Всегда быть в зоне доступа

С апреля во всех муниципалитетах Свердловской области Система единого телефонного номера экстренных служб 112 работает в постоянном режиме.

«Кто владеет информацией, тот способен влиять на ситуацию». Именно так можно перефразировать известное высказывание относительно деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС), или, как её ещё называют, «Службы 112». Эти цифры – номер телефона, по которому каждый из нас может сообщить о происшествии или обратиться за помощью.

На сегодняшний день в регионе работают 73 единые дежурно-диспетчерские службы, объединённые в одну сеть, которая охватывает все муниципальные образования Свердловской области. Управляется данная система Центром обработки вызовов, расположенном в Екатеринбурге.

О деятельности местного структурного подразделения Системы-112 нам рассказали начальник Управления гражданской защиты городского округа Нижняя Салда Дмитрий ИСАКОВ и его заместитель Виктория ЩЕРБИНИНА, на которую возложены руководство ЕДДС и организация оперативной деятельности.

Общие принципы единства действий

Разговор касался основных функций и задач вверенного им подразделения по реагированию на сообщения граждан о любых происшествиях и координации действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

– Работа нашей службы очень серьёзная и достаточно сложная, – рассказывает Дмитрий Всеволодович. – Создана она в целях повышения оперативности реагирования всех дежурно-диспетчерских служб городского и объектового уровней. ЕДДС является для них вышестоящим органом по вопросам сбора, обработки и обмена оперативной информацией о чрезвычайных ситуациях, а также координатором по вопросам совместных действий. В этих условиях залогом нашей эффективной деятельности является профессионализм персонала и технические возможности оборудования. Могу с удовлетворением отметить, что компетенция наших сотрудников и техническое обеспечение на сегодняшний день полностью соответствуют необходимым требованиям.

В распоряжении диспетчерского пункта имеется многоканальная связь, снабжённая записывающими переговорными устройствами, позволяющими фиксировать все поступающие звонки.

Налажена видео-конференц-связь с информационным центром Правительства Свердловской области, Управлением МЧС, а также с ЕДДС всех муниципальных образований региона.

Если говорить о персонале, то, согласно штатному расписанию, в состав службы входят: инженер, 5 оперативных дежурных и 9 операторов Системы-112. Все они прошли строгий конкурсный отбор и специальное обучение. 80 % сотрудников имеют высшее образование, владеют компьютерной грамотностью, умением в сложной обстановке принимать правильное решение и, конечно же, тактичностью в ведении телефонных разговоров.

Надо отметить, что со стороны Правительства Свердловской области уделяется большое внимание вопросам организации на местах работы по выявлению, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. И ЕДДС призвана этому способствовать.

Служба ЕДДС слушает и реагирует

Когда речь зашла о рабочих моментах деятельности оперативной службы, роль главного действующего лица взяла на себя Виктория Щербинина.

– Виктория Александровна, поясните, пожалуйста, какие вопросы находятся в сфере компетенции вашей службы и как воспользоваться её услугами?
– Существует большой процент обращений по вопросам, которые имеют к нам опосредствованное отношение. Это, например, животные, которым требуется помощь. Поэтому напомню, что ЕДДС незамедлительно реагирует на сообщения от граждан и организаций о любых происшествиях и чрезвычайных ситуациях, несущих угрозу нормальной жизнедеятельности населения (ДТП, пожары, крупные нарушения на системах ЖКХ, наводнения, обрушения зданий, распространение инфекционных заболеваний человека и животных и т.п.). В частности, операторы Системы-112 ЕДДС принимают сообщения о вызовах экстренных служб – «Скорой помощи», пожарных, полиции, службы газа и электроснабжения.

– Насколько строго ваши сотрудники придерживаются этого перечня происшествий, реагируя только на них?
– Есть такое понятие, как человечность. Все, даже малозначительные факторы риска для здоровья, а тем более для жизни людей, принимаются во внимание.
Приведу простой пример. Протекает крыша жилого дома. Казалось бы, логичнее всего обратиться с этой проблемой в управляющую компанию. Но если вода попадает в систему электроснабжения, то есть вероятность замыкания проводки и, как следствие, угроза человеческой жизни или возникновения пожара. Не прореагировать на такое сообщение мы просто не имеем права.

– Существует ли регламент времени максимально возможного ожидания ответа от оператора?
– Вообще эта система создана, прежде всего, для сокращения времени реагирования на сообщения. Теперь информация о происшествии передаётся всем задействованным экстренным службам одновременно. Максимальное время обработки оператором Системы-112 одного звонка, начиная от соединения вызова и заканчивая передачей сообщения спасателям, составляет 75 секунд.
Если по какой-то причине оператор не может принять сообщение, то оно автоматически адресуется в областной Центр ЕДДС. Всё находится под строгим контролем.

– Насколько проще дозвониться на номер 112, нежели на другие номера?
– У многих возникает закономерный вопрос: зачем нужна дополнительная служба, если уже давно существуют и работают номера экстренных служб: 01, 02, 03, 04? Так вот, сделано это с целью удобства обращения граждан на единый экстренный номер, не задумываясь, к какой категории относится происшествие и в какую именно службу нужно звонить.

Единый номер 112 работает как со стационарных, так и любых сотовых телефонов, даже при отсутствии SIM-карты, средств на счёте, и в зоне, где нет покрытия телефонной сети. Яркий тому пример – неоднократные обращения женщин-грибников, заблудившихся летом 2018 года в лесу, у которых не было технической возможности дозвониться до родственников или полиции. Тем не менее звонок по номеру 112 дошёл до адресата, и женщины были спасены.

Замечу, что у нас есть технические возможности по сигналу с телефона определить местонахождение объекта передачи сообщения, а значит, прийти ему на помощь.

Не менее показателен совсем недавний случай, когда в пункт приёма сообщений позвонила жительница Нижней Салды и сообщила, что её родственница в Тольятти нуждается в срочной медицинской помощи, но она не может дозвониться до местной «Скорой помощи». Сообщение тут же было передано коллегам тольяттинской ЕДДС, которые обеспечили оказание необходимой помощи.

Покидали мы гостеприимных хозяев этой важной службы с чувством уверенности, что у каждого из нас в зоне доступа есть надёжный друг, готовый прийти на помощь. А это, поверьте, многого стоит. Тем более что впереди нас ожидают и весенний паводок, и пожароопасный период, и… Да мало ли каких ещё «сюрпризов» уготовано нам природой, главное – быть готовым вовремя набрать номер 112.