И нет ей покоя…

ЖИЗНЬ и судьба каждого неординарного человека удивительна и неповторима. Особенно если он живет не для себя, а во имя высокой цели и знает свое предназначение.

Совсем недавно я заново увидела такого человека, которого знаю очень давно по фамилии, должности и по тому, что она – тавдинка, моя землячка, с которой встречаюсь не очень часто и порой робею перед ней. Героиня моей нынешней публикации – Людмила Ильинична ДОВБЕНКО, врач высшей категории, работающий в ЦРБ нашего города около пятидесяти лет.

Накануне ее юбилея я, договорившись о встрече, беседовала с Людмилой Ильиничной у нее дома. Там я увидела приветливую, улыбающуюся хозяйку, которая радушно меня встретила, и постепенно робость и скованность прошли. Я попросила ее рассказать о себе, чтобы мои земляки узнали не только доктора Довбенко, но и человека, свою землячку.

Вот ее рассказ от первого лица.

- Родилась я незадолго до войны, 10 августа 1939 года, в Брянске. Когда началась война, маму Серафиму Семёновну, работавшую операционной сестрой, отправили на фронт, а меня, полуторагодовалого ребенка, определили в детдом. Отец Илья Григорьевич тоже был на фронте. Получилось так: с одного конца города входят немцы, а жители, кто не успел эвакуироваться, убегают с другого конца. Меня с младшей шестнадцатилетней маминой сестрой Марией посадили в вагон, и после длительного путешествия мы попали в Башкирию. Поселили нас в семью, где было пятеро детей. Хозяйка варила чугун картошки, и мы с ними ели вместе. Она многому научила мою тетю Марию. Когда Брянск освободили, нас разыскал дядя Михаил Семёнович. Добирались обратно долго, всеми правдами и неправдами.

Мама на фронте была до 1943 года. Затем вышел приказ: у кого маленькие дети, можно демобилизоваться. Брянск был разгромлен. Я, хотя была еще маленькой, помню разбитые дома, землянки, в которых жили люди. Названия улиц узнавали по колышкам, на которых они были подписаны.

Мама работала начальником отдела кадров вагонного депо, так как медучреждений не было, и как коммуниста ее направили на железную дорогу. Отец был председателем профкома там же. Продукты выдавали по карточкам. Я запомнила цвет того времени – преобладающий серый: фуфайки, юбки, платки.

Город был очень разрушен, и больше всего – у нас в железнодорожном районе. Жили в бараках очень дружно, их начали строить после войны. Горе и радость делили на всех.

С 1 по 4 класс я учились в крестьянской хате, и учительница у нас была одна – Мария Петровна. Холщовые сумки через плечо, одни сапоги на двоих: один брат придет с первой смены, дугой надевает и уходит во вторую.
В 1956 году я окончила 10 классов средней школы. Поступала в институт, но не прошла по конкурсу. И пошла в медучилище, где приобрела профессию акушера-гинеколога. Работала в Брянске в роддоме и женской консультации. Помню случай, когда родилась очень недоношенная девочка – всего 950 граммов. И мы ее выходили, назвали Ингой. Потом ее удочерили.

В 1964 году я поступила в Кубанский мединститут и в 1970-м окончила его, будучи уже замужем. Моего мужа Александра Кирилловича Довбенко по направлению отправили работать в Тавду. А у меня был свободный диплом, но коль я – замужняя женщина, поехала за ним с маленькой дочкой трех с половиной месяцев. И было у меня прозвище «декабристка».

Как сейчас помню, приехала в Тавду 3 августа, шел проливной дождь.

Я хотела быть не невропатологом, а терапевтом, но мне сказали, что терапевты есть, а нужны, очень нужны неврологи. И через три месяца направили меня учиться в интернатуру в Каменск-Уральский. Дочку моя мама увезла в Брянск. Я окончила интернатуру с отличием и вернулась в Тавду. И вот тружусь здесь уже полвека.

- Людмила Ильинична, я помню вот такую ситуацию, связанную с моим отцом, который заболел в 1969 году. Будучи студенткой пединститута, я приехала на каникулы домой. Это был 1970 или 71-й год. К папе на вызов пришел молодой врач. И после ее ухода он сказал, что из этой девушки будет толк. Она станет настоящим хорошим доктором. Через некоторое время я встретила вас в больнице и подумала, где же видела этого доктора, и вспомнила слова отца и молодого врача, что был у нас на вызове.

- Может быть, приходилось мне ходить на вызовы.

- Людмила Ильинична, не жалеете, что стали неврологом, а не терапевтом?

- Нет, не жалею. Общий стаж работы медиком у меня 55 лет, трудилась и в поликлинике, и в стационаре, обслуживала жителей города и района. Без невролога нельзя делать хирургические операции, медкомиссии в военкомате тоже без невролога не проходят. Сейчас особенно много заболеваний, связанных с нервной системой.

Во ВТЭКе трудилась с 1972 по 2010 год. Была много лет председателем комиссии. Работали у нас и выездные ВТЭКи по Тавдинскому и Таборинскому районам.

Сегодня у нас в Тавде есть хорошие специалисты-неврологи, работающие в стационаре и на приеме: Елена Петровна Чернавская, которая трудится в родном городе уже много лет. Ирина Анатольевна Логвинова, Ирина Викторовна Смирнова.

- Вы полюбили Тавду? Не хотелось ли вам уехать отсюда на родину?

- Да, когда дочь Ирина оканчивала школу, я подумывала о том, что надо уехать. Но… не смогла, так как полюбила этот маленький зауральский город, где прошли и проходят мои годы, моя жизнь. Так уж вышло, что и мама с папой похоронены здесь, муж и мой сыночек Илюша. Это уже было позже того, когда я хотела уехать. Наоборот, родители приехали сюда и нашли свой покой здесь, на уральской земле. А теперь это тоже моя родина. Я очень люблю свой город, своих земляков-уральцев, очень отзывчивых и добрых людей.

- Людмила Ильинична, дочь Ирина пошла по вашим стопам: она тоже врач.

- Это для меня было очень неожиданно, ведь дочка хорошо рисовала, чертила, мечтала быть архитектором. И вдруг на ее выпускном я узнаю, что она собирается поступать в мединститут и хочет стать педиатром. Экзамены и в школе, и в мединститут сдала хорошо. Я даже просила, чтобы после второго курса ее послали на очень трудную санитарную практику. Но она в детской больнице, где приходилось и горшки мыть, и прочую непрестижную работу выполнять, прекрасно справилась и не взяла документы.

Работала Ирина после института педиатром на участке, затем – бесплатная интернатура, так как она хорошо училась. Через несколько лет в облздравотделе появилась вакансия специалиста по педиатрии, и ее приняли туда, так как она выдержала конкурс. Дочь – семейный человек, воспитывает сына, который учится в 11 классе.
Илья, мой сыночек, рано ушел из жизни. Он был прекрасным юристом, знал все тонкости своей специальности, был честным и порядочным человеком. У него остались две дочери. Эта потеря для меня, как и любой матери, – невосполнимая утрата. Когда он был жив, ни одного дня не было, чтобы не позвонил мне.

- Очень сочувствую вам, такое горе ничем не измерить.
Людмила Ильинична, у вас ведь существовал, лучше сказать, работал Клуб медиков, и был даже замечательный хор, и вы прекрасно выступали, заявляя о себе и своей профессии.

- Да, и это было. Мы организовали такой клуб и ежемесячно проводили праздники в разных отделениях: терапевты, гинекологи, хирурги и прочие. Был у нас общий хор, но я не пела там, а мы с Верой Ильиничной Ютриной (ныне покойной) пели дуэтом. И у нас это хорошо получалось. Как-то на городском фестивале заняли мы первое место и на областном в Монетном получили призовое. Концерты давали замечательные. Проводили в неврологическом отделении, которым я заведовала, и всякие конкурсы: на лучшую медсестру, лучший пост, лучшее блюдо и другие, медицинские и житейские. Всё у нас было торжественно и красиво: вручали цветы, накрывали столы. Сейчас это только воспоминания.

- В то советское время кроме работы профессиональной были и другие мероприятия общественного плана, знаю по себе, нашей учительской деятельности. И у вас ведь тоже?

- Да, конечно! Всевозможные спортивные мероприятия, соревнования, кроссы, сдача норм ГТО. На турбазу мы часто ездили и отдохнуть, и на лыжах походить. Есть сейчас, что вспомнить.
Собеседница моя показала мне многочисленные фотографии, где запечатлены коллеги-медики на соревнованиях, праздниках, встречах…

- Очень быстро летит и проходит время. Многое вспоминается, больше хорошего, чем плохого. Я прожила хорошую жизнь, хотя были потери родных и близких людей. Я очень люблю свою профессию, никогда ее не предавала, и Тавда стала мне родиной. Я люблю свой зауральский город, добрых и отзывчивых людей, которые не раз приходили мне на помощь.

- Людмила Ильинична, благодарю вас за общение, было приятно разговаривать с вами обо всем, и за это более чем двухчасовое общение я узнала не столько доктора Довбенко, сколько очень интересного неординарного человека, приветливую женщину.

Поздравляю вас с предстоящим юбилеем и желаю оставаться такой же неугомонной, которой покой только снится. Здоровья и всего доброго.

А как специалист высокого класса Людмила Ильинична Довбенко – ветеран труда, Почетный гражданин города, отличник здравоохранения, награждена бесчисленным множеством почетных грамот и благодарственных писем.

 

Надежда ЛИВАНОВА.
Фото из архива Л. Довбенко