастасия Бузмакова.

Как много, оказывается, можно сделать с обычной деревянной палкой! Все становятся в шеренги и пробуют балансировать палкой, держа ее сначала на пальце, затем на запястье, а кому-то удается сохранять непослушный предмет в вертикальном положении даже на локте (общее веселье вызывает клоун Пеннивайз, успешно проделавший это упражнение со здоровенным молотом). Затем - тренинг с мячом! Если палка помогает артисту развить координацию и внимание, то с помощью мяча можно быстро наладить контакт даже в коллективе незнакомых друг с другом людей. Просто перекидывая его из рук в руки.

Финал «Ночи искусств» - совсем неожиданный! Все собираются в пустом и абсолютно темном зрительном зале. Ощущения непередаваемые. И тут в тишине начинает звучать рояль. Печальная баллада Мэри из «Пира во время чумы» переходит в какую-то иную мелодию, слышим что-то из классики, потом совершенно незнакомые фрагменты, отрывки, и даже не клавиши уже звучат, а непосредственно струны рояля. Их заставляют петь чуткие руки Кирилла Бузмакова - дирижера и прекрасного музыканта. По сути, зрителям представили будущий проект ТМДК, но говорить о нем пока воздержимся.

«Ночь искусств» подошла к завершению. Каждый, кто участвовал в акции, вынес для себя какие-то особенные впечатления. Но одно, думается, будет общим - было не скучно! А еще это путешествие по сумеречной зоне театра сделало тех, кто работает здесь, и зрителей чуточку ближе. И это просто здорово!

Евгений СЕРЕБРЯКОВ
Фото автора