Бурак бураком

Молодой умелец возрождает народный художественный промысел по изготовлению ёмкостей для продуктов – берестяных туесов (бураков). Делает он это скорее для души, нежели с целью заработать.

«Продолжим поддерживать проекты в этой сфере»

В августе прошлого года Президент России Владимир Путин в целях привлечения внимания общества к богатому культурному наследию Российской Федерации, повышения узнаваемости народных художественных промыслов, увеличения промышленного производства, повышения привлекательности профессии мастера народных художественных промыслов постановил провести в 2019 году в Российской Федерации Год народных художественных промыслов и ремёсел.

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и правительство региона уделяют большое внимание сохранению и приумножению традиций уральской школы промыслов. Это важнейшая часть истории нашего края, необходимая для формирования уральской идентичности. В 2019 году мы будем совершенствовать систему поддержки народных художественных промыслов и продолжим поддерживать проекты в этой сфере, - сказала министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова в ходе январской рабочей поездки в Верхотурье, где планируется открыть Дом ремёсел.

Напомним, в 2016 году губернатор Евгений Куйвашев своим указом утвердил премии уральцам, внесшим значительный вклад в сохранение, возрождение и развитие промыслов. Ежегодно пять мастеров и три хранителя НХП получают по 50 тысяч рублей. В 2017 году специальные звания «Мастер» и «Хранитель» народных художественных промыслов Свердловской области получили восемь свердловчан, среди которых и наш земляк – житель посёлка Шамары, мастер художественной обработки дерева Василий Краев.

Народные промыслы на Урале имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трёх веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население их существенно выросло за счёт переселенцев из центральной России. Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера. На сегодняшний день в городах, посёлках и деревнях Среднего Урала возрождаются традиционные промыслы и ремёсла, такие, как льняное производство, уральская роспись, иконопись, резьба по камню и, конечно, по дереву.

Как уже было сказано выше, среди промыслов, традиционно бытовавших на Среднем Урале, до настоящего времени сохранилась и развивается художественная обработка дерева и других растительных материалов, таких, как, например, берёста. Этот красивый промысел успешно практикует житель посёлка Шаля Дмитрий Лузгин. На прошлой неделе он согласился встретиться у него в мастерской и рассказал о том, как он пришёл в берестяное дело.

Термос в рубашке

С 2004 по 2006 годы Дмитрий учился в Бобровском профессиональном училище художественных ремёсел в Сысертском районе. Там он и познакомился с конструкцией традиционных туесов, или, как их ещё называют, бураков на уроках НХП (народные художественные промыслы), но тогда на этом не зациклился и больше занимался столярным делом. И лишь несколько лет спустя после учёбы, вспомнил мастер, отправился он как-то в лес – собирать травы, а тару под них по какой-то причине забыл, спохватившись уже далеко от дома. «Во что же я буду собирать свои травы?», – думал молодой мастер. Тут-то на глаза ему и попалась старая берёзовая валежина с уже прогнившей сердцевиной, но совершенно целой корой. Творческая мысль заработала и из-под умелых рук появился небольшой примитивный туесок, в котором вполне стало возможным донести лесные дары до дома.

Тогда Дмитрий и задумался – почему бы не заняться туесами всерьёз, тем более, всё для этого есть. С тех пор шалинец оттачивает своё мастерство и, судя по многочисленным грамотам и благодарностям за участие в муниципальных и областных конкурсах, получается это у него неплохо.

Туес удивляет простотой и мудростью конструкции. Он напоминает термос, так как имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остаётся небольшая воздушная изолирующая прослойка. Внутренняя стенка удерживает жидкость. 

Наружная стенка предназначена для декора, неспроста её называют рубашкой. Традиционно рубашку украшали яркой росписью или прорезным кружевным орнаментом, либо тиснением, иногда вплетают полоски берёсты. Бурак собирается без единого гвоздя, крайне редко используется клей и другие крепёжные материалы. Края сверху и снизу усиливаются корнем сосны, который вставляется между стенок.

На Руси туеса изготавливались практически каждым крестьянином массово, - рассказывает Дмитрий. - Это сейчас они несут больше декоративный характер, как исторический предмет, а тогда имели только практическое значение: в бураках хранили соль, соления, молоко, масло, сметану и творог. Скоропортящиеся продукты в берестяных туесах долго хранились, соль не отсыревала, солёные грибы и огурцы приобретали особый аромат, молоко и творог не кисли. Однако делаю я туески, скорее, для души, мне это доставляет эстетическое удовольствие. Но если заказывают, и такое бывает, могу и на продажу сделать.

Берёста обладает бактерицидными свойствами. Люди давно подметили, что она долго не портится, даже если ствол берёзы упал в воду, быстрее сгниёт древесина, коре же долго ничего не сделается. Как правило, туески хранились и использовались довольно долго, их можно встретить в большинстве исторических музеев хорошо сохранившимися.

Всё по лесному кодексу

Дмитрий Лузгин за несколько лет практики не только набил руку в изготовлении туесов, но и изучил историю их появления:

Отличительным качеством изготовления обладают туеса с реки Уфтюги и окрестностей Красноборска Архангельской области. Изделия расходились оттуда по всему Северу России и даже дальше. Хотя точное время возникновения бурачного промысла пока не ясно, местные старожилы связывают его происхождение со старообрядческими скитами и поселениями, появившимися здесь в конце 17-го - начале 18-го веков.

Можно немного подробнее о том, как ты изготавливаешь туеса?

У меня в руках так называемый классический деревенский туес. Сначала я иду в лес в конце мая – начале июня, это самое подходящее время, как раз в деревьях идёт активное сокодвижение и кора более эластичная. В делянке договариваюсь о заготовке древесины с лесопользователем, чтоб всё по лесному законодательству было, подбираю подходящее дерево и спиливаю его. Приношу заготовки в мастерскую, распиливаю их на нужные размеры, затем с помощью специальной шпажки отделяю внутреннюю часть от коры: получается тот самый сколотень.

И тут уже начинается творческий процесс. Изготавливаю рубашку для наружной отделки бурака из распрямлённого куска берёсты. Сколотень скрепляю с рубашкой выворотным способом или прошивкой. Затем по диаметру цилиндра вырезаю из доски дно и крышку, днище выпиливаю немного под конусом, чтобы оно с усилием плотно вошло в сколотень для герметичности. Крышка делается примерно также, ручку для неё изготавливаю из черёмухи или ольхи, предварительно распарив заготовку в горячей воде, чтобы она гнулась.

В завершении туеса проходят испытание на прочность. Для этого наливаю в него воду и плотно закрываю крышкой. Взяв бурак за ручку, сильно трясу его, раскачиваю, переворачиваю вверх дном. Если днище и крышка подогнаны точно, туесок с честью выйдет из испытания — из него не выльется ни капли воды. В среднем, на изготовление одного туеска уходит два дня неторопливой и проникновенной работы.

На сегодняшний день многие народные ремёсла умирают - уходят вместе с мастерами, передавать их некому. Современная молодёжь чаще всего не нуждается в том, что делали деды и прадеды: технологии предоставляют всё необходимое, а о проявлении души в народных ремёслах редко кто вспоминает. Тем более радует, что на шалинской земле есть ещё люди, возрождающие традиции предков, да ещё – с душой. Дима Лузгин – один из них. Пожелаем ему дальнейшего развития и творческих находок.

Владислав ЛУКАНИН.
Фото Леонида ЛОГИНОВА.