Учитель прикасается к вечности…

Сейчас, став взрослыми людьми, мы ежедневно, сами того не замечая, демонстрируем и применяем на практике множество знаний. Ссылаясь на прочитанную литературу, собственную любознательность и другие факторы, мы совершенно не задумываемся о том, что основу наших знаний, базу, на которой выстроены наши дальнейшие открытия, дали нам учителя. Благодаря им мы научились быстро и грамотно писать, читать, решать простые и сложные задачи и сделали для себя много открытий. Однако своих учителей мы полюбили не сразу. Давайте вернемся в школьные годы и вспомним, как менялось наше представление об учителях по мере собственного взросления. А пойдем мы из в младшей школы – в старшую.

Младшая школа

Придя из детского сада в первый класс смешными озорными малышами, мы долгое время не можем привыкнуть к дисциплине. Поэтому учителя для нас  – скучные серьезные люди, которые все время делают нам замечания и не дают поговорить с соседом по парте. «Ну что им жалко, что ли»? - думаем мы, едва сдерживаясь, чтобы не повернуться к соседу.

И вот учитель отвернулся – самое время исполнить все задуманное! Но учитель уже тут как тут со своими замечаниями. Булочку из-под парты есть нельзя, конфетку тоже выплюнуть заставляет, на переменах – не бегать. Одним словом, скучно и не интересно.

Нас учат правильно и красиво писать, но и тут все неладно. Исправляют каждую букву, зачеркнуты все завитушки и хвостики. Вот, казалось бы, учится ребенок писать, в почерке проявляется его индивидуальность, но нет же, всех стараются научить писать одинаково. И за короткое время в нашем маленьком сердечке накапливается столько обид, что мы уже жалеем, что так хотели в школу.

А вот и первый праздник. Нам дают выучить первое стихотворение. И сразу мы смотрим на учителя по-другому, потому что выбрали именно нас, нам и помогли, и к выступлению подготовили. А ведь с первого по четвертый класс сколько таких праздников было! В общем, учительница действительно «классная», как же жалко, что приходится расставаться. 

Старшая школа

Перейдя со своими общими знаниями в старшую школу, мы не перестаем удивляться новым знаниям и тому, что все это учителя знают просто так, не заглядывая в учебники. Вот же повезло! Уже все выучили, уже все знают. А нам учить еще…

Ах да, кстати, почему все учителя думают, что их предмет самый важный? Учил одно – не доучил другое. По одному предмету 5, а по другому – 3. И начинают учителя причитать, что мы ничего не хотим делать и учиться тоже не хотим. Ну, это ведь не честно, правда?

А еще советоваться нельзя во время контрольной. Ну, не поняли мы тему, прослушали, а спросить постеснялись, вот и помогаем друг другу, чем можем. А учитель сразу: «Оценку тоже на двоих делить будет?»? Да не будем, не будем. После такого уже никто никому помогать не хочет.

Прошло время, и вновь нам предстоит проверка знаний. Вспоминая предыдущий опыт контрольной работы, уже не стесняемся, а просим еще раз объяснить непонятные моменты. Оказывается, учителя отзывчивые. И почему мы раньше думали иначе? Мы проявляем интерес к теме, стараемся понять, задаем много вопросов, а учителя относятся к нам все лучше. Да они и сами говорят: «Не стыдно спросить, если не понял. Стыдно так и не понять». И вот начинает учитель проверять сделанную работу, глубоко вздохнет, сказав: «Вот тут неправильно, но зато ты думал сам, а не просто списал», и вновь начнет объяснять только что пройденную тему. С такими учителями не только никакие репетиторы не нужны, но и мотивации добавляется, ведь учитель к нам со всей душой, значит, его подводить нельзя.

Время летит быстро, и вот приближаются выпускные экзамены. Начинается активная подготовка, а вместе с ней – нехватка времени, ускоренные темпы работы и разногласия с учителями. В это время с нетерпением ждешь, когда же всё закончится, и ты с огромной радостью покинешь стены родной школы.

И вот экзамены успешно сданы. Учителя искренне радуются твоим успехам, а ты понимаешь, что они были такими требовательными не просто так, и что благодаря им ты можешь похвастаться своими достижениями в учебе.

Подоспел выпускной. И вместо радости от того, что сентябрь для нас – уже не повод прийти в школу и сесть за парты, мы огорчаемся, и почему-то на глаза наворачиваются слезы. Слова благодарности учителям произносятся не просто потому, что так положено по сценарию. Они идут от сердца.

Мы учимся с ними много

лет, а ценить начинаем

лишь после расставания

Когда-то мы обижались на то, что нам исправляли наклон букв, а теперь благодарим учителей за свой красивый почерк. Мы не понимали, почему нельзя опаздывать на уроки и отвлекаться, если на уроке вдруг стало не интересно, а теперь понимаем, кто воспитал в нас дисциплину и пунктуальность. Мы ворчали, и в нашей голове не укладывалось, зачем нам учить длинные стихотворения, писать сочинения и запоминать множество формул, а ведь именно это развивало нашу хорошую память и творческое мышление.

Благодаря учителям мы раскрыли множество своих способностей. Учителя – мастера видеть и развивать в детях талант. Ведь не зря именно нас выбирали читать стихотворения на конкурсах и разных праздниках, не зря именно нас просили оформить стенгазету или организовать весь класс во время какого-либо мероприятия. Многие выбрали свою будущую профессию именно благодаря учителям.

А еще учителя бережно хранят память о каждом своем ученике. Бывает, встретишь бывшую учительницу, а она и про тебя спросит, и про родителей твоих, и про родственников, которых тоже когда-то учила. Потом придешь домой, расскажешь близким о встрече, и вы все вместе вспоминаете интересные моменты, связанные с учителем, и его коронные фразы, повторяемые из года в год, которые слышали твои родители, слышал ты, и, возможно, услышали или еще услышат и твои дети.

К сожалению, осознание того, какой вклад в наше будущее вносят учителя, приходит уже после окончания школы. Конечно, наши успехи зависели от нас самих, но направлял нас и давал знания – учитель. Тут я соглашусь с американским писателем Генри Адамсом: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...» 

Сейчас наверняка многие вспомнят не только любимых учителей, но и тех, с кем учеба проходила не так гладко. Ну, а куда ж без этого? Мы ведь тоже были не подарками и зачастую демонстрировали учителям совсем ненужные знания. Так или иначе, все это вносило свой неоценимый вклад в наше развитие и дальнейшую жизнь. А потому просто нельзя не сказать слова благодарности нашим учителям. Спасибо вам за ваше терпение, за поддержку и понимание, за мощную мотивацию, наставления и советы, за то, что верили в нас и наши знания больше, чем мы сами. Спасибо вам за огромный вклад в наше будущее!