Мы все одной, музыкальной крови

Эта необыкновенная молодая женщина с белоснежной улыбкой и лучистыми глазами, такая красивая в своем эмоциональном подъеме и такая хрупкая, нежная, романтично воздушная, дает на всех музыкальных подмостках мира и родной России более 60 концертов в год. И всегда с удовольствием приезжает в Нижнюю Туру…

Пять дней творчества и впечатлений

Профессора и преподаватели Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, музыкальные звезды России Екатерина Мечетина, Иосиф Пуриц, Равшан Мамедкулиев, Инна Якушева, Екатерина Мочалова недавно приняли участие в Восьмой Творческой школе Нижнетуринской ДШИ «Окно в будущее».

Творческая школа – это пять наполненных до отказа дней учебы, мастер-классов, обмена впечатлениями и опытом, лекций, живой игры виртуозов для более 100 в этом году (а вообще – уже для более 400!) юных музыкантов из Перми и Уренгоя, Тюмени и Челябинской, Свердловской областей, Ханты-Мансийска и Удмуртии, а также для слушателей-нижнетуринцев, с удовольствием посещающих концерты московских знаменитостей, и особенно – блестящие сольные концерты любимицы горожан Екатерины Мечетиной.

Творческая школа – это действительно окно в будущее для тех юных учащихся музыкальных и школ искусств соседних городов и областей региона, кто сумел показать себя, заинтересовать признанных учителей и звезд и даже в чем-то предопределить свою дальнейшую музыкальную судьбу.

Перед началом работы Творческой школы в кабинете у главы городского округа Алексея Викторовича Стасёнка прошла встреча общественности города, журналистов с заслуженной артисткой России, солисткой Московской государственной академической филармонии, преподавателем Московской консерватории, лауреатом Премии Президента РФ «За вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и высокий уровень исполнительского мастерства», лауреатом премии «Триумф» Екатериной Мечетиной. И состоялся яркий диалог с известной всему миру пианисткой, активным политиком, многогранным интеллигентным собеседником и обаятельной женщиной.

Оазис культуры

– Екатерина Васильевна, Вы ведь в Нижней Туре не впервые? Что так влечет на Средний Урал?

– Да, это уже мой четвертый приезд в ваш милый город. А влекут великолепные люди, с которыми, познакомившись однажды, не хочешь больше терять отношений. Когда Наталья Александровна Азовская, пригласив меня (после нашего знакомства на Суздальском фестивале) в Нижнюю Туру, встретила и привезла в свою Детскую школу искусств, я, уставшая с дороги, мало представляющая себе, как тут все будет, окунулась (вы не представляете себе!) в такой восторг искреннего и мощного приема, какого не испытывала никогда!

Представьте: я вошла в зал, вспыхнул свет, и тут со сцены грянул многоголосый, совершенно профессиональный изумительный хор! Меня ждали! Меня хотели порадовать и удивить! Стою, ошеломленная, и думаю: «Боже мой, мы все одной крови – музыкальной!».

Ну, а цель моих приездов к вам – конечно же, ваша Творческая школа «Окно в будущее», ваша необычайная изюминка. Я с удовольствием участвую каждый год в ее открытии, даю детям мастер-классы и играю для вашей гостеприимной публики. Нижняя Тура – яркая звездочка на моей личной небесной карте.

– Мы прекрасно понимаем, какого уровня специалисты, педагоги и какого таланта исполнители приезжают к нам вот уже который год подряд. И гордимся тем, что клавиш нашего рояля коснулись руки таких виртуозов, как Денис Мацуев, как Вы, Екатерина Васильевна. Долго ли мы еще будем получать этот дар из первых уст, из первых рук?

– Пока существует ваше маленькое уральское чудо – Творческая школа, вам обязательно, несмотря ни на что, надо идти дальше: проводить круглые столы, фестивали, обмен исполнителями и мастер-классами самых разных уровней, делать более широкими возможности показа игры на разных инструментах, а не только на фортепиано, скрипке, мандолине... То есть, чтобы это была такая комплексная школа в самом широком понимании этого слова.

И у вас живая ДШИ – это место, где собираются добрые энергии. Таких оазисов культуры, сохраняющих и берегущих детей, напитывающих их души красотой, все меньше и меньше в малых городах и селах. А это – катастрофа.

Школы искусств – не кружки!

– Екатерина Васильевна, в качестве доверенного лица Вы участвовали в последней выборной кампании Владимира Владимировича Путина. Сейчас Вы член Молодежного совета по культуре при Президенте РФ. Какие проблемы на данный момент заботят молодежь из сферы культуры?

– Вот эти проблемы и заботят: не угробить окончательно наше замечательное советское дополнительное образование. Нынешняя тенденция такова: мол, в школах допобразования достаточно обучать детей четыре года, а не восемь, как раньше.

Якобы того требует целесообразность: лишь 15–20% детей, окончивших художественные, музыкальные школы, остаются в этой отрасли, остальные напрочь забывают о полученном дополнительном образовании, о том, что держали в руках скрипку или кисть, стояли на пальцах в пуантах или имели еще со школы звания мастеров спорта. Ну, и экономия бюджета – тоже.

А как же воспитание культурного высоконравственного человека, как же повышение человеческого капитала, качества всей жизни?! Вопросы, которые становятся уже судьбоносными.

Заметьте, китайцы во всех деталях повторяют нашу советскую систему образования вообще и дополнительного – в частности. А мы – рушим?

Я и моя команда в совете – консерваторы. Мы не хотим победы такой тенденции. С этой проблемой мы уже обратились к Президенту России, привели аргументированные примеры грамотного и перспективного решения вопроса: в частности, такие примеры, как некоторые северные и дальневосточные школы, комплексная Детская школа искусств в Нижней Туре, в глубинке Свердловской области.

Владимир Владимирович поддержал нас, пообещал решить вопрос с финансированием поддержки имеющихся и строительства новых таких ДШИ в малых городах России. Речь шла о выделении полутора миллиардов рублей на эти цели.

Со своей стороны, я создала свой проект – Ассоциацию студентов, любителей классической музыки «Музыка – интеграл». То есть лирики и физики, музыканты и математики – вместе. Когда-то все они окончили музыкальные школы и сейчас вполне профессионально могут собрать оркестр и великолепно сыграть любое классическое произведение.

Мы готовим свои фестивали. Музыка действительно объединяет, делает богаче... Михаил Швыдкой говорил то же самое: «Физик, который играет на флейте, гораздо сильнее в своей профессии того, кто не играет вовсе». И соприкосновение ребенка с большим искусством еще в детстве как раз и делает его мир богаче, многомернее.

– Надо ли бояться перехода дополнительного образования детей в ведение регионов?

– Нет, не надо. Каждый регион так или иначе болеет за свое будущее. Вот персонифицированная подготовка по сертификатам – это блеф. Не оправдала себя совершенно. Надеюсь, вы помните обращение Президента 24 марта к жителям России. Говоря о проблемах культуры, он тогда прямо высказал свою позицию: «Не дадим наши ДШИ превратить в кружки!».

Ну а еще Совет молодых деятелей искусств участвует в изменениях статей Закона о культуре. Есть подвижки: в области культуры будет отменен закон 44–ФЗ (о тендерах). Теперь рояль в школу директора будут стремиться покупать не дешевый, а лучший.

«Играю не пальцами, а сердцем»

– Вы были ребеноком-вундеркиндом. Лишь на год позже Моцарта сели за рояль: он – в 3 года, Вы – в 4. Наверное, и музыку начали слушать еще в утробе мамы? Музыкальная школа с 5 лет, первая победа в Международном конкурсе пианистов в Вероне – в 10 лет, безумный титанический труд у рояля и никакого детства?

– Насчет утробы матери – вы правы, именно там впервые и услышала любимого ею Рахманинова. Да вот она сама подтвердит (улыбается, передает микрофон своей маме, присутствующей на встрече, профессору Московской консерватории им. П. И. Чайковского Ольге Евгеньевне Мечетиной):

– Разве следует напоминать о том, что музыка – это в первую очередь тяжелейший труд, – говорит Ольга Евгеньевна. – Но и формирование характера, безусловно. Катя – трудяга. Ее никогда не надо было мотивировать на занятия, она жила музыкой. С детства. Причем с удовольствием и азартом занималась по 5–6 часов. Но и детство было, уверяю вас. Человек она разносторонний, много читает, увлекается языками. Я горжусь дочерью.

– Екатерина Васильевна, а Урал какую сыграл в Вашей жизни роль?

– Урал музыкальный – это мой магнит. Здесь живут светлые люди, искренне любящие музыку. Я выступала в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, у вас, в Нижней Туре, в других местах. Я покорена вашей публикой. Ее не надо «держать», она с тобой на протяжении всего твоего концерта. Так ведь и мама моя – уралочка! Все, наверное, переплелось.

– Традиционная просьба: несколько слов об учителях, пожалуйста.

– Сначала скажу о том, что когда пришла в консерваторию, мне сказали: «Пальцы коротковаты. Разрабатывай». Я ответила: «Я играю не пальцами, а сердцем». Но замечание приняла к сведению. Да что там, оно не было новостью: купленную после Вероны тяжеленную, твердую «Ямаху» (первые заработанные деньги!) разгоняла вот этими короткими пальчиками. И ведь удалось.

Пианист – это галерный труд, скажу я вам, добровольное одиночное заточение, всю жизнь один на один с роялем, никаких отпусков – занятия постоянные, иначе потеряешь беглость. Но это и огромное счастье! Особенно, когда у тебя получается.

А учителя, музыкальные мои идеалы, как и мои близкие люди, всегда в моем сердце: Щедрин, Ростропович, Симонов, Плисецкая. Переломные моменты в карьере: приглашение Спивакова сыграть концерт Рахманинова. А потом – встреча с Родионом Щедриным, и опять приглашение на соло в концерте и всего две недели на подготовку! Дальше – знакомство с маэстро Ростроповичем… И пошло. Всегда рядом мама, муж, тоже музыкант, скрипач, с ним со школы играли дуэтом, – Евгений Стембольский. Он мне перед концертом обязательно говорит: «Играй с радостью». Так и делаю.

Вместо послесловия

…За время недолгой концертной деятельности Екатерина Мечетина выступила более чем в сорока странах, являлась членом жюри на конкурсах молодых исполнителей и композиторов. Интернет «взорван» ее сольными концертными программами, с которыми она выступала в Президентском дворце в Риме, в Большом зале Московской консерватории, играла с Виртуозами Москвы, Национальным филармоническим оркестром России, Российским национальным оркестром.

Как все большие музыканты, она играет, растворяясь в своей музыке. Не боится быть некрасивой, то беря трудные, громоподобные аккорды, то, ссутулившись, отстукивая дробный ритм игривой пьесы, запрокинув голову и плывя в лодке счастья по нотному морю.

Она как феерической красоты Вторая рапсодия Листа, которая с тобой навсегда. Властно ведет в свой музыкальный мир слушателей, и они всем сердцем отдаются ее безудержному обаянию. А критиков, обожая композиторов-романтиков, заставляет восклицать, что романтизм жив, и вместе с ним жива славная русская пианистическая школа.