Подарок к дню рождения села

РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) К ЮБИЛЕЮ СЕЛА МУРЗИНКА ПРИСЛАЛО КОПИЮ РУКОПИСИ ЛУКИ ПОПОВА, СВЯЩЕННИКА ЦЕРКВИ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ С. МУРЗИНСКОГО. ДОКУМЕНТ ДАТИРОВАН 24 ДЕКАБРЯ 1848 Г. СВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИНТЕРЕС НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ  ЭТОГО СЕЛА, НО И БЛИЗЛЕЖАЩИХ ПОСЕЛЕНИЙ БЫВШЕЙ СЛОБОДЫ, ВЕДЬ ЗАНЯТИЯ, БЫТ, ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ ИХ ЖИТЕЛЕЙ БЫЛИ ПОХОЖИМИ.

29 апреля 2019 года на электронную почту села Мурзинка пришло из г. Санкт-Петербурга сообщение: «Уважаемые жители села Мурзинка, направляю вам копию рукописи священника Луки Попова. Желаю вам успехов, здоровья и поздравляю с 380-летием вашего села.

С уважением, М. Ф. Матвеева, зав. научным архивом Русского Географического общества».

Получить первое поздравление от столь уважаемой организации очень приятно, но, чтобы понять значимость присланного документа, следует сделать некоторое отступление.

Русское географическое общество — общественная организация России, основанная по Высочайшему повелению императора Николая I 18 августа 1845 года, является одним из старейших географических обществ мира после Парижского, Берлинского и Лондонского.

В настоящее время президентом РГО является С.К. Шойгу, а попечительский совет возглавляет президент В.В. Путин.

В результате почти 175-летней деятельности общества сформировался старейший и единственный в стране специальный географический архив.

Но каким образом Русское географическое общество (РГО) связано с селом Мурзинка, обозначение которого на географических картах полностью отсутствует?

Надо отметить – так было не всегда, а документ по истории нашего края поступил в архив РГО 170 лет назад при следующих обстоятельствах.

В 1847-1848 годах Обществом по всей Российской империи были разосланы по этнографической программе анкеты в количестве более чем 7000 экземпляров для составления местных описаний.

Анкета включала 6 разделов: 1) относительно наружности; 2) о языке; 3) о домашнем быте; 4) об особенностях общественного быта; 5) об умственных и нравственных способностях и образовании; 6) о народных преданиях и памятниках.

Среди заполненных анкет, присланных в РГО из Пермской губернии, был и восьмистраничный рукописный ответ Луки Алексеевича Попова, священника церкви Сретения Господня села Мурзинского.

Переданный Марией Федоровной Матвеевой документ является весьма ценным, так как до настоящего момента он в полном объеме не публиковался, сведения, содержащиеся в нем, представляют интерес не только для изучения истории села Мурзинка, но и близлежащих поселений бывшей слободы, ведь занятия, быт, обычаи и обряды их жителей были похожими. Документ датирован 24 декабря 1848 г.; последний лист документа к настоящему времени утрачен.

О наружности жителей

По соображению прочих сопредельных уездов здешней губернии в наружном отношении жителей нет никаких особенностей.

Народ, большею частью, ровный, не совсем малого роста, с карими и светло-голубыми глазами.
Господствующий цвет волос русый и светло-русый. Сложения крепкого, если и подвергаются когда болезням, то более горячке, чахотке и лихорадке. Болезни сии, можно сказать, происходят от неопрятности и неосторожности. По крепости сложения народ довольно сильный, но неуворотный (неповоротливый).

К трудолюбию склонны, но не все, - впрочем, те, кои по лености упущают (пропускают) своевременные занятия, вынуждены бывают необходимостью, как будто в наказание, трудиться ещё более, но без всякой для себя пользы, что можно отнести в особенности к угольным подрядчикам.

Комментарий. Несправедливое замечание по поводу причин болезней. Под этими названиями подразумеваются многие болезни, причем очень тяжелые, приводящие к летальному исходу.

По записям в метрических книгах Сретенской церкви многие новорожденные и малолетние дети умирали от горячки.

Постройка жилищ, внутреннее убранство и внешняя обстановка

Постройка народных жилищ вообще деревянная, которая состоит более из двух жилых комнат, - с сенями
в средине, в коих в одной устраивается казенка (род кладовой) для хранения имущества.

Внутри жилищ особенного убранства никакого нет, кроме лавок, полок, полатей, залавков для посуды.
Дом с наружной стороны обносится погребом, амбарами и завознею.
С задней стороны пристраивается скотская изба и хлев с некоторым промежутком, что называется двором. Потом пригон и конюшни для крупной скотины и, наконец, если позволяет место, – овин вместе с гумном.
Вся сия постройка производится в беспорядке, без изданных планов и самих линий.
Комментарий. Столы в крестьянских домах были обязательны. Одежду и домашнюю утварь хранили в сундуках.

О языке
Если надобно сказать, – «делай руками», «подвязывать вожжами», «отметывай вилами», – говорят, «делай рукам», «подвязывай вожжам», «отметывай вилам» и подобное.
В глаголах некоторыми употребляется третье лицо будущего времени вместо первого. Если надобно сказать – «сделаю», «схожу», говорят «сделат», «сходит» и проч.
В произношении некоторых слов гласные буквы : «а» и «о», «е» и «о», «я» и «е» при стечении с согласными изменяются одна на другую как то: [вместо] «работа», «ребёнок», «хозяин» говорят – «робота», «робёнок», «хозеин» и подобное.
Слова, употребляемые между жителями.
Втопор – тогда, в то время.
Изнабазулился – привык на даровое (В.И. Даль); перм. – изнабазулиться, повадиться, извадиться.
Бардадым - большой или высокий (В.И. Даль); перм. – долгай, верзила, жердяй, неуклюжий.
Буяво – смело, бойко (В.И. Даль); буевый, буявый, буйный; смелый, дерзкий, удалой.
Взаболь – без шутки право (В.И. Даль); взабыль, возабыль; нареч. сев., иногда произн. – взаболь, вправду; подлинно, истинно, точно, заправду, новг. твер. – настоящий, подлинный, истинный, не шуточный.
Голдоба – бедность и беднота.
Згаесь – неосмотрительно, кое- как (В.И. Даль); нареч. перм. – зря, неосмотрительно, кое-как.

Платье
По простым дням, как в зимнее так и летнее время – мужчинами и женщинами употребляется одинаковая одежда. Зимой шуба или полушубок из овчин, а летом – пониток или зипун из своедельного сукна, кои употребляются мужчина во время холода, особенно у коих нет яги. Праздничное, также шуба или полушубок, крытые нанкой или сукном, смотря по состоянию и склонности к щегольству. Женское зимнее праздничное – шуба или полушубок, крытые нанкой, сукном, плисом или шелковой материей с некоторым изменением в покрое.
Летнее праздничное мужское нанковый халат или суконный кафтан.
А женщины летом в праздничные дни ходят в сарафанах из нанки, ситца и шелковой материи.

Комментарий. Пониток – верхняя одежда из домотканного сукна (шерсть по льняной основе), яга – шуба шерстью, мехом наружу.

Пища
По простым постным дням в состав пищи входят капуста, грузди, парёнки из репы и свеклы, картофель, которую впрочем, многие не употребляют в пищу, щи, горошница, каша и кисель с суслом.
По скоромным дням – из свежей, провеслой (вяленой,сушеной) и соленой говядины щи, каша, яичница и молоко с черным, ясным [ячневым?] и белым хлебом. По праздничным постным дням приготовляется та же самая пища, какая и в простые дни, с таким только изменением, что иногда приготовляется рыба. Равно и по скоромным дням к означенной пище если и прибавляется, то не больше как холодное и жаркое.
Комментарий. Поговорка «Щи да каша – пища наша» справедлива. Однако, употребление говядины (свинину и баранину не ели) в течение всего года, а также белого хлеба из пшеничной муки говорит об определенном материальном достатке.

Обычаи и обряды
При достижении совершеннолетия не соблюдается никаких обыкновений, Как только родители, имеющих достигшего совершеннолетия сына, первой обязанностью поставляют жениха, посему заметив где либо соответствующую достоинствам жениха девицу, они начинают сватать сами или посылают стороннего, ежели девица изъявить на то согласие и родители почтут достойным жениха своей дочери, то по обоюдному согласию назначается день для смотрин. Когда ж и это время не встретится никаких препятствий, то со стороны жениха делается условие о дарах и приданом, – напротив невеста против даров и приданого назначает запрос [количество денег].

Затем предполагается день к просватанию или обручению, что бывает накануне брака. К этому времени созываются все родственники, как жениха, так и невесты.
В предположенный день для обручения жених со своими родственниками отправляется к невесте. По прибытии вручает невесте условленное количество денег. А, невеста получив оныя, начинает одаривать будущих своих родственников. В это время соседки девицы, помогавшие невесте в приготовлении приданого и даров, при раздаче увеселяют гостей припевками, за что награждаются деньгами. По окончании даров жених и невеста садятся на первые места между гостями и подается ужин, во время коего приготовленный дружка или знаток от имени жениха угощает водкой всех родственников и соседей, девицы всё это время продолжают свои припевки до окончания ужина, или до отбытия гостей домой.

Утром – в день брака жених со своими родственниками опять приезжает к невесте, но в это время, то есть впред приезда жениха, малолетние дети и соседи невесты стараются занять те места, где должны сидеть жених с невестой, сваха, тысячной и другие, и не исходят с оных до тех пор, пока не получат удовлетворения от жениха – или пряник, или стакан водки.
Потом снова начинается тот же обряд, который бывает вечером. По окончании обыкновения [всего этого], вступающие в супружество, приняв благословение от родителей, оправляются со всем поездом в Церковь для совершения таинства, коим как в Церковь, и по совершении оного [отъезжают] домой.
Новобрачным предшествует дружка, который приглашается для того, что в простонародье сохраняется поверье, что нет удобного случая злому человеку причинить вред или посмеяться над новобрачными как во время свадьбы. Дружка в таких делах считается лучшим знатоком, который будь-то бы – во всяком случае от злонамеренности – может предохранить новобрачных. Посему в здешних местах не бывает почти ни одного брака, при коем не было бы дружки.

При рождении
Пред наступление времени рождения младенца, как и везде, к родильнице приглашается бабка, которая при этом важном обстоятельстве своею опытностью помогает родильнице в деторождении, по благополучном разрешении приготовляет младенца к таинству Св. крещения.
По избранию родителей к этому случаю приглашаются восприемники, из коих первый представляет Крест, а последняя – ризки для принятия из купели новокрещенного.

По совершении Таинства кум и кума угощаются Хлебом с Солью, а нередко и водкой.

Соседние женки, узнав о благополучном разрешении, приходят к родильнице для поздравления, по обыкновению приготовив что-нибудь лакомое, приносят для её угощения, а новорожденному некоторые кладут на зубок частицу(немного) денег.
Комментарий. «Ризка» – специальная ткань, или просто полотенце, в которое ребенка заворачивают, когда вынимают из купели.

При похоронах
Приготовив умершего к погребению, по выносе его из дому тот час же на несколько минут затворяют дверь той комнаты, где лежал умерший, потом, отворив оную, следуют за ним в Церковь. Оставшиеся из семейства дома обязанностью поставляют во время погребения вымыть пол в доме. По окончании погребения родственники приглашают к обеду соседей и нищих для поминовения покойного. Это повторяется в третий, девятый, двадцатый и сороковой день. Если же в сие дни исбывает [заканчивается] обед, то по крайней мере, разносится бедным милостыня.
При неурожаях,
скотских падёжах
и моровых язвах
Во время сих бедствий жители неоднократно уже испытали, что за грехи, ниспосылаемый гнев Божий нельзя остановить ничем, как только покаянием и искренней молитвою, посему в сих обстоятельствах более оказывают благотворения бедным и прибегают с молитвою к умилостивлению разгневанного правосудия Божьего.
В обыкновенных болезнях ищут пособия у бабок или лекарок, кои больных парят в банях, обливая с какими-то приговорками с угольков водой или поят травами.

При пожарах
Во время пожаров, произошедших из неосторожности или злонамеренности, все жители к утушению (тушению) оказывают ревностное содействие, но при пожарах, произошедших от грозы, менее находится охотников, – ибо между жителями есть предрассудок [поверье], что этот пожар не может распространиться, а сгорит не более того, что загорелось, притом ж и погасить его будто ничем нельзя, как только квасом, пивом, молоком и яйцами.

Местные занятия
Хлебопашество, огородничество, прииски цветных камней, золотопромышленность, заводские подряды – перевозка железа, доставка угля и другие вольные на заводах работы.

Деньги, получаемые о сих занятий, употребляются на оплату государственных податей и земской повинности, коих в продолжение года с каждой ревизской души сходит от 7 рублей 15 копеек до 7 рублей 50 копеек серебром. Остаток расходится на необходимые домашние потребности и на праздничное угощение, ибо в каждом селении благочестивым усердием предков установлено каждогодно [ежегодно] совершать два дня прославление избранных Святых. Но ныне потомки сие благочестивое усердие предков превратили к чувственному удовольствию. Если наступил в каком-либо селении праздник, то все окрестные жители отправляются туда – не для участия в прославлении Празднуемого Святого, а более для одного пьянства. Посему в годичное время каждый поселянин в продолжении двух праздничных дней на угощение с жизненными припасами и вином в среднем состоянии израсходует не менее 10 рублей серебром. Между тем как этого количества денег с остатком достало бы за год оплатить подать с души со всеми повинностями. 

Село имеет общероссийскую и международную известность благодаря добыче самоцветных камней, а вот история самого поселения изучена далеко не в полной мере. В связи с 380-летием села группа неравнодушных людей решила собрать все имеющие материалы об истории Мурзинки. Сделать это непросто, так как документы могут находиться в архивах разных городов – Москвы и Санкт-Петербурга, Тобольска и Перми, Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Однако, в связи с начавшейся в России работе по оцифровке собраний архивов и библиотек, размещении в интернете, многие документы – переписи, ревизские сказки, и редкие издания книг стали более доступными для всех читателей и исследователей.

Огромную помощь могут оказать генеалогические (родословные) организации и сообщества. Так участники форума села Южаково подсказали новые источники сведений о жизни жителей села Мурзинка. Возможно, появится и профессионал – историк, которого заинтересует этот дивный край и он напишет о нем книгу. А пока мы собираем документы, фотографии, журнальные и газетные статьи разных лет, воспоминания, чтобы создать книгу очерков о людях, которые жили на нашей земле и достойны нашего уважения и памяти.
Л.В. Самошкина.